Рейтинги и прогнозы: как поменяется местная власть после выборов

23 октября 2015, 08:03
Эксперты жалуются на подкупы, а власть готовится охранять участки

После выборов расстановка сил в местных советах может поменяться. Фото: joinfo.ua

Многие эксперты и нардепы окрестили местную избирательную кампанию-2015 одной из самых грязных. В борьбе за голоса украинцев кандидаты не жалели денег иногда даже на нелепую наружную рекламу, листовки, продуктовые наборы, организацию концертов и праздников. Но, как говорят: если есть предложение — значит, есть и спрос. Так, по данным опроса Фонда "Демократические инициативы" и КМИС, 13,5% опрошенных готовы так или иначе продать свой голос. При этом еще год назад опрос "Деминициатив" и КМИСа дал цифру в 7,7%. Напомним: закон предусматривает наказание и для "продавцов" голосов, и для "покупателей": от штрафа в 1700—5100 грн до 2 лет тюрьмы.  

Реклама

*Кликните, чтобы посмотреть детальнее

Особое внимание сейчас приковано к вопросу обеспечения безопасности на участках, особенно в прифронтовых городах и поселках. По заявлению МВД, в день выборов порядок будут обеспечивать более 100 тысяч правоохранителей (на парламентских выборах в 2014-м их было 82 тыс. — Авт.). "Помимо этих 100 тысяч, будет 9 тысяч оперативного резерва. Это серьезно, учитывая почти 10 тыс. нацгвардейцев и около 2 тыс. военнослужащих Погранслужбы", — сообщил советник главы МВД Зорян Шкиряк. Порядок на Донбассе, по словам советника главы МВД Ивана Стойко, будут обеспечивать подразделения ВСУ и спецбатальоны МВД.

Ольга Айвазовская, координатор избирательных и политических программ гражданской сети ОПОРА:

Реклама

"Во вторник состоялась расширенная коллегия МВД с участием премьер-министра Арсения Яценюка и министра Арсена Авакова. Надеюсь, что мое мнение о необходимости обеспечения наиболее качественными кадрами правоохранителей помещений ТИК услышали. В прошлом году, к сожалению, мы не почувствовали разницы между "обычными" и "чрезвычайно подготовленными милиционерами" на ОИК. Эпицентром многих событий станут именно ТИК. А эффективность работы мы увидим по фактам расследованных уголовных производств, доведенных до суда, и обвинительных приговоров: цыплят по осени считают.

Что касается законопроекта по изменениям в УК по подкупу избирателей. Хочу напомнить, что такой проект изменений с середины августа лежит у президента, и времени на его внесение в ВР было достаточно. Сейчас говорить о том, насколько подкуп повлиял на результаты выборов, достаточно сложно. На 99% вопрос преодоления политической коррупции на выборах пока остается в зоне регресса. И это сознательная позиция многих. Президент после выборов на 205-м округе (довыборов в Раду в конце августа в Чернигове, где кандидаты раздавали гречку и деньги.  — Авт.) проявил инициативу внесения неотложных изменений (в закон по ужесточению наказания за подкуп. — Авт.), но этого не было сделано".

Алексей Кошель, глава Комитета избирателей Украины: 

Реклама

"Эта кампания и новое законодательство привели к усилению политпартий. Их заставили в ускоренном порядке формировать региональные ячейки и искать новых активистов. Во-вторых, уменьшились конкуренция и конфликты. Вопреки всем негативам, мы видим уменьшение влияния черного пиара и кампаний по дискредитации оппонентов в округах.

Вместе с этим остается проблема подкупа. И мы видим, что МВД не проявило активности, и не продемонстрировало ни одного показательного дела привлечения к ответственности виновных.

Также этой негативной тенденции способствует недоскональная законодательная база: законодатель не внес изменения в Уголовный кодекс, которые бы растолковали понятие "подкуп избирателей". То есть у нас появились полулегальные механизмы подкупа, когда деньги и продовольственные пакеты раздает благотворительный фонд имени кандидата или одноименная с политпартией общественная организация, а привлечь к ответственности за все это сложно. Еще один негатив кампании — бессодержательность. По подсчетам наших экспертов, 80% кандидатов проводят кампанию без программ, а политпартии проводят кампанию в формате общенациональной. Контрактная армия, уменьшение тарифов, отмена пошлин на ввоз импортных авто и т. д. — действия, которые должны осуществлять центральные органы власти. Это никоим образом не касается Бердичевского горсовета или Новоград-Волынского райсовета". 

Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований "Пента":

"Расстановка сил на местах после выборов принципиально не изменится, но в отдельных регионах изменения могут быть достаточно существенными. Как и раньше, в западных регионах победят одни политсилы, а в восточных и южных — другие. Но проевропейские партии будут представлены в местных советах всех регионов. По мэрам крупных городов принципиальных изменений не произойдет, а вот партийная структура местных советов, по сравнению с выборами 2010-го, изменится весьма заметно: не будет Партии Регионов, а в составе местных советов появится целый ряд новых партий. Но эти новые партии нередко будут представлять уже известные персонажи и наиболее влиятельные в отдельных регионах бизнес-кланы. Может быть, самое важное изменение будет связано с тем, что в абсолютном большинстве регионов не будет одной доминирующей политсилы.

Я не ожидаю масштабных фальсификаций. В последние годы некоторые кандидаты на местных и мажоритарных выборах привыкли обеспечивать результат через подкуп избирателей. Конечно же, возможны локальные манипуляции с результатами, например, срыв голосования или подсчета голосов на участках и в округах, где может с явным перевесом побеждать конкурент. Естественно, будет немало оспариваний результатов выборов. Но объективно такие ситуации не могут быть массовыми: в большинстве регионов фавориты очевидны, а обиды проигравших будут носить фоновый характер".