Какой будет прокуратура: без "общего надзора" и с новой структурой

14 октября 2014, 11:52
Парламент поддержал новую редакцию закона о прокуратуре

Рада приняла изменения в закон "О прокуратуре". Фото: Facebook

О внесении изменений в закон о прокуратуре депутаты говорили еще год назад, однако тогда к законопроекту отнеслись критично, рассказал Сегодня.ua политолог Кость Бондаренко. Сегодня Верховная Рада поддержала проект закона "О прокуратуре" конституционным большинством – 316 голосами.

 "Это общее требование европейских институций – лишение прокуратуры фактически карательных и репрессивных функций…После подписания и опубликования этого закона у нас будет абсолютно новая прокуратура, которая не будет заниматься карательными функциями, а будет следить за тем, чтобы в государстве воплощалось верховенство закона", – сказал политолог.

Реклама

По словам Бондаренко, теперь именно суды будут выполнять в Украине функцию установления истины.

"Сейчас большие функции, больший акцент будет перенесен именно в сферу суда, судопроизводства, а не прокуратуры", – сказал Бондаренко.

Основные изменения в работе прокуратуры

Реклама

Положения законопроекта, прежде всего, полностью отменили функции прокуратуры по надзору за соблюдением и применением законов (так называемый "общий надзор").

Основная роль в выполнении таких задач теперь отводится профильным органам государственной власти. Такие изменения позволят избежать дублирования полномочий прокуратуры и других органов, на которые возлагаются полномочия по надзору (контролю) за соблюдением законов, что позволит, с одной стороны, четко понять, какой орган несет ответственность за состояние дел в определенной сфере общественных отношений, а с другой – уменьшить количество проверок и других мероприятий, которые могут влиять на деятельность физических и юридических лиц, прежде всего в сфере предпринимательской деятельности.

Полномочия прокуратуры в сфере общественных отношений, не связанных с уголовным судопроизводством, теперь ограничиваются исключительно ее возможностью осуществлять действия, связанные с выполнением конституционной функции представительства интересов гражданина или государства в суде.

Реклама

 Как следствие, органы прокуратуры лишаются полномочий по непосредственному вмешательству в деятельность граждан, частных предприятий и организаций вне сферы уголовного судопроизводства, в частности права беспрепятственного посещения помещений частных субъектов хозяйствования, требования и изъятия у указанных лиц документов, вызова и получения объяснений и т.п.

Ограниченные полномочия прокуроров

Принятый законопроект сузил полномочия прокурора по представительству в суде интересов гражданина или государства.

Такое представительство будет осуществляться только в случаях нарушения или угрозы нарушения интересов государства, если:

- Защиту интересов государства не производит или ненадлежащим образом осуществляет орган государственной власти, орган местного самоуправления или иной субъект властных полномочий, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия,

- Отсутствует компетентный орган.

 При этом вообще исключается возможность осуществления прокурором представления интересов в правоотношениях, связанных с избирательным процессом, созданием и деятельностью средств массовой информации, а также политических партий, религиозных организаций, организаций, осуществляющих профессиональное самоуправление, и других общественных объединений.

Теперь роль прокурора в сфере представительства интересов государства носит вспомогательный характер и основную роль будут играть профильные органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые будут самостоятельно обращаться в суд.

Новая организационная структура прокуратуры

С целью устранения дублирования полномочий и повышения эффективности деятельности органов прокуратуры проектом предусматривается формирование трехуровневой системы органов: Генеральная прокуратура Украины, региональные прокуратуры, местные прокуратуры.

При этом предлагается ликвидировать специализированные прокуратуры (транспортные, военные, природоохранные), а также городские или районные в городах, районные или межрайонные прокуратуры там, где они действуют одновременно.

Повышенные требования к будущим прокурорам

Законопроект вводит повышенные требования к кандидатам на должность прокурора (минимальный стаж работы в области права не менее двух лет), а также им предусматривается прозрачная конкурсная процедура отбора кандидатов на должность прокурора, которая будет включать в себя, в частности, проведение квалификационного экзамена (анонимного тестирования и выполнения практического задания) и специальную подготовку кандидатов на должность прокурора в Национальной академии прокуратуры Украины.

Кроме того, конкурсная процедура вводится и при переводе прокурора на должность в орган прокуратуры высшего уровня, что, в сочетании с требованиями о наличии стажа на должности прокурора, позволит назначать на такие должности квалифицированных лиц.

С целью создания объективного и независимого механизма дисциплинарной ответственности вводится четкая и соревновательная процедура рассмотрения жалоб на действия прокуроров, которая гарантирует беспристрастную проверку жалоб любого лица и возможность прокурора эффективно отстаивать свою позицию.

Прокурорское самоуправление

Законопроектом предусматривается, что основным органом прокурорского самоуправления станет всеукраинская конференция работников прокуратуры, которая будет играть значительную роль в решении вопросов, связанных с внутренней деятельностью органов прокуратуры. В частности, конференцией будет назначаться часть членов квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров, которые, в свою очередь, будут осуществлять функцию отбора кандидатов на должность прокурора и функцию дисциплинарного производства.

Отметим, что словам главы парламентского комитета по обеспечению правоохранительной деятельности Андрея Кожемякина, принятый законопроект лишит прокуратуру несвойственных ей функций.