Какие реформы нужны Украине в первую очередь: От честной бюрократии до новой восточной политики

10 ноября 2014, 08:00
Государству необходимо "инфицировать" бюрократию честными людьми, отменить неприкосновенность и имплементировать соглашение об ассоциации, считают эксперты

Фото: Mykola Lazarenko

Ведущие эксперты страны, авторитеты в области политики и экономики поделились с "Сегодня.ua" рецептами реформ, которые помогут преодолеть последствия войны в Донбассе, аннексию Крыма, обеспечат рост национального ВВП и благосостояния граждан.

Очередной созыв парламента Украина встречает с двойственным чувством. С одной стороны – первый парламент без коммунистов, с возможностью из проевропейских сил фактически организовать не просто стабильное, а даже конституционное большинство. С другой – внутренние разборки (затянувшаяся коалициада, усугубленная конфликтом в "Самопомощи"), создают предпосылки для нестабилной работы парламента.

Реклама

Причем это промедление может стоит 8-му созыву досрочного завершения каденции, ведь радикализация улицы никуда не ушла. А ухудшающаяся ситуация в экономике, усиление эскалации и даже новая атака совместной группировки российских боевых бригад вместе с террористами могут привести к новым гораздо более агрессивным протестным выступлениям. Поэтому действовать нужно быстро, желательно безошибочно, сохраняя ясность ума и синхронность действий в условиях цейтнота.

Мы задали собеседникам два вопроса: На каких именно реформах нужно на ваш взгляд сосредоточиться обновленной власти (включая новоизбранный парламент и будущий Кабмин)? И в какой последовательности, их реализовывать?

И предлагаем вашему вниманию полученные ответы.

Реклама

Александр Пасхавер: Инфицировать бюрократиючестными людьми и продолжить европеизацию страны

Менять ткань государства 

Вся ткань нашего государства требует замены, наше государство малодееспособно в силу ряда исторических обстоятельств. Придется идти по всему фронту. Ничего в этом страшного нет, большинство реформ не требует каких-то кардинальных изменений, в том числе очень чувствительных для людей. Я уверен, что те реформы, о которых говорят, будут очень тяжело переживаться, это плохо подготовленные реформы. Реформы без любви к своим гражданам. Нужно просто думать, как их готовить…

Реклама

Но необходимы, я бы их назвал, предреформы, которые позволили бы их делать. Эти реформы связаны с обновлением бюрократии. Потому что именно на бюрократию, как бы ни хотели, будет возложено осуществление будущих реформ. Я смею утверждать, что бюрократия наша хуже, чем в 91 году, в силу отрицательного отбора людей в бюрократию – коррупционного отбора и даже политического отбора, который тоже коррупционный.

Обновление бюрократии – это первое, с чего нужно начинать. Это совсем не простое дело. И вопрос не только в смене людей и уже точно не просто в их увольнении. А в насыщение честными и ответственными людьми. С другой стороны, эти честные и ответственные люди могут быть не достаточно профессиональными. Поэтому наряду с этим придется вернуть систему профессиональной подготовки. Изменить законодательно утвержденную систему ответственности. Т.е требуется большая работа, специальная программа, по инфицированию бюрократии честными и ответственными людьми. Вот то с чего нужно начинать.

Я бы выделил три блока. Понятна общая цель – я не говорю, о том где достать деньги – как о реформах. Это конечно крайне важное занятие, но это мы исключаем из рассмотрения. Это текущая политика. А вот сделать так чтобы страна генерировала доходы для себя сама – это уже проблема реформ. Я бы выделили три важнейшие задачи.

Во-первых, реформа всего социального сектора, который своими действиями просто уничтожает возможности нашего развития. Нагрузка социального сектора  на бюджет невыносима, в силу того что, он построен по советским лекалам.

Второе – сектор безопасности, который обеспечивает существование нашей страны.

Третье – я бы назвал это восточной политикой. Для того чтобы наша страна существовала необходимо в политике явно учитывать различия в ментальности наших граждан. И это обеспечит лояльность наших граждан – Юга и Востока к Украине как к государству. В этой сфере необходима новая экономическая, социальная и идеологическая политика.

Такая последовательность мне видится, а дальше – широчайшие программы в разной сфере по европеизации страны.

Революция – это реальный фактор. Конечно, очень хорошо, когда все развивается эволюционно, но, к сожалению, наша страна так не развивается. И поэтому мы должны воспринять революцию как реальный фактор нашего развития. И когда вы спрашиваете, верю ли я в революцию, я могу сказать, что тот, кто не верит, тот неадекватен и может привести страну к очень негативным результатам. Например, если руководство страны не верит в революцию, то оно может получить эксцесс – революционный, весьма скоро. Нужно быть чутким к социальным процессам и анализировать их и воспринимать адекватно.

В частности, весьма вероятно, что политика умеренная действует значительно более благоприятно, чем радикальная. Но когда у вас есть революционный слой людей, пассионарный слой, который, настроен радикально, то власть не может не действовать радикально (если она достаточно социально чуткая). Иначе возможно резкое ухудшение социальной обстановки.

