Кто виноват в "непальской миссии": от Шкиряка до президента

9 мая 2015, 09:30
Журналисты, которые сопровождали скандальный рейс, говорят об отсутствии плана и приказе Порошенко

Порошенко отдавал приказ отправил в Непал самолет. Фото: AFP

Скандал вокруг "непальской миссии" и.о. главы ГСЧС Зоряна Шкиряка, которая в течение недели не могла эвакуировать застрявших в разрушенном землетрясением Катманду украинцев, продолжается. После того, как люди, наконец, вернулись домой, а первые эмоции улеглись, встал другой вопрос – кто же в конечном итоге понесет ответственность за историю, которая, в плохом смысле этого слова, "прославила" Украину на весь мир.

ПРИКАЗ ПОРОШЕНКО Журналисты, которые сопровождали рейс, говорят о вопиющих фактах: из Киева военный "Ил-76" вылетел, когда у организаторов даже не было еще разрешения на посадку ни в Дели, ни в Катманду, не говоря уж о четком плане эвакуации.

Реклама

"Как оказалось уже после вылета, мы поднялись в небо, не имея еще разрешения на посадку ни в Непале, ни в Индии. Однако поскольку на правительством и на президентском уровне было принято решение забирать пострадавших, мы все равно вылетели. Уже в пути удалось получить разрешение на посадку в Дели, что, собственно, мы и сделали", – рассказала в интервью "Сегодня.ua" журналистка телеканала "Украина" Оксана Котова.

По мнению Котовой, у тех, кто планировал операцию, была установка – "чтобы красиво".

Журналистка телеканала "Украина" о злоключениях Шкиряка в Непале – эксклюзивная история из первых уст

Реклама

"Лично мое мнение такое: кому-то, не знаю точно кому, во власти была нужна красивая картинка: украинские военные прилетели на большом самолете спасать украинцев! Но это надо было планировать тогда, разрабатывать логистику. Иначе все пошло, как показала практика, коту под хвост", – подчеркивает корреспондент.

Слова Котовой подтверждает ее коллега, журналист "Громадське ТБ" Богдан Кутепов. Более того, по его словам, приказ проводить операцию именно в таком виде отдавал непосредственно президент Украины Петр Порошенко.

"Порошенко вынудил взять самолет Минобороны и не платить за аренду чужим фирмам. Сделать пафосную, красивую операцию. Но, по сути, мы опозорились как государство", – рассказал он в интервью "Новому времени".

Реклама

ШКИРЯК, тем временем, что назвается, умыл руки. По словам и.о. главы ГСЧС, лично он сделал все возможное и вообще "хотел как лучше". Что касается поездки его подруги Екатерины Храмовой, то, напомним, и.о. главы ГСЧС по-прежнему клянется, что девушка не только работала психологом, но и делала это… за свой счет!..

Реакции руководства страны на "непальский скандал" пока нет: ни президент, ни глава правительства Арсений Яценюк историю вокруг "эвакуации" еще не комментировали.

Отреагировали пока лишь в Верховной Раде: в комитете по противодействию коррупции потребовали от правительства в месячный срок провести служебное расследование и отчитаться перед парламентариями.

"Комитет по противодействию коррупции принял решение обратиться к Кабмину с требованием провести служебное расследование по итогам операции по эвакуации украинцев из Непала", – сообщил накануне в "Фейсбуке" нардеп Борислав Береза.

По словам Березы, "Кабмин должен предоставить полный список всех затрат и назвать сумму которая была потрачена в итоге. А также назвать имена тех, кто планировал такой формат эвакуации и кто будет нести ответственность".

МИНОБОРОНЫ также утверждает, что решение об отправке именно "Ил-76", а не обычного гражданского чартера (что, по словам той же Котовой, явно обошлось бы дешевле) принимал непосредственно глава государства. Об этом 7 мая на брифинге сообщил и.о. командующего Воздушных сил Вооруженных сил Украины Сергей Дроздов.

По его словам, было решено отправлять самолет именно Вооруженных сил, а не Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, так как самолеты ГСЧС – Ан-32 и Ан-26 – в случае их использования летели бы в Непал трое суток из-за значительно меньшей крейсерской скорости, чем у военно-транспортного самолета Ил-76.

Также Дроздов пояснил, почему спасательная операция заняла так много времени. По его словам, в основном время было потрачено на бюрократические процедуры по растаможиванию запчасти для самолета. Кроме того, сказал Дроздов, украинский самолет был 200-м в очереди на посадку в Катманду из-за большой загруженности аэропорта.

По словам Дроздова, 4 мая самолет был готов к вылету из Дели, но стало известно, что в Катманду ввели ограничения на посадку самолетов массой более 100 тонн. Поэтому экипаж Ил-76 решил уменьшить количество топлива в баках, чтобы уложиться в ограничения по массе. Однако задержка с посадкой в Катманду продолжилась и в воздухе, поскольку в аэропорту столицы Непала работали только одна взлетно-посадочная полоса и только два терминала. Поэтому самолет еще час кружил над аэропортом в ожидании разрешения на посадку, а затем еще 3 часа ждал на земле для того, чтобы подойти к терминалу. В целом в Катманду было потрачено 8 часов от приземления до отлета в Дели.

В Дели, на пути в Украину, экипаж также собственноручно заменил шину одного из шасси самолета, поврежденную на взлетно-посадочной полосе аэропорта Катманду после землетрясения, рассказал Дроздов.

Кроме того, Министерство обороны Украины планирует привлечь к ответственности Николаевский авиационно-ремонтный завод, который в 2014 г. проводил комплекс по ремонту самолета Ил-76, на котором проводилась эвакуация украинских граждан из Непала, – сообщил на брифинге врио командующего Воздушными силами Украины Сергей Дроздов.

"Безусловно, завод будет отвечать за те сбои, которые были. Этот вопрос будет у нас рассмотрен",- заявил Дроздов.

По его словам, в 2014 г. на самолете был проведен целый комплекс ремонтных работ на Николаевском авиационно-ремонтном заводе. "На время вылета самолета из авиационной базы, где он находился, из Аэропорта Борисполь, самолет был полностью исправен",- подчеркнул Дроздов.

СКОЛЬКО ПОТРАТИЛИ? Прояснить еще придется и финансовую сторону вопроса – в какую копеечку влетел стране "майский вояж" Зоряна Шкиряка. Ранее называлась сумма, минимум, в 6 миллионов гривен, но после того, как украинцы и и.о. главы ГСЧС с подругой прожили за границей неделю, с 30 апреля по 6 мая, – она явным образом возросла.

Как заявили вчера в Кабмине, у Арсения Яценюка на операцию "Эвакуация" выделили 7,3 млн гривен. А в Минобороны заявили – собирались выделить и больше, но удалось даже сэкономить.

В свою очередь, по словам того же Шкиряка, затраты, якобы, были существенно меньше: Государственная служба по чрезвычайным ситуациям использовала для эвакуации украинцев из Непала 86 тыс. грн.

"Только что я получил справку об использовании тех средств, которые предусматривались для нужд службы. Так вот, из 280 тыс. грн на данный момент осуществлен только один перерасчет. Это для мобильного спасательного центра ГСЧС – 158 тыс. 760 грн, из которых использовано 86 тыс. грн", – сообщил он на брифинге по прилету в Киев.

Впрочем, "сколько потратили" и "кто виноват" – это тот вопрос, ответ на который еще предстоит выяснить.