Новый Избирательный кодекс: когда появится и что мешает депутатам его принять

1 июля 2018, 07:25
Открытые спи­ски и новый барьер обещают к осени. Эксперты: дело может затянуться

Правила выбора. Законопроект имеет все шансы стать новым самым объемным документом для ВР

Одной из главных задач нынешнего созыва Верховной Рады остается создание Избирательного кодекса. Спикер парламента Андрей Парубий считает, что в зале голосований этот объемный документ может появиться уже до конца текущей сессии. "Сегодня" вспомнила, какие изменения прописаны в кодексе, и узнала, на каком этапе работа над ним.

Рекордсмен

В первом чтении Избирательный кодекс Рада приняла в октябре 2017-го. Тогда некоторые нардепы не скрывали, что для многих их коллег это оказалось сюрпризом — документ едва собрал необходимый минимум голосов (226). Для работы над правками ко втором чтению в парламенте создали спецгруппу. В последний раз ее члены собрались в минувшую пятницу, осилив первую тысячу правок, а следующее заседание они запланировали на 2 июля. По словам одного из авторов кодекса, нардепа от НФ Леонида Емца, всего подано 4400 правок. Такое количество предложений может закрепить за Избирательным кодексом статус самого объемного документа, который когда-либо рассматривала Верховная Рада. Предыдущим рекордсменом был проект о судебной реформе — к нему было подано 4383 правки. По словам Парубия, если рабочая группа успеет проанализировать все правки, то он вынесет документ в зал еще до 13 июля (официальный конец текущей сессии парламента).

Реклама

"Если не успеет, то в сентябре я буду предлагать его как один из первых на рассмотрение. Но, возможно, не в первую, а во вторую неделю. Эти изменения мы должны рассмотреть и принять за год до избирательной кампании", — подчеркнул спикер.

А вот по мнению политэксперта Руслана Бортника, кодекс могут не проголосовать в ближайшее время, и следующие парламентские выборы пройдут по действующим правилам:

"Иначе для чего вносить отдельную инициативу по усилению ответственности за подкуп избирателей? Если бы в планах было принять новый кодекс до выборов, то наверняка такие инициативы появились бы там в качестве правок. И второе — все еще не решен вопрос нардепов-мажоритарщиков. С их стороны по-прежнему нет поддержки этого законопроекта".

Правила кодекса

Среди главных новшеств кодекса — полный отказ от "мажоритарки", которую обещают заменить пропорциональной системой с открытыми списками. Партии, как и сейчас, будут формировать общеукраинский список из 450 кандидатов и распределять их по 27 региональным округам. Число депутатов в округе будет зависеть от количества населения. При этом избиратели получат шанс голосовать не только за партию, но и за отдельного кандидата. В бюллетене будет две строчки: в одну нужно будет записать номер партии, в другую — номер кандидата от нее. Таким образом, чтобы попасть в парламент, недостаточно будет победы только партии на выборах — нужно будет обойти в списке также и своих однопартийцев. Второе важное изменение — уменьшение проходного барьера с 5% до 4%. Это, по мнению авторов, позволит увеличить в ВР число фракций за счет "малых" партий. Для участия в предвыборной гонке партии должны будут перечислить на спецсчет ЦИК 2 млн грн. Если за партию отдадут свои голоса хотя бы 2% избирателей, деньги вернут.

"На заседания ходит пятеро из 22-х"

Член рабочей группы ВР, внефракционный нардеп Юрий Левченко сомневается, что этим летом удастся вынести кодекс в зал.

Реклама

"Сейчас выходит так, что на заседания рабочей группы стабильно ходят одни и те же люди — 3—5 депутатов из 22-х. Это, конечно, тормозит процесс. Учитывая это, очевидно, что к концу этой сессии поправки обработаны не будут. Мы сейчас ищем варианты, чтобы продолжить работу и летом, — рассказал нам парламентарий. — Хотелось бы, чтобы как минимум кодекс вышел на голосование осенью. Но в любом случае, даже с такими темпами, до Нового года его реально рассмотреть в зале".

По словам аналитика общественной сети ОПОРА Александра Клюжева, нардепы, которые не попадают на заседания, жалуются на организацию работы:

"Мы опросили часть нардепов-членов рабочей группы. Они говорят, в частности, что во время планирования встреч не учитываются недели работы с избирателями в округах и Согласительный совет. Нет процедуры согласования времени проведения заседаний со всеми депутатами, а некоторые нардепы жалуются, что не получают приглашения".