Интервью с польским евродепутатом: "Из-за Brexit европейский бюджет будет терять 20 млрд евро ежегодно"

21 сентября 2017, 07:01
По словам депутата Европарламента Майкла Бони, на общеевропейском уровне "План Маршалла для Украины" даже не обсуждался

Бони уверен, что нужно создать специальный инвестиционный фонд для Украины. Фото: Sławomir Kamiński / Agencja Gazeta

На саммите Восточного партнерства в Брюсселе 24 ноября украинские и литовские парламентарии представят аналог Плана Маршалла для Украины – Новый европейский инвестиционный план. По словам его автора, бывшего премьера Литвы Андрюса Кубилюса, план рассчитан на 10 лет и предусматривает по 5 млрд евро ежегодных вливаний в украинскую экономику. Задача максимум, по словам разработчиков, чтобы лидеры стран ЕС поддержали план на своем очередном саммите и дали мандат Еврокомиссии и Европейскому инвестиционному банку на его реализацию.

В Европарламенте говорят, что Литва проводит политическую работу. Инвестиционный план помощи Украине уже увидели в Вашингтоне, Лондоне, Берлине и Брюсселе. А в предварительном тексте резолюции саммита Восточного партнерства, который подготовил комитет по иностранным делам Европарламента, уже есть упоминание о "Плане Маршалла для Украины". Но, по словам отдельных европарламентариев, этого мало. Важно говорить в ЕС с теми, кто действительно принимает решения и отвечает за перераспределение денег. А такая работа, по словам евродепутата от Польши Майкла Бони, даже не проводилась.

Реклама

В интервью сайту "Сегодня" Майкл Бони рассказал, почему инвестиционному плану помощи Украине не стоит давать американское название, кто в ЕС готов выделить денег, и с кем это нужно обсуждать. 

- Как оцениваете шансы на предоставление Украине Плана Маршалла?

- С моей точки зрения очень важно поддержать создание своего рода фонда, который будет иметь решающее значение для инвестиций в Украину и будущего развития с 2018-го по 2020-2025 гг. Но, во-первых, я думаю, многим европейцам не нравится название "План Маршалла". Это исторически связано с ситуацией после Второй мировой войны. Поэтому лучше использовать название "Украинский план развития", или "План развития Украины", что-то вроде этого. Если вы хотите получить европейскую поддержку и финансирование, зачем давать этому плану американское название?

Реклама

- Хорошо, "Новый европейский инвестиционный план для Украины", как его изначально назвали литовцы…

- Или так, да. И тут очень важно понять, какая часть этого фонда (плана) будет финансирована частным сектором разных стран. Думаю, какая-то часть польских компаний будет готова инвестировать и участвовать, также как и международные финансовые институции, банки. С другой стороны, мы также должны знать, каким образом в этом фонде будут участвовать госучреждения на национальном и европейском уровнях. Если мы хотим участия на европейском уровне, очень важно обсуждать это с Европейским инвестиционным банком. ЕС может дать что-то вроде гарантий для инвестиций. Я говорил с литовскими коллегами в Брюсселе по этому вопросу…

- Наверняка на заседании межпарламентской ассамблеи Украина-Польша-Литва в марте…

Реклама

- Немного раньше. Мое предложение было таким: пытайтесь говорить с людьми, ответственными в ЕС за многолетние финансовые программы после 2020 года. Не так-то просто сейчас найти дополнительные деньги на европейском уровне.

- А почему после 2020 года?

- Нам нужно, чтобы этот фонд помощи Украине работал не только один-три года, а на длительную перспективу. Если мы (включая Украину) хотим увидеть значительный финансовый вклад ЕС, я считаю, это должно быть прописано в бюджете ЕС. Конечно, было бы очень хорошо обсудить этот план помощи Украине на саммите Восточного партнерства 24 ноября в Брюсселе. Но я думаю, важно уже перед этим иметь конкретные решения и договора о сотрудничестве с конкретными европейскими компаниями при разговоре с бюджетным комитетом, Еврокомиссией и Европарламентом – в момент подготовки бюджета на следующий год. Проще говоря, нужно создать подходящую политическую атмосферу в ЕС для принятия этого решения.

