Первое заседание национального круглого стола для единства и нахождения выхода из сложившегося кризиса не принесло ожидаемых результатов. Недовольны все. Регионалы говорят о слабой подготовленности и акцентируют внимание на отсутствии во время заседания как представителей самоназванных народных республик, так и лидеров общественности из протестующих регионов. Единственный позитив – сам факт начала переговоров. Но и он будет перечеркнут, если новое заседание не состоится в самое ближайшее время, причем желательно в одном из протестующих регионах. Об ожиданиях Донбасса от предстоящего круглого стола, перспективах продолжения диалога с Киевом, и будущем донецкого региона в составе Украины в интервью "Сегодня.ua" рассказал секретарь Донецкого горсовета Сергей Богачев, поделившись своим мнением о возможности провести в ближайшее время второе заседание национального круглого стола только уже в самом Донецке.
- Сергей Валентинович, какие ключевые требования у вас в частности и Донецкого региона в целом к официальному Киеву? Есть ли некий список требований, который можно было бы предъявить действующей власти для урегулирования ситуации уже сейчас?
- Необходим отвод войск с территории Донецкой области и начало переговорного процесса.
- Каких именно войск, как далеко от донецкого региона, на какой период?
- Отвод всех войск, которые принимают участие в антитеррористической операции. Что касается переговоров, то надо выяснить позицию ДНР, возможность сохранения территориальной целостности. Понять, как данный процесс видят для себя представители ДНР. И эти процессы обсуждать. В том числе и что необходимо сделать для сложения оружия, снижения криминогенной обстановки в регионе.
- У вас есть список из 5-10 требований, в том числе и те, которые затрагивают изменения в Конституцию, который может быть представлен, скажем уже в ближайшую субботу или понедельник, когда может быть проведен второй круглый стол национального единства?
- Да, у меня есть личные предложения, которые в числе прочего затрагивают процесс перераспределения бюджетных средств на принципах бюджетного федерализма. Предложения, которые касаются конкретных законодательных актов: бюджетного, налогового кодексов и т.д.
- Необходимо, чтобы города в своей хозяйственной деятельности руководствовались интересами привлечения и зарабатывания денег на территории. Т.е, налоговая система в целом должна работать в этом направлении. Например: ставки экологического налога на сегодняшний день в Украине ниже, чем в Европе. Мы поддерживаем товаропроизводителя-паразита, который загрязняет нашу территорию, а нужно взыскивать с него и качество жизни улучшать. Далее ставки по местным налогам и сборам могли бы утверждать органы местного самоуправления. Это их право и они должны им пользоваться.
- В целом собственные источники в общем объеме доходов должны составлять как в Европе от 50 до 70%, не 10% как сейчас. А в связи с этим и трансферы, которые идут из государственного бюджета в среднем по Украине в местные бюджеты составляет 50-60% А это значит, что никто из городов не заинтересован зарабатывать деньги – рано или поздно держава даст копеечку. А копеечка эта формируется, как правило, в промышленных регионах.
- Кроме того, я бы еще вспомнил о налоге на землю, который должен быть закреплен за территориальной громадой. И территориальная громада должна сама определять ставки налога на землю, чтобы сравнять его со ставками арендной платы.
- И использовать его на 100% для внутренних нужд?
- Полностью или нет. Надо смотреть, что может войти в собственные источники. В каком объеме может войти данный источник, чтобы получить на выходе 50-70% собственных доходов. Мы могли бы говорить и о части налога на прибыль, во всяком случае, при перевыполнении часть его могла бы оставаться в местном бюджете. Это повысило бы заинтересованность в прибыльной работе предприятий.
- Что вы скажете о гуманитарной сфере, культурной? Должен ли по-вашему русский язык иметь статус второго государственного или просто равным украинскому на территории Донецкой области?
- Если мы хотим, чтобы сегодня были снижены протестные настроения Юго-Востока, нужно снять вопрос русского языка и перейти к экономическим вопросам. Разница между теми двумя вариантами, которые вы привели для меня лично не очень большая. Но пусть власть сделает хоть что-нибудь
- Для меня, не принципиально будет ли он официальным государственным – главное чтобы люди имели возможность вести делопроизводство и разговаривать на том языке, на котором они думают.
- А как вы лично считаете: привлекать или не привлекать к переговорам представителей самопровозглашенных республик? И о каком уровне представительства должна идти речь? Только народные губернаторы, их замы или достаточно будет и представителей Верховного совета?
- На любом доступном уровне. Т.е, если губернатор так называемый соглашается принимать участие и принимает на себя обязательства, значит надо разговаривать с людьми.
- Да, я бы сказал еще вот о чем... На сегодняшний день, на мой взгляд, разъединяющими параметрами являются Майдан и Антимайдан. Поэтому нужно забыть о Майдане, тогда будет забыт и Антимайдан.
- Необходимо то, что вызывает раздражение и одних и у других – вычеркнуть с повестки дня, эфира и страниц СМИ, и запретить использовать это в риторике политиков.
- Т.е, вы имеете ввиду, что по обоюдной договоренности нужно убрать из риторики понятия и Майдана с Небесной сотней, и Антимайдана?
- На общегосударственном уровне, на общегосударственных каналах, чтобы эта риторика исчезла.
- А там, где есть местные традиции – память о Бандере и Шухевиче, как в западных регионах. – Это дело регионов. Точно также как у нас свята память об Артеме, стоит памятник Ленина – это дело территориальной громады. И в вопросы территориальной громады Львова не должен лезть Донецк, а вопросы донецкой громады не должен вмешиваться Киев.
- И в завершении разговора, хотелось бы узнать, насколько по вашему мнению велика вероятность того, что следующий круглый стол будет проведен именно в Донецке? Кравчук говорил, что поехать готовы – главное, чтобы была обеспечена безопасность. Она может быть гарантирован потенциальным участникам?
- Безопасность обеспечить можно. Но участие представителей ДНР, по той информации, которой лично я располагаю, возможно сегодня только при наличии международных посредников, гарантирующих ответственность центральной киевской власти, безопасность всех участников переговоров, в том числе представителей ДНР. Они (представители ДНР) говорят о россиянах, поскольку украинской власти они не доверяют
- Т.е, речь идет исключительно о российской стороне – как обязательном условии.
- Я вообще приветствую вариант развития событий связанный с диалогом, с обсуждением и решением каких-либо проблем. Но, увы, на сегодняшний день каких-либо шагов в эту сторону со стороны правительства сделано не было.
Читайте также:
- Кравчук: Осенью нужны парламентские выборы
- Предприниматели Луганской области призывают к переговорам
- Круглый стол переезжает на Восток: Чего хотят местные жители
- Москва требует от Киева пустить на круглые столы единения лидеров юго-востока
- Регионал: Круглый стол провалился
- Национальный круглый стол единства – первые итоги (расширенная версия)
- Как прошел круглый стол национального единства: итоги и комментарии
- Герман: Децентрализация вытянет Украину из пропасти
- Тарута: Донбасс услышали. Важно чтобы теперь Донбасс услышал