Дмитрий Разумков: Механизм деолигархизации должен работать, когда мы у власти, и когда нет

Спикер Верховной Рады в интервью программе "Большая деолигархизация" на телеканале "Украина 24" рассказал, что нужно, чтобы реформа президента сработала

Президент Украины Владимир Зеленский начал кампанию по деолигархизации. 2 июня глава государства внес на рассмотрение Верховной Рады проект закона, который должен избавить Украину от влияния олигархов – он определил его как неотложный. Уже 1 июля депутаты проголосовали за законопроект в первом чтении. Закон вызвал мощный резонанс среди политиков и в обществе.

Чего не хватает в законопроекте, почему Украине нужен легальный лоббизм, когда общение власти и бизнеса будет приносить пользу всему государству и почему механизм деолигархизации должен быть "вечным" – об этом спикер Верховной Рады Дмитрий Размуков рассказал в интервью Дмитрию Билянскому в программе "Большая деолигархизация" на телеканале "Украина 24".

Реклама



- Дмитрий Александрович, добрый день! У меня есть для вас два вопроса, первый из них: если говорить о большой деолигархизации как о реформе, направленной на борьбу с системой, какие законы нам нужны, чтобы остановить или ограничить влияние денег на власть, да и саму власть в вымогательстве денег?

- На самом деле это будет целый перечень вопросов, перечень законопроектов, которые необходимо принять. В первую очередь, если мы говорим о влиянии денег на власть или власти на деньги, в плохом смысле этого слова, то это действительно законы, связанные с борьбой с коррупцией.

Дмитрий Разумков рассказал о своем видении деолигархизации
Дмитрий Разумков рассказал о своем видении деолигархизации / Фото: Верховная Рада

Реклама

Потому что это же происходит не просто так: кто-то за это что-то получает, кто-то за это изменяет тем обещаниям, когда шел к власти, кто это делает не для того, чтобы помочь стране развиваться. И сегодня у нас достаточно серьезная антикоррупционная система, были созданы и НАБУ, НАПК, САП, ВАКС и много других институтов, которые сегодня занимаются борьбой с коррупцией.И в этом плане Верховная Рада их полностью обеспечила всеми инструментами, которые они просили для того, чтобы проводить такие реформы.

Читайте также:

Второй вопрос – это вопрос лоббизма. К сожалению, в Украине вопрос лоббизма связан с таким негативным контекстом. Но эта система существует и в Европейском Союзе, и в США, и это прозрачные и понятные и зафиксированные, фактически, сношения между представителями власти и бизнеса, где отстаивание своих интересов – а бизнес должен отстаивать свои интересы – происходит публично, прозрачно и фактически с заключением контрактов между лоббистами, которые сотрудничают и с властью, и с бизнесом. И мы понимаем, кто является конечным бенефициаром тех или иных решений. Это снимает как коррупцию, так и делает понятным для общества, почему ты поддерживаешь либо не поддерживаешь тот или иной законопроект, почему ты считаешь, что он принесет позитив, и этого точно не стоит стесняться.

Реклама

Важным вопросом также является и другая сторона прозрачности процесса – это сношения между представителями власти и бизнеса. Потому что очень часто это происходит, как говорят, "под покровом ночи", и это очень плохая украинская привычка, традиция. От нее точно необходимо избавляться.

И если даже мы говорим о фиксации таких встреч. Я помню высказывания и политиков, и журналистов, вспоминаю, как в 2019 году уважаемые журналисты радовались тому, что публично проходят встречи представителей крупного бизнеса и представителей украинской власти. Это нормально, потом не возникает вопрос, а что же вы там проговаривали секретного, почему это происходило в 12 ночи или в другое нерабочее время?

На самом деле, если нет коррупционной составляющей в этом процессе, то и вопросов не будет, и бизнес должен общаться с властью так же, как и власть должна общаться с бизнесом. Это механизм взаимодействий, и результатом должно быть не обогащение отдельных бизнесменов и политиков, а обогащение в целом государства.

И еще одним важным элементом деолигархизации является антитрастовое законодательство, такого плана, как оно функционирует в Соединенных Штатах Америки. А фактически, переводя на украинский язык, это антимонопольное законодательство, которое эффективно может выполнять функцию борьбы с естественными или не естественными монополиями, существующими в украинской бизнес-среде, это тоже правда. И принятие соответствующих законопроектов, а даже не принятие, потому что база законодательная у нас есть, а выполнение этих законов позволит изменить ситуацию.

Ну и, пожалуй, самое главное – это желание и бизнеса, и власти выйти из этого круга, который точно не прибавляет нашей стране. Сегодня мы имеем такую возможность. Все политические силы шли с такими лозунгами, и я думаю, что бизнес к этому готов.

Ключевым вопросом остается честность отношений, так как для бизнеса важно понимать, будут ли выполнять все стороны те договоренности, которые были достигнуты. Фактически, договорные отношения. Не "договорняки", а договорные отношения, это разные вещи. И бизнес должен понимать в том числе изменения в законодательство и долгосрочные перспективы для того, чтобы строить свою стратегию поведения и развития того или иного направления в нашей стране. А сегодня мы действительно нуждаемся в инвестициях, как внутренних, так и внешних.

- Если говорить о конкретном законопроекте, который в данный момент на рассмотрении в парламенте – №5599. В чем заключается его миссия, что с ним так или не так? И в каких поправках он нуждается, по вашему мнению?

