Страсти вокруг премьера и новые обещания безвизового режима: итоги недели

11 марта 2016, 08:30
Парламент выходит из очередных каникул без коалиции, но с правительством

Интрига месяца. Гройсмана тоже сватали в кресло премьера, но пока все остаются на своих местах. Фото О. Иващенко

Всю неделю политики играли в виртуальную игру "Поменяй премьера". Причем делали это не молодые фантазеры, а вроде бы серьезные люди. То Юрий Луценко собирал на 9 марта сессию, то Владимир Гройсман вроде бы был не прочь, то от имени Натальи Яресько запускали целый список "технического Кабмина". Дошло даже до того, что начали обсуждать назначение польского реформатора Лешека Бальцеровича. Но закончилась эта игра будничной констатацией спикера парламента: "В Украине есть премьер, и он должен решать сам".

БЕСПЛОДНЫЕ КАНИКУЛЫ. Парламент выходит из очередных каникул без коалиции, но с правительством. Трехнедельная пауза, взятая депутатами на решение вопроса о будущем парламентского большинства, ничего не дала. Как и в феврале, сторонники реформы Кабмина уперлись в банальную истину: коалиция без "Народного фронта" невозможна, а "Народный фронт" в коалиции невозможен без Арсения Яценюка.

Реклама

Правда, за время этой паузы отдельные политики насчитали коалицию в составе БПП, "Самопомочи", "Батькивщины", "Воли народа" и внефракционных, но такая идея могла родиться только от безысходности.

Во-первых, подтягивать в коалицию представителей старого режима из "Воли народа" — это удар по имиджу революционеров из "Самопомочи" и "Батькивщины". Егор Соболев в одной коалиции с Олесем Довгим — это вершина парадокса.

Во-вторых, можно представить, как возрастут аппетиты Юлии Тимошенко и Андрея Садового, когда каждый из них получит по золотой акции в новой коалиции. На Банковой, видимо, представили и решили, что лучше уж с "Народным фронтом".

Реклама

Отсюда и очередной скрытый призыв спикера к премьеру — мол, подумай еще раз. Но в "Народном фронте" достаточно тех, кто умеет думать. И дело не только в амбициях Яценюка — фронтовики понимают, что их фракция в случае отставки нынешнего премьера обречена раствориться в БПП. А быть растворенными не хочется.

Так что из каникул парламент выходит в том же состоянии, как и до них, — без коалиции и с правительством. Известная фраза: "Незаменимых нет", — в данном случае не работает. Похоже, Яценюк незаменим.

ПАРИЖСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Бесплодной оказалась и встреча министров иностранных дел "нормандской четверки" в Париже. Обнадеживающие комментарии немецкого министра Штайнмайера до этих переговоров сменились его же раздражением после них. Раздражением публичным — одновременно в адрес Украины и России. И такая публичная реакция не может не настораживать.

Реклама

Причем дело не только в том, что украинская власть по-прежнему не хочет идти на компромиссы по Донбассу. Глава нашего МИД Павел Климкин так и сказал, что он против "политики уступок", хотя уступки и компромиссы вообще-то являются сутью дипломатии. А если дипломаты не находят компромисс, то начинают говорить пушки.

Настораживает еще и то, что в ситуацию, которая чревата обострением конфликта на Донбассе, Украина входит, теряя поддержку западных партнеров. Правда, претензии были высказаны одновременно и России, но чем еще Евросоюз может надавить на Кремль, кроме уже введенных санкций (которые европейский бизнес требует отменить)?!

Ситуация для Украины совсем иная. Когда Климкин заявляет, что не пойдет на уступки даже под давлением ЕС, он одновременно заявляет, что Украине не нужна европейская помощь, которая предоставляется только на определенных условиях. Более того, он играет на руку тем силам в ЕС, которые стремятся отменить санкции против России. Сложно сказать, кто выстроил такую дипломатическую линию, но ведет она явно в тупик.

И СНОВА О ВИЗАХ. Парадокс, но на фоне неудавшейся парижской встречи вновь ожили обещания предоставить украинцам безвизовый режим с ЕС уже в 2016 году. Правда, с европейской стороны это не выглядело как обещание — нам просто сказали, что Грузии дадут безвизовый режим, а перед Украиной двери не закрывают. Но и этого было достаточно, чтобы представители власти вновь подняли на щит лозунг безвизового режима. Свежее заявление все того же Гройсмана — мол, сейчас примем электронные декларации и до конца года забудем о визах — лучший пример.

Хотя в памяти свежи еще декабрьские обещания власти, превратившиеся в февральские оправдания, но, похоже, холодный душ зимы-2016 их ничему не научил. Вопрос безвизового режима во многом решается голосованием не по электронным декларациям, а по выборам на Донбассе. И с нынешней политикой в этом вопросе отмена шенгена к концу 2016 года может оказаться еще менее реальной, чем сейчас.

ВОПРЕКИ ПРОГНОЗАМ. Единственный реальный подарок к 8 Марта на уходящей неделе сделала гривня. Перед праздниками ее официальный курс постоянно зашкаливал за 27 гривен, и эксперты не прогнозировали никаких улучшений. Но после праздников без видимых причин курс резко пошел вниз, и уже на вчерашних торгах межбанка оказался ниже 26 гривен. Причем эксперты даже не взялись комментировать, почему это произошло, — ведь ни по кредиту МВФ существенных новостей нет, ни оживления на экспортных рынках не произошло.
Но на самом деле откат курса был прогнозируем. После того как две недели назад курс межбанковского и черного рынков сравнялся, стало ясно, что предел роста пройден. Не может безналичный доллар, приобретаемый с массой ограничений, стоить столько же, сколько наличный без ограничений. И последние тенденции это подтверждают: в то время как межбанковский курс за последние три дня опустился более чем на гривню, курс черного рынка просел лишь на 50 копеек. Так что гривня возвращается к своему привычному уже существованию между 25 и 27.