И пример Януковича, который был недостаточно социально чутким, – ей урок.

Люстрация – это радикальный акт, который отражает революционные настроения активной части населения. И вы можете быть довольным, или недовольный им. Есть множество доводов против этого акта, его формальности и т.д. Но если вы социально чутки, то вы будете ее проводить. А вот что касается тех, кто может заменить, то бюрократия (нынешняя) в любом случае требует замены. Потому что больше 20 лет отрицательного отбора – профессионалов на своих – привела к безответственности и непрофессионализму.

Необходимо найти честных и ответственных людей, но они могут быть не профессиональными или недостаточно профессиональными и параллельно с инфицированием бюрократии честными и ответственными людьми. И это необходимо делать, используя законодательные механизмы. Главное – делать. Ведь если вы хотите – вы делаете, нет – находите причины.

Леонид Кравчук: Привести в порядок логику парламентского государства

Первое, с чего нужно начинать – провести основательную реформу правоохранительных органов. Плюс судебную. Это основа для того, чтобы суды работали, чтобы правоохранительная система боролась с коррупцией, чтобы человек в стране чувствовал себя защищенным. Понимая, что если он живет по закону, то к нему будут применены законные действия.

Второе – нужно привести в порядок сам парламент. Нужно отказаться от неприкосновенности. Я не буду в данном случае говорить, как я это понимаю. Речь идет о полной неприкосновенности, или это неприкосновенность, которая существует во многих странах мира, когда при исполнении служебных положений действуют какие-то преференции для депутата, чтобы он мог выполнять свои полномочия в полном объеме беспрепятственно.

Но если он сбил пешехода, или влез в коррупционную схему или взял взятку – на него полностью распространяются законы, нормы, кодексы, которые действуют для всех без исключения граждан Украины.

Я тоже предлагаю, и считаю важным, что ни одно должностное лицо Украины не должно иметь неприкосновенность. Ни одно. Ни судьи, ни нрезидент, никто. Это абсолютно нормально. Потому что если ты идешь на должность и чего то боишься, то лучше не идти на эту должность, отказаться от нее. Да, есть сложности переходного периода, но этому конца и края не будет. Уже 23 года. Депутаты или кандидаты все время заявляют о своих добрых намерениях. И все начинается сначала. Нужно привести в порядок парламент.

Необходимо придерживаться всем логики парламентского государства. То, что делается сегодня – я не все понимаю. Ну скажем, в парламентском государстве президент вносит предложение о премьере. И на этом его функция в общем то, с формированием коалиции, комитетов и т.д заканчивается. Я понимаю, что президент не может быть в стороне от этих процессов, но прямо влиять – ни в коем случае. Нужно находить такие формы. Они кстати в западном мире давно найдены.

Президент понимает его полномочия, парламент понимает свои полномочия и взаимодействие – через фракции, через встречи с премьером, председателем Верховной Рады, через дискуссии в конце-концов в средствах массовой информации. Через пресс-конференции…Президент влияет, он – всенародно избранный человек, он глава государства. Но если это будет (прямое влияние), немедленно начнутся конфликты.

Мы уже все это проходили. Я слушаю скажем, что президент или Администрация президента говорит о том, что она записывает в предложении о коалиции, что в АП будут управления, которые будут анализировать предварительно законы, вносить предложения и т.д. Но этого делать нельзя. У президента есть возможность по Конституции после принятия закона, который подается президенту, – он имеет конституционное право вносить изменения и отправлять на повторное голосование . Но если это будет предварительно, то это будет, как в ЦК.

Я вам скажу, как было в ЦК: готовились какие-то документы в президиуме Верховного совета, или в Верховном Совете. Их никто не выносил на обсуждение. Сначала направляли их в ЦК, отделы в ЦК смотрели, докладывали секретариату. Секретариат делал замечание, направлял в Верховный Совет. Верховный совет еще до обсуждения приводил в соответствие с замечаниями в ЦК и принималось уже то решение, которое удовлетворяло Центральный комитет. Редактор журнала "Перец", интересный человек, острослов – так он говорил: "Куда ты идешь? Несу говно на анализ кала". Т.е все нужно нести в ЦК для анализа. Теперь хотят чтобы несли…Так было при Януковиче – экономический отдел там все сначала просматривал, приводил в соответствие. Потом передавал в Верховный свет в большинство. Нельзя этого делать.

Нужно привести в порядок политическую логику парламентского государства. Потому что конфликт неизбежен. Потому что именно с этого начался конфликт между Ющенко и Тимошенко. Поэтому я хотел бы, чтобы мы все это поняли. Или мы придерживаемся логики парламентского государства – так записано в Конституции, или давайте отменять это – сказать слушайте…

Получается так – если администрация президента занимается – тогда порядок. Если кто-то другой – порядка нет. Нельзя так, это будет конфликт. Я уже этих конфликтов насмотрелся и надо, чтобы когда-то началось выполнение Конституции и закона – всеми: и президентом, и Администрацией президента и Кабинетом министров и Верховной Радой. Верховная Рада должна выполнять Конституцию – уважать президента, а президент – выполнять Конституцию, уважать Верховную Раду. Иначе – конфликт, конфликт и еще раз конфликт.

