Джемилев: Польша и Турция готовы присоединиться к переговорам по деоккупации Крыма

9 июля 2016, 08:08
Как только у Турции осложняются отношения с Россией, резко увеличивается число , отмечает Мустафа Джемилев

Экспертный форум в рамках первого дня саммита НАТО в Варшаве собрал около тысячи экспертов из всех стран членов и партнеров Альянса. В приветственной речи президент Польши Анджей Дуда и генсек НАТО Йенс Столтенберг вторили, что не хотят повторения времен "холодной войны". Но неофициально эксперты говорят, что все к этому идет. Гонка вооружений, взаимные обвинения и де-факто возвращение к политике "сфер влияния" – яркое тому подтверждение. И спусковым крючком стала военная агрессия России против Украины и аннексия Крыма. По мнению лидера крымскотатарского народа Мустафы Джемилева, какой-то конкретики на экспертном форуме в рамках саммита НАТО по вопросу возвращения Крыма не прозвучало. Об этом, а также о перспективах сотрудничества с Турцией после письма Эрдогана Путину, Сегодня.ua поговорил с Джемилевым на полях саммита.

- На саммите много говорят о российской агрессии против Украины, аннексии Крыма...

Реклама

- Это нас немножко удовлетворяет, но пока какой-то конкретики нет. Как раз вчера (в четверг) с президентом обсуждали вопрос создания некой платформы, где обсуждались бы условия деоккупации, конечно же, с привлечением туда России. Но понятно, что Россия сейчас не готова к таким дискуссиям и как попугай повторяет, что Крым – это российская территория и вопрос закрыт. Он не закрыт и никогда не закроется, пока эта территория не будет освобождена от оккупантов. Так или иначе придется обсуждать этот вопрос, и эту платформу нужно создавать. Хотя сначала может быть без России. А когда достаточно "припрем" эту страну