- Такой фонд помощи Украине должен быть создан на уровне ЕС?

- Да, он должен быть создан на уровне ЕС. Откровенно говоря, каждый год  европейский бюджет будет терять около 20 млрд евро из-за Brexit. Этот фактор будет влиять на все европейские страны (каждая из стран ЕС из-за выхода Британии должна будет отчислять в бюджет ЕС больше денег – Авт.). Согласитесь, не так-то просто сказать: окей, мы выделим несколько миллиардов Украине. Как по мне, лучшим решением будет: мы создадим финансовую модель при поддержке Европейского инвестиционного банка, в которой перераспределение денег будет гарантироваться Еврокомиссией.

- На европейском уровне, как мы понимаем, мы хотим получить деньги из EU External Investment Plan (Европейский внешний инвестиционный план), по которому Еврокомиссия предусматривает 88 млрд евро до 2020 года. Эти деньги направлены в основном на Африку. Но достаточно большая часть может пойти и на другие страны. 

- Это так называемый Европейско-Африканский фонд солидарности. Этим планом будет предусмотрено приблизительно только 100 млн евро в ближайшем году, но, я считаю, то, что мы предлагаем для Украины немного отличается от целей EU External Investment Plan. Создавая фонд инвестиций для Африки, мы предусматривали инвестиции в демократию, верховенство права и экономическое развитие Африки. Это демографически быстро растущий континент, население которого через 40 лет достигнет 2 млрд человек. И мы должны учитывать возможные волны миграции, будут ли они близки Европе. Поэтому у этого фонда особое предназначение и цели. Я считаю, что для Украины нужно создать отдельный фонд. Возможно, к тому времени Молдова и Грузия, которые находятся в таких же условиях имплементации Соглашений об ассоциации, так же попросят о помощи. Тогда фонд можно трансформировать в фонд помощи странам Восточного партнерства.

- Я вспомнила о фонде для Африки, потому что часть этих денег можно потратить для инвестиций в Украину.

- Может и можно использовать часть этих денег, но они должны быть направлены в совершенно другой фонд – фонд помощи Украины. Именно так его и нужно назвать. Мы понимаем, какого прогресса добилась Украина. Вы знаете: в 2014 году ВВП страны был в  минусе больше чем на 7%. Сейчас ВВП находится с приростом в 2,5%. Это фантастика, не так ли?

- Андрюс Кубилюс говорит, что лидеры стран ЕС должны дать Еврокомиссии и Европейскому инвестиционному банку мандат на разработку и имплементацию инвестиционного плана помощи Украине.

- Все зависит от источников предоставления этих денег. Во-первых, нам необходимо прийти к политическому соглашению. Во-вторых, мы должны смотреть реалистично на источники наполнения этого фонда помощи Украине. И, в конце концов, нам нужен механизм создания и контроля такого фонда. В нем должны быть инвестиции как частного сектора, от некоторых стран-членов ЕС, так и европейский вклад через Европейский инвестиционный банк.

- Поддержит ли ЕС такой план помощи Украине?

- Этот вопрос пока не выносился на обсуждение. В некоторых группах – да, в группах дружбы с Украиной, во время рабочих встреч Кубилюса в Европе, но я не видел никакой публичной информации о том, чтобы такой план обсуждался на общеевропейском уровне ЕС.

- Но в предварительном проекте резолюции, которую комитет иностранных дел Европарламента подготовил специально к саммиту Восточного партнерства, как раз и говорится о "предоставлении мандата Еврокомиссии и Европейскому инвестиционному банку реализовать план инвестиционной помощи Украине…".

- Это только общая позиция. Наши коллеги из Литвы проводят политическую работу – это очень хорошо. Но я очень практичный человек. Если мы хотим достичь каких-то практических целей, одной резолюции недостаточно. Особенно когда речь идет о резолюции комитета Европарламента по иностранным делам. А я пару месяцев назад предлагал пойти в комитет по вопросам бюджета, потому что именно они разрабатывают ежегодные финансовые сметы Евросоюза. Именно они решают, куда и сколько денег выделять. Не знаю, ходили ли туда литовские и украинские коллеги, потому что мне из бюджетного комитета ничего не ответили, начали ли они разработку такого плана для Украины.