Какова цена "мира" достигнутого на переговорах в Минске

7 сентября 2014, 21:03
Переговоры должны дать свои результаты

Ситуация на востоке  Украины  пока  не  урегулирована. Фото: принтскрин

В   Минске  стороны достигли важных  договоренностей. Во-первых, прекратить огонь – с тем, что это проконтролируют представители ОБСЕ. Им же поручено наблюдать за зонами безопасности на границе с Россией.

Договорились также отпустить всех заложников, не преследовать и не наказывать вообще никого и ни за что. Всех боевиков вместе с оружием с территории Украины убрать. И немедля улучшить гуманитарную ситуацию на Донбассе.

Реклама

Но самое интересное не это. Документ предусматривает принятие закона о некоем временном порядке местного самоуправления в отдельных районах, а потом – проведение на его основе выборов в местные органы власти.

То есть "ДНР" и "ЛНР" получают шанс превратится из террористических организаций во вполне легальные, управляющие захваченными территориями на деньги украинского бюджета? Такой ли смысл закладывали в Киеве в понятие "децентрализация", отправляя на переговоры Леонида Кучму? И вполне ли осознают цену такого мира -  разбирались журналисты.

"Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – сам пропадешь, прямо пойдешь – счастье найдешь". Для оказавшегося на раздорожье, выбор, на первый взгляд, очевиден. Правда, что представляет собой обещанное счастье – неизвестно. Есть еще, конечно, вариант вернуться назад, но даже в сказках он не рассматривается.

Реклама

Украина в  какой-то момент оказалась в положении былинного богатыря. Только вместо вещего камня советы как восстановить мир и выйти из кризиса, наперебой дают Россия, делающая вид, что агрессор вовсе не она,  Соединенные Штаты, пытающиеся не попортить рейтинг Обамы очередной геополитической неудачей,  и Европейский Союз – испугавшийся России до третьего уровня санкций, но пытающийся всеми силами не ввязаться в войну с источником газа.

Главный адресат этих советов, президент Петр Порошенко, в интервью каналу ВВС заверил, что готов для страны на все.

"Я готов воевать за свою страну и даже умереть за нее. И я уверяю вас, что так же думает и огромное количество жителей Украины",  – заявил глава государства.

Реклама

Но судя по его последним шагам, выбор сделан в пользу худого мира вместо доброй, но непосильной войны. 5 сентября в Минске контактной группой подписан протокол о прекращении огня.

 "Я думаю, что у нас есть хорошая новость. Мы только что подписали договор, который состоит из 12 пунктов, но самый главный из этих пунктов – прекращение, немедленное прекращение огня, которое должно начаться сегодня в 18 часов", -   отметила  представительница ОБСЕ.

"У нас у всех действительно было желание, чтобы в этом регионе действительно наступил мир", -  заверил  Кучма.

"Но, это не означает, что это является прекращение огня каким-то изменением курса нашего на то, что мы собираемся быть … прошу прощенья…. на то, что курс на отсоединение каким-то образом закончен. Нет", – сообщил  представитель  "ЛНР".

Украину на этой встрече  представлял экс-президент Кучма. То есть, де-юре, официальный Киев за стол переговоров  с террористами не садился. В этом смысле первому лицу удалось сохранить лицо. А вот удержаны ли позиции: останется ли Украина унитарным государством, сохранит ли территорию?  – вопрос до сих пор открытый. Все громче звучат разговоры о втором Приднестровье. Как и опасения, что кормить этот,  по сути российский анклав, придется именно Украине. Невнятно формулируемое так называемыми "ЛНР" и "ДНР" требование особого независимого статуса, по мнению экспертов – утопия. 

"Этого никто не признает. Очевидно, что Украина будет стремиться восстановить контроль. На данный момент, я так думаю, что это можно рассматривать как временно оккупированные территории. Причем, оккупированы российскими войсками. Еще раз: мы это не признаем и мир это не признает. На данный момент сложилась патовая ситуация, но международное право и мир на нашей стороне", – заявил профессор политологии Киево-Могилянской академии Алексей  Гарань

Недвусмысленно высказался  по этому поводу первый президент Украины, Леонид Кравчук.

"Если Украина вся проголосует за предоставление Донецкой или Луганской области полной государственной независимости – они получат эту независимость. Но не может такого быть, чтобы район, село дойдет то того, улица провозгласит свою независимость – и это уже является независимость.  В документах ООН там отмечается именно на этом обстоятельстве: речь идет о независимости нации. Ну, я такой нации, как донецкая, луганская – просто не знаю", – сказал он.

Но в истории необъявленной войны – всегда так: где де-юре, то есть законный путь, невозможен, де-факто возможно многое. Были ли у президента  Порошенко другие варианты разрешения ситуации? Были. Вопрос в цене, которую бы пришлось за них заплатить.