Игорь Бураковский: Имплементация соглашения ассоциации с ЕС – путеводитель для украинской экономики

Нынешняя модель украинской экономики абсолютно бесперспективна. И в этом смысле, если мы не проводим реформы, мы фактически ставим под угрозу существование Украины как независимого государства. Это с одной стороны. Даже если не будет военных, или каких-нибудь других интервенций, то с нынешней моделью экономики мы будем все время находится в перманентном кризисе. Все время будем отставать от нормальных стран. Которые сегодня развиваются, в том числе за счет реформации тех или иных аспектов своей экономики. И в средней и долгосрочной системе нынешняя система не имеет будущего

У нас очень медленно происходит структурная перестройка экономики. В течении многих лет мы используем те отрасли, которые мы использовали еще во времена СССР: металлургия, химия, нефтехнологические производства…

И пусть мы что-то зарабатываем, поставляя на международный рынок, но очевидно, что страна развивается по-другому. У нас бюрократическая система, при которой частная инициатива повсеместно сталкивается с разного рода проблемами – пытаясь внести инновационный подход. А с таким большим коррупционным налогом понятно, что даже если мы что то новое хорошее придумаем, оно просто не будет работать.

Плюс у нас в разных сферах экономики достаточно серьезный уровень монополизма. Причем они были созданы не только олигархами, но из-за того, что большое количество предпринимателей являются членами власти и во власти много предпринимателей, а если я могу договориться о льготах за счет госбюджета, то при таких условиях у меня нет смысла заниматься инновациями – я получу то же, что Стив Джобс (за счет своих айфонов и айпадов) и Билл Гейтс (операционной системы) . У нас очень большое количество потребление энергоресурсов, причем у нас энергонефективность даже выше, чем в РФ, которая сидит на газе, угле , нефти и прочих природных ресурсах.

В том числе эта бесперспективность состоит в том, что на сегодняшний день государство не может выполнять всех своих, а не только социальных обязательств. Если подсчитать, по всем принятым законам и Конституции, сколько должно государство выделять денег – то у нас на это просто нет денег. 

И нужно честно сказать, что лишних денег нет. Возможности для маневра существенно ограниченны. Множество стран проходили период ограниченных расходов. Через отсутствие финасирование отдельных даже очень важних статей – для того чтобы оздоровить ситуацию и через определенный период возобновить движение вперед, и через некоторое время – восстанавливать прежние стандарты.

Бюджетный процесс менять необходимо таким образом, чтобы максимально оздоровить госфинансы – без этого страна может стать полноценным банкротом, и будем мы проводить реформы или не будем, но если в бюджетной сфере кризис, то ясно, что страна ничего не сделает.

Что касается эволюции и революции то я вам приведу наглядный пример. Если мы на перекрестке поставим светофор, где его никогда не было, то это уже революция – ведь тепер мы имеем четкое регулирование. Но нужно время, пока люди привыкнут, что есть светофор и нужно поднять голову и посмотреть, какой горит свет, не перебегать через улицу

Так и в экономике – есть то, что можно сделать очень быстро, скажем, отказаться от большинства бюрократических процедур, а если говорить о борьбе с коррупцией – если мы эти процессы запустим и убедимся, что эти процессы необратимые, это тоже даст необратимый результат.

Имплементацию соглашения с ЕС вполне можно назвать путеводителем. Это очень важный инструмент. Мы обязаны в рамках этого договора принять приблизительно имплементировать приблизительно 350 актов ЕС в наше законодательство и отдельных сферах сферах, технического регулирования и изменения могут бать достаточно существенными- но сразу хочу сказать, что соглашение само по себе не работает, и если мы его имплементируем – то будет позитивный результат, если нет – то мы упустим очередной шанс – ведь за нас это никто не сделает.

Нужен целый ряд институционных реформ. В том числе реформы правоохранительных органов и судебной системы, меры по борьбе с коррупцией. Конечно важна реформа и госслужбы, поскольку какое бы количество пожеланий о том, что нужно сделать не было написано, но если не будет эффективной госслужбы, эффективной госбюрократии – реформы обречены на неудачу. Последнее, что хотел бы сказать, что мы действительно находимся в уникальной ситуации. С одной стороны есть очень большой запрос на изменения (пусть разные люди их по-разному понимают), причем есть высокий уровень мобилизации общества, ориентированности на изменения, ожидания на изменения и требования таких изменений.

При этом есть достаточно высокий уровень мобилизации международного сообщества,  которое готово помочь Украине, но эффективно оно может сделать когда оно четко поймет, чего хочет Украина и как она будет это делать. Пока не будет такого запроса со стороны Украины – то вместо нас никто ничего не сделает.

Международное сообщество в принципе обещает Украине достаточно большие деньги, но очень многое будет зависеть от того, как мы договоримся, и что мы получим. На двусторонней основе, или может быть аналог нового плана Маршалла.