Интервью с главным гаишником Украины: "Топ-взятка в ГАИ — $19 000"

Анатолий Сиренко рассказал "Сегодня" о том, как в ГАИ борются со взятками, чем занимаются инспектора на войне, куда исчезли пресловутые "Визиры" и всегда ли надо штрафовать водителей

— Одним из первых ваших решений после назначения на должность главного гаишника страны было увеличение предела скорости до 80 км/ч на трассах в Киеве, оборудованных разделительным барьером. Но минувшей осенью ограничение снова ввели. Будет ли восстановлен предел скоростного режима на этих дорогах до 80 км/ч и когда?

— Опыт показал: повышение предела скорости до 80 км/ч там, где это возможно, не увеличило, а снизило аварийность, так как выросла пропускная способность дорог. Поэтому с 1 апреля повышенный скоростной режим снова введут на 10 дорогах в Киеве и в других городах. В прошлом году таких участков в столице было 11, но после детального анализа мы решили не поднимать скорость на пр. Бажана.

Реклама

— С какими проблемами вы столкнулись, став начальником ГАИ? Возможно, это были проявления коррупции, ведь говорили, что прежняя власть требовала "дань" с подчиненных, в том числе и в вашей структуре?

— Не скрою, работник ГАИ ассоциировался у всех исключительно со взяточником. Поэтому первой моей задачей стало переформатирование сознания инспекторов, чтобы они стали помощниками для участников дорожного движения. Следующая проблема — недоверие к нам людей. Для ее решения заменили практически всех руководителей ГАИ на местах, в первые же месяцы на основании анализа жалоб и обращений провели чистку в рядах, начали учить личный состав культуре общения с водителями. Чтобы достичь прозрачности, запрещено сажать водителей в служебные автомобили для составления протоколов. Еще одна беда — недостаточное маттехобеспечение. Дабы ее побороть хоть как-то, часть автомобилей передали из департамента в низовые подразделения, перераспределяем бюджет департамента, стараясь хоть немного увеличить зарплату тем, кто работает "в поле". Ведь инспектор-новичок получает всего 2140 грн, имеющий выслугу — до 3000 грн. Наконец — ошибочное мнение общества, что за безопасность дорожного движения, снижение количества аварий отвечает исключительно ГАИ. Это не так: без ремонта дорог, качественного обучения будущих водителей ПДД, создания системы экстренной помощи жертвам ДТП, а главное — сознательности участников движения, снизить тяжесть ДТП невозможно.

— Как ведется борьба со взяточничеством среди личного состава? Приведите примеры выявленния мздоимства.

Реклама

— Это по-прежнему болезненный вопрос. С начала этого года выявлено пять случаев получения взятки и составлен один протокол о коррупции относительно сотрудников ГАИ (см. инфографику). Также по состоянию на 20 марта 2015 г. наши сотрудники задокументировали 304 попытки водителей дать взятку за непривлечение их к админответственности за нарушение ПДД. По ним уже возбуждено 141 уголовное производство (ч. 1. ст. 369 УК — дача взятки — предусматривает штраф 3400—8500 грн или ограничение свободы на 2—5 лет).

2_71

— Не секрет, что порой ДТП случаются из-за того, что некоторые водители получают права за взятку, не сдавая экзамен в МРЭО. Попытка внедрить систему контроля за сдачей экзаменов в режиме онлайн заглохла. Почему?

Реклама

— В виде эксперимента мы включали в состав экзаменационных комиссий в центрах ГАИ Киева руководителей — представителей департамента ГАИ, для контроля за сдачей экзаменов в МРЭО №2 и №10 были установлены камеры видеонаблюдения. Но закон не предусматривает ведения визуального контроля в режиме онлайн за сдачей экзаменов, а финансирование для такого оснащения центров не поступает.

— Какие радикальные новшества вы ввели бы в стране, чтобы в разы сократить число трагедий на дорогах?

— Их три: наконец-то внедрить механизм автофиксации нарушений; применить европейский опыт строительства дорог в условиях кризиса (строить платные дороги высокого качества, которые после возмещения затрат инвесторам через 4—5 лет становятся бесплатными, но не требуют капремонта еще полсотни лет), обязать всех продавцов авто и топлива хотя бы раз в год за свой счет проводить мероприятия, популяризующие безопасность на дорогах, размещать в торговых точках социальную рекламу безопасности дорожного движения. Пока, благодаря профилактическим мерам, аварийность на дорогах снизилась за январь-февраль 2015 г. на треть в сравнении с январем-февралем 2014 г. (см. инфографику).

— Раньше ГАИ привлекала общественников-дружинников, которые помогали дежурить: например, возле школ, в аварийно опасных местах задерживали пешеходов-нарушителей. Сейчас такой практики нет. Возможно, ее возродят?

— Дружинники были большим подспорьем в нашей работе во времена СССР, но, увы, сейчас желающих нет, хотя общественные автоинспектора нам подмога. Дело в том, что при Союзе все предприятия были государственными, за несколько дежурств в месяц дружинникам давали три дополнительных дня к отпуску, сейчас в частных фирмах допотпуск не выпросишь. Вот энтузиастов и не стало, хотя мы готовы к сотрудничеству.