Первый из вариантов -  начать воевать в полную силу. Во всех сферах. Известный российский оппозиционер Андрей Илларионов считает, что Украина должна была  действовать решительнее.

"Только в том случае, если Украина будет по-настоящему сопротивляться. Не смотря на АТО, на все то, что происходила последние 4,5 месяца, эти действия оставляют ощущение некоторой двусмысленности. Украина по-прежнему не объявила войну и не назвала агрессию России против Украины войной. Украина не разорвала дипломатические отношения. Украина не приняла необходимые действия по обеспечению безопасности на территории самой Украины от проникновения российских агентов. Украина не начала и не объявила всеобщую мобилизацию", – отметил он.

Александр Чалый, опытный украинский дипломат считает, что наша страна не имеет права на  двусмысленное  поведение.

"Страна, которая находится между великими, не может себе позволить быть непонятной. Или проводить и декларировать неопределенную политику", – сказал он.

Александр Александрович, как и многие его коллеги, а также народные депутаты  считает, что правильным решением было бы введение военного положения.  Тогда, по его словам,  мы могли бы решительнее настаивать на выполнении Будапештского  соглашения.  

"Сила Будапештского меморандума в том, что он связан с режимом нераспространения. Если мы не получим реальную помощь, когда мы сами будем готовы защищаться, это дает нам право использовать все возможные средства, включая с ядерными компонентами.   Даже с элементами грязными ядерными, потому что на территории Украины очень много ядерных отходовЛибо эти страны выполняют свои обязательства, либо Украина, – это не моя идея, это идея Немцова, -Украина должна выйти из договора о нераспространении. Это подорвет всю систему существующую ядерного нераспространения", – заверил  Чалый.

При этом, согласно международному праву, страна, в которой введено военное положение, не смогла бы рассчитывать ни на финансовую, ни на военно-техническую помощь извне. По крайней мере – легальную. А  после участия президента Порошенко в саммите НАТО на этой неделе, Украина договорилась о поставках высокоточного вооружения. Назвать страны-поставщики президент отказался: конфиденциальная информация.

Отказ от сотрудничества с НАТО – о полноправном членстве даже речь пока не идет, Северо-Атлантический альянс и сам не готов с нами породниться, – это еще один вариант возможного разрешения конфликта. Для России  НАТО – что красная тряпка для быка.  Среди экспертов бытует мнение, что вся сепаратистская авантюра на Донбассе, развязана Путиным, чтобы этому помешать.

"Если США говорят "да", если Европа поддакивает Штатам, а мы также, особенно в ближайшие дни, – хотим избавиться от внеблокового статуса, – для нас, для нашего народа, – я вам говорю стопроцентно: мы теряем часть территории. Россия не допустит ни при каких условиях, по крайней мере пока она сильна, чтобы вся Украина вошла в НАТО.

Ещё из того, что подсказывают президенту – крымский сценарий – провозгласить захваченное террористами – временно оккупированными территориями, – благо вторжение России доказывать уже нет нужды. И мол пусть Россия озаботится что ей делать с переполненными вооруженной вольницей территориями, находящимися в состоянии гуманитарной катастрофы. А самим тем временем укреплять оборону на всех направлениях, проводить выборы, получать помощь и готовиться, когда уставший Путин вернет все трофеи назад.  Но – можно не успеть. И крымский сценарий повторится в нежелательном варианте: Россия двинется дальше по южным областям до Приднестровья. Риск есть. Согласны ли украинцы и их президент заплатить такую цену?", – сказал  он.

Делать прогнозы даже на ближайшие дни: как будет развиваться ситуация -  не берутся даже самые опытные эксперты и дипломаты. Основываясь на собственном опыте, допускают, что быть может все что угодно.

"Мы сидим с Ельциным на пресс-конференциии, и кто журналистов задает вопрос мне: "Можете ли вы себе представит такое, что Россия пойдет войной против Украины и заграбастает Украине? "  Я настолько не ожидал такого вопроса, что даже слов не сказал, показал (пальцем в отвеса). Вы что? Разве это возможно?" – сказал он.

Пока Украина всеми силами стремится добиться разрешения кризиса дипломатическим путем. Апеллируя к международному сообществу де-юре, и обсуждая утопические претензии террористов де-факто.  Но стратегия ли это, или тактическая уловка – ради передышки и возможностей решить некоторые экономические и политические проблемы внутри страны? Наш витязь на распутье не поехал ни влево, ни вправо. И в лобовую атаку прямо тоже не пошел. Маневрирует в поисках объезда.

Эту и другие новости вы можете посмотреть в выпуске информационной программы "События" на канале  "Украина" за 07.09.2014 19:00.