- Если мы говорим с вами о той составляющей, которая является одной из ключевых, – это декларирование любых встреч и создание публичной платформы. Если вы представитель крупного бизнеса, и мы встретились с вами, выпили кофе и обсудили какие-то направления, в которых нет коррупционной составляющей, это не является проблемой ввести в соответствующий реестр и сказать, что такая встреча состоялась.

А с другой стороны, если мы говорим с вами о подходах и о том, что, по моему мнению, необходимо было бы изменить – это орган, который включает (тех или иных людей. – Ред.) в перечень олигархов. Потому что в том законопроекте, который предложен – это СНБО. По моему мнению, как члена СНБО, здесь существует конфликт интересов. Потому что мы только что проговорили, что представители бизнеса контактируют с представителями власти и решение о попадании в такой перечень так называемых олигархов должны принимать не те же представители власти, с которыми может контактировать бизнес – это раз.

Два – если мы говорим о СНБО, там не определен перечень лиц, которые могут входить. То есть он может увеличиваться или уменьшаться, и также будет влиять на результаты принятия решений. Ну и существует конфликт интересов, который точно мы не можем допустить в таком чувствительном деле, о котором мы сегодня с вами говорим.

/ Фото: Верховная Рада

Поэтому, на мой взгляд, это должна быть независимая комиссия, и соответствующие правки я также подавал, чтобы она могла действовать при НАЗК. Она формируется на конкурсной основе, является независимой, общественной, а не потребует дополнительных средств, а организационный процесс будет обеспечивать НАЗК фактически.

Это снимет любые вопросы – почему тот попал, а тот не попал в перечень олигархов. А относительно декларирования таких встреч, еще раз повторюсь, я считаю, что нормально и правильно, и эту инициативу я поддерживаю. Но все и здесь должно быть прозрачно, чтобы потом никто не мог упрекать представителям власти, вы что-то прописали под себя.

Читайте также:

Если мы запускаем данный механизм, то он должен работать сегодня, завтра, когда мы есть во власти, или когда нас нет. Даже когда мы говорим о данном законопроекте, то его действие распространяется на 10 лет, и сегодня президентом является Владимир Александрович Зеленский, но через некоторое время будет другой президент, и всегда должны быть соответствующие предохранители, которые не позволят использовать данный достаточно мощный механизм против интересов нашего государства .

Я считаю, шо и перечень лиц, которые должны декларировать такие встречи, его также необходимо увеличить – со стороны государства. Потому что очень часто это происходит через посредников, которых также следовало бы включить в перечень лиц, которые должны декларировать такие встречи.

- У нас существуют неофициальная информация, что количество поправок, которое было внесено в этот закон №5599, оно больше тысячи.

- 1230, если я не ошибаюсь, накануне нашей встречи смотрел.

Дмитрий Разумков (по центру). Фото: facebook.com/sluganarodu.official
Дмитрий Разумков (по центру). Фото: facebook.com/sluganarodu.official

- Чего именно касаются поправки? Они об органе, о декларировании, или, может, они о влиянии на медиа, или, может, они о размере суммы состояний, после которой человек признается олигархом?

- Сейчас еще я не анализировал, так как нет таблицы, это только правки, которые были представлены народными депутатами. Затем они процедурно формируются, и только после этого ты сможешь с ними ознакомиться. Я уверен, что они будут касаться многих вопросов, те правки, которые я туда подавал, я только что отметил, они организационные, они увеличивают перечень чиновников, подпадающих под такое декларирование и, на мой взгляд, делают закон более качественным в плане использования как механизма действительно деолигархизации.

- То есть, по вашему мнению, главный вопрос – это орган, который будет принимать эти решения?

- Я думаю, что да, это одна из ключевых позиций для того, чтобы потом бизнес не говорил, что здесь есть какая-то заангажированность. Или власть четко понимала, что большой бизнес, если он пойдет по-другому, не будет давить на представителей власти, а это будет приниматься соответствующей структурой. Я думаю, что правки будут по многим вопросам: и по суммам, и вопросам по тем, кто может попасть, кто не попадет в такой перечень.

Также были идеи и у меня, и у коллег по увеличению критериев, по которым ты можешь попадать в так называемый перечень лиц со значительным влиянием. Но я лично не подавал соответствующие предложения, так как это будут потом оппоненты использовать как механизм затягивания процесса или создания дополнительных препятствий. Я надеюсь, что у нас так называемого включения в реестр людей будет не так много, и все же власть будет находить с бизнесом такие механизмы взаимоотношений и отношений, которые через некоторое время уберут формулировку олигархизация из нашего с вами лексикона.

Все, что нужно знать о деолигархизации – читайте в нашем материале Деолигархизация – для кого опасен закон Зеленского и чего от него ожитать

Реклама
Самые важные и интересные новости всегда под рукой
“Сегодня” в Telegram Подпишись на RSS-канал

Рекомендации

Последние новости
Реклама
Прямая трансляция
Опрос
Власть
Визит Зеленского к Байдену в Вашингтон
Подробнее
Комаровский в теме
Какой тест на СOVID-19 самый надежный
Мнение Комаровского
Читать статью
АКТУАЛОЧКА
Собираешься на пикник?
Где лучше покупать продукты
Хочу знать
Кейт Уинслет для LA Times
Гороскоп
Твой гороскоп на сегодня
Читать гороскоп
Спецпроект
Календарь лайфхаков на лето
Август
Лайфхаки по календарю
Для родителей
Аптечка малыша в отпуск и дома
Собрать
Благоприятные и опасные дни в августе
Лунный календарь на август
Что нужно делать

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять