Игра в "полуинтеграцию": каково будущее Украины в рамках "Восточного партнерства"

13 мая 2019, 15:08
После "Восточного партнерства" Украина может повторись судьбу Турции или пойти по пути Норвегии, считает политолог

/ Фото: Pixabay

Проект "Восточного партнерства" исчерпал себя, и Украине вскоре необходимо будет решать, как выстраивать свои отношения с Европейский Союзом.

Об этом в комментарии сайту "Сегодня" рассказал председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.

Реклама

По его словам, Украина, как Грузия и Молдова, использовала возможности проекта на полную.

"Для ЕС это был "буфер" дружественных государств, это была замена политики расширения, компромиссный вариант, чтобы показать постсоветским странам "морковку", но не давать им перспективу членства. Мы пользовались тем, что предлагал нам Европейский Союз. А предлагал он не очень много – Соглашение об ассоциации вместо перспективы членства и, как самое "сладкое", перспективу членства. Мы получили многое, что можно было получить. Для нас это определенную пользу принесло", – подчеркнул Фесенко.

Как считает эксперт, еще лет пять Украина может пользоваться преимущества проекта. Но в будущем Киеву нужно будет определяться, как взаимодействовать с Брюсселем дальше.

"Пока нас устраивает "Восточное партнерство", и мы можем продвинуться по полуинтеграции, потому что возможно интегрирование энергетическое, информационное. Но, по мнению многих, "Восточное партнерство" исчерпало свой потенциал. Три страны вышли на максимум – это Молдова, Грузия и Украина. И есть еще три страны, которые не готовы к такому уровню отношений с ЕС, и даже на повестке дня не стоит подписания Соглашения об ассоциации – Беларусь, Армения, Азербайджан. Три страны, которые продвинулись в рамках этого проекта, будут сейчас взаимодействовать, – напомнил эксперт.

По его мнению, самыми перспективными направлениями будут трехсторонних отношений, активная координация в политическим, экономическом и социальном планах, создание координационных органов и взаимодействие с ЕС.

Реклама

"Это такая полуинтеграция. Все хотят иметь перспективу членства, но для всех них перспектива членства на сегодня находится под вопросом. И никакой гарантии нет. Что дальше - пока под вопросом. Стремиться дальше к членству, но не иметь такой перспективы и остаться в таком же статусе, как Турция. Или же искать другой формат взаимодействий с ЕС, играя в эти форматы полуинтерграции. Специалисты говорят, что есть смысл задуматься о таком варианте интеграции, как у Норвегии, когда речь идет о частичной экономической интеграции, но без политической", – объясняет политолог.

При этом о поднятии вопросов безопасности в рамках "Восточного партнерства" не может быть и речи. Для этого существуют другие платформы, добавляет Фесенко.

"Давайте не будем заниматься фантазиями, что "Восточное партнерство" может решить проблему с Крымом. Никто сейчас не может решить для Украины, в том числе сама Украина, проблему с Крымом. И, к сожалению, с Донбассом тоже не могут решить. Никаких проектов безопасности "Восточное партнерство" не предусматривало и не предусматривает. Да, некоторые политики обсуждают это. Но реально вопросы безопасности решаются через взаимодействие с НАТО и отдельными странами", – резюмировал эксперт.

Напомним, министр иностранных дел Украины Павел Климкин в рамках саммита "Восточного партнерства" в Брюсселе призвал к новым экономическим санкциям против России, которая организовала незаконную выдачу паспортов РФ жителям оккупированных территорий Донбасса.

Ранее мы рассказывали о том, чего добилась Украина в рамках "Восточного партнерства".

Реклама

Также, напомним, что на одном из прошлых саммитов программы "Восточное партнерство" украинская делегация договорилась с представителями Еврокомиссии разработать дорожную карту имплементации так называемого "Плана Маршалла для Украины"