Кампания-2014: успехи и провалы выборов

4 ноября 2014, 08:01
Неудачное обещание Тигипко, неточности Блока Порошенко и новые лица "Объединения "Самопомич"

Технологии. БПП «скопировал» «Батькивщину», а ОБ ставил на рабочих

Избирательная кампания осени 2014 года стала одной из самых коротких и непредсказуемых за всю историю независимой Украины. Политтехнологи всех без исключения партий и кандидатов были вынуждены уместить в четыре недели все то, что обычно делали за месяцы. "Сегодня" разобралась, какие технологические ходы этих выборов в Раду оказались более удачными, а какие не очень. 

ПРОСЧЕТЫ. Нельзя дважды войти в одну реку. Такой урок из кампании наверняка вынесут технологи Блока Петра Порошенко и, в особенности, "Сильной Украины" Сергея Тигипко. При разработке стратегии кампании штабы этих политсил, похоже, решили целиком и полностью положиться на опыт, некогда принесший им успех на президентских выборах. Президентский блок, не мудрствуя лукаво, оформил парламентскую кампанию, как продолжение майских выборов президента. "Сильная Украина" прибегла к технологиям, вознесшим Тигипко на политическую вершину в 2010 году.

Реклама

Оба штаба откровенно просчитались. Блок Порошенко так и не смог объяснить избирателям, в чем, собственно, глубинный смысл основного месседжа его кампании: "Объединяемся!". Отсутствие понятной политической позиции не способствовало привлечению электората. В итоге значительная часть потенциальных избирателей БПП проголосовала за "Народный фронт", который четко сформулировал свою позицию.

"Сильная Украина" же не учла специфики целевой аудитории, которой адресуются ее основные месседжи. В 2010 году "рекламный" подход к кампании Тигипко оправдал себя, поскольку избиратель воспринимал его как третью силу, способную вмешаться в борьбу Виктора Януковича и Юлии Тимошенко. Неуместым, по мнению экспертов, в кампании Тигипко было обещание увеличить пенсии — ведь именно он является автором нашумевшей Пенсионной реформы, увеличившей пенсионный возраст для женщин. Из-за этой реформы количество противников Тигипко в народе резко выросло, и напоминать избирателям о пенсиях явно не стоило. "Сильной Украине" необходимо было бороться за электорат Партии Регионов, а не за всех сразу.

УСПЕХИ. То, что не удалось Тигипко, успешно сделал "Оппозиционный блок". Стартовав, эта политсила сумела убедить бывший электорат ПР в том, что только она способна позаботиться о "людях труда", пенсионерах и бюджетниках. Основной упор был сделан на простые и понятные обывателю тезисы: мораторий на повышение коммунальных тарифов, поддержка промпредприятий, стабильная выплата зарплат и пенсий. Кроме того, ОБ сумел правильно персонализировать свою кампанию. В разных регионах эта партия обращалась к избирателям через тех кандидатов, у которых наибольший уровень поддержки именно там.

Реклама

СЕНСАЦИИ. Одной из главных неожиданностей выборов, безусловно, стал результат "Объединения "Самопомич". По сути, партия повторила феномен "Свободы" образца 2012 года, показав результат, вдвое превышающий тот, который пророчили партии социологи. Использованные технологии были во многом схожи со "свободовскими". Три недели активного позиционирования в качестве единственной партии с открытыми списками, без бывших депутатов, полевые агитаторы и сами кандидаты активно призывающие голосовать за шанс на появление новых лиц в парламенте, дали свой результат.

ПОД КОПИРКУ. Одной из особенностей прошедшей кампании стало и заимствование политсилами и кандидатами символики и месседжей друг у друга. БПП сделал свою продукцию очень похожей на айдентику "Батькивщины", только слегка подкорректировав цвета. За эту идею резво ухватились мажоритарщики. На некоторых округах сразу несколько кандидатов позиционировали себя как "сторонников" БПП, хотя президентская партия не имела никакого отношения к их выдвижению. В итоге кандидаты предстали перед избирателем этакими "сиамскими близнецами", крайне затруднив им выбор.

Черные технологии: место на кладбище и гречка с возвратом

Реклама

Традиционно разнообразными стали так называемые черные политтехнологии на мажоритарных округах. В Харькове, например, от имени одного из кандидатов распространяли "сертификат", дающий право на бесплатное получение участка под захоронение на любом из городских кладбищ. В Днепропетровской области избирателям разнесли пакеты с гречкой, в которой копошились жучки. В пакет заботливо была вложена листовка, в которой был указан адрес штаба кандидата. Людям предлагали вернуть гречку по этому адресу в том случае, если они не намерены за данного кандидата голосовать.

Обилие черного пиара, безусловно, также способствовало понижению явки. Впрочем, были и вполне симпатичные находки. Например, в Одессе один из кандидатов развесил на округе объявление, в котором предлагал лично повыбивать ковры своим избирателям. Правда, когда воодушевленные этим предложением избиратели пришли в указанное место со своими коврами, выяснилось, что кандидат уже снялся с выборов.