— Какова судьба нашумевших приборов "Визир", с помощью которых в 2008—10 гг. массово рассылались "письма счастья" водителям, превысившим скорость? Используются ли они сейчас?

— Применение "Визиров" значительно снизило количество ДТП, число погибших и травмированных. Сегодня прибор используется в основном в режиме патрулирования (установлен в салоне служебного автомобиля). В случае фиксации превышения скорости патруль останавливает нарушителя и составляет админпротокол. Сейчас на оснащении подразделений ГАИ — 310 "Визиров", но мы ведь стремимся к полностью автоматической фотовидеофиксации, без "человеческого фактора", что невозможно при использовании этого прибора, поэтому вопрос закупки новых не рассматривается.

— Рада никак не примет закон о введении автоматической фиксации нарушений ПДД. Представим, что закон уже вступил в силу, а также в полном объеме профинансировано его внедрение. Чего вы ожидаете от этого — снижения количества нарушений или увеличения собираемости штрафов?

— Эксперимент, проведенный в Киеве, показал: зная, что на каком-то участке работает автоматическая фиксация, большинство водителей становятся намного дисциплинированнее. А те, кто нарушает, автоматически наполняют госбюджет, уплачивая штрафы.

3_47

— Эффективны ли такие методы борьбы с нарушителями скоростного режима, как установка муляжей видеокамер в боксах, муляжей патрульных машин?

— Да. В странах Европы они стоят повсеместно. Обычно лишь один из четырех боксов рабочий, остальные пусты. Но какой — неизвестно, так как периодически видеокамеры меняют местами. Поэтому будем шире применять такой опыт и в Украине.

— Как вы относитесь к возможности водителей заполнять протоколы о ДТП на месте без приезда ГАИ (европротоколы)? Облегчило ли это новшество работу ГАИ или большинство водителей по-прежнему боятся оформлять аварии без инспектора?

— По нашим последним данным, из 191 тыс. ДТП лишь в 16% (30,1 тыс.) случаев были травмированные или погибшие. В большинстве остальных случаев ГАИ можно было не вызывать. Поэтому мы считаем вопрос широкого внедрения европротоколов чрезвычайно актуальным, так как это в разы снизит нагрузку на наряды ГАИ, у них освободится время на непосредственный контроль за дорожным движением, проведением профилактической работы с его участниками. В 2014-м и 2015-м территориальные подразделения Госавтоинспекции разъясняли и разъясняют водителям преимущества составления европротокола, учат, как правильно его заполнить. Уверен, что результат со временем будет.

— Пьянство за рулем пока не искоренено, несмотря на суровые меры: повышение штрафов, изъятие автомобилей у пьяниц-"рецидивистов". Раньше журналистам показывали автоматические алкотестеры, обещали, что они будут у каждого дежурного экипажа. Сколько уже есть таких тестеров, в каких регионах их больше всего?

— На сегодня все региональные подразделения ГАИ оснащены газоанализаторами фирмы "Drager" "Alkotest 6810" и "Alcotest 6510". Общее количество таких приборов — 733 единицы, больше всего их в подразделениях Киевской (63), Днепропетровской (51), Одесской (49) областей и в Киеве (48). По данным департамента в ГАИ, ежедневно дороги патрулируют примерно 2000 машин ГАИ, это значит, что пока алкотестер есть у одного наряда ГАИ из трех. Стоит сейчас такой прибор 41 тыс. грн.

По клику – большое изображение.

— Считаете ли вы адекватными огромные штрафы за пьянство за рулем? Штрафы в 3—5 тыс. грн явно неподъемны для большинства, проще попробовать откупиться. Не лучше ли ввести оплатное изъятие ТС (авто изымается, продается, а человеку возвращают деньги), чтобы пьянице не на чем было ездить? Это наверняка подействует.

— Повышение штрафных санкций за пьянство — серьезный сдерживающий фактор для водителей. Что касается обязательного оплатного изъятия автомобилей, то закон не запрещает водителям-нарушителям использовать ТС, которые им не принадлежат, поэтому эффективность такого предложения сомнительна.

— Расскажите о том, как сейчас несут службу инспектора ГАИ в зоне боевых действий и в приграничных с ней регионах, о функционировании блокпостов вокруг Киева и других городов.

— Для выполнения заданий, определенных законом "О борьбе с терроризмом", беспрепятственного передвижения по дорогам спецподразделений, задействованных в АТО, и других задач в восточные регионы командированы в общей сложности 2019 работников ГАИ. На сегодня там пребывает 137 человек. Кроме того, на территории почти всех регионов страны построено свыше 150 блокпостов, где несут службу наряды ДПС ГАИ совместно с другими подразделениями МВД и бойцами Нацгвардии и ВСУ. Все сотрудники ГАИ обеспечены бронежилетами и пулезащитными касками, вооружены табельным и автоматическим оружием, патрульными автомобилями.

— Вы начинали работу в ГАИ рядовым инспектором. Не возникает иногда желание "выйти в народ"?

— Да, работал. Вскоре проведем акцию по проверке скоростного режима. Где и когда — пока секрет. Собираюсь лично постоять на трассе, в форме, с жезлом, как положено.

— Помните ли вы первого остановленного вами нарушителя ПДД?

— На первое стажирование в качестве инспектора я вышел 3 января 1985 г., проработав в инспекции полгода. Мороз был тогда градусов 25. Службу несли на массиве Нивки в Киеве. Мой наставник, старший лейтенант, отошел погреться. Первым нарушителем оказался мужчина-водитель, который проигнорировал знак "Стоп" на выезде с ул. Щербакова на пр. Победы, чем создал аварийную ситуацию. Я ему выписал штраф. Старшего лейтенанта не было минут сорок, за это время я успел составить пять протоколов, о чем доложил наставнику. В ответ услышал: "Сержант, что ты наделал?! Я за смену пять протоколов составляю. Вижу, тебя одного оставлять нельзя". Позже я убедился, что иногда предупреждение и добрый совет бывают намного действеннее штрафа.

— При прежней власти были в ходу "золотые визитки" начальника ГАИ, якобы дающие право безнаказанно нарушать ПДД, хотя ваш предшественник это и опровергал. У вас часто просят визитку?

— На первой своей пресс-конференции я заявил: у начальника департамента ГАИ Сиренко А. П. визиток нет и не будет. Никаких, ни золотых, ни простых. Так что обменяться ими, как того требует этикет, не могу. Извините.

— Какой у вас автомобиль, сколько лет вы за рулем, на какой машине начинали ездить, в каком году она у вас появилась?

— У меня белая "Тойота Камри", 2013 г. выпуска, с объемом двигателя 2,5 л. Номера не "козырные" — 7984. А свою первую машину — ВАЗ-2106, красного цвета — я купил в 1987-м на деньги, выигранные в "Спортлото" — угадал пять цифр из пяти возможных. Кстати, на День учителя, профессиональный праздник моей жены. Об этом тогда даже газеты писали. За выигрышем — 10 тысяч советских рублей (тогда это была зарплата лейтенанта милиции за семь лет. — Авт.) — поехали вчетвером: я с "группой поддержки". Выдали его пачками трехрублевок, получился целый дипломат денег. Отъездил на "шестерке" пять лет, потом продал.

— Считаете ли верным выражение: "Нарушать ПДД иногда можно, но никогда нельзя нарушать безопасность движения"?

— Прокомментирую так: есть водители, которые нарушают (например, на пустой, просматриваемой дороге чуть превысил скорость), но они ездят безопасно. А есть такие, что вроде по правилам едут, но от них на трассе одни проблемы: опасные маневры, перестроения на перекрестке, движение с небольшой скоростью в левой полосе. Нарушать ПДД не советую, хотя понимаю, что эти слова сказал опытный человек. Резюме: со второй частью фразы согласен, с первой — нет.

— Если честно, нарушаете ли вы ПДД, находясь за рулем, какие именно?

— Скажу откровенно: ни разу не садился за руль нетрезвым. Но, как говорится, нет такого водителя, который хотя бы раз в жизни не нарушил правила движения.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
ЗСУ: главное
Подробнее
Хроника обстрелов
Больше об этом
Война в Украине из космоса
Больше новостей
Украинцы за границей
Узнать!
Дипломатический фронт
Больше новостей
Save Life
Советы врача
Помощь во время войны
Больше новостей
"Разом нас багато"
Нас не подолати
Наши деньги
Больше новостей
Life новости
Больше новостей
Все новости
Последние новости
Показать еще
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

57750.82

Bitcoin Cash (BCH)

420.43

Binance Coin (BNB)

558.45

Dogecoin (DOGE)

0.13

Ethereum Classic (ETC)

25.35

Litecoin (LTC)

79.56

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,46
54,04
50,60
27,58
57,01
55,01
55,01
25,98
57,56
55,95
55,00
26,80
57,79
56,79
56,68
28,29
57,90
55,90
53,90
28,04
60,88
57,91
56,99
28,61
61,99
59,99
57,49
28,97
61,99
60,99
59,99
28,98
61,99
59,99
57,49
28,98
-
52,79
50,88
26,27
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Они нас поддержали
легенды спорта

УЭЙН ГРЕТЦКИ. Мы все согласны, что это бессмысленная война. Мы все желаем всем в Украине всего наилучшего и молимся за них.

ПЕЛЕ. Я шлю свою солидарность народу Украины. Я молюсь и прошу Бога, чтобы воцарились мир, свобода и любовь.

ДОМИНИК ГАШЕК. Каждый взрослый в Европе отлично знает, что Путин – безумный убийца, и что Россия ведет наступательную войну против свободной страны и ее народа.

ПАОЛО МАЛЬДИНИ. Никто не ожидал увидеть войну на европейской земле, мы хотим быть на стороне народа Украины.

КЛАУДИО ТАФФАРЕЛ. Дорогие друзья, украинцы! Сейчас весь мир следит, волнуется и возмущен тем, что происходит в Украине. Желаю, чтобы на вашу землю как можно скорее вернулся мир.

1 /2
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.64

Евро (€)

42.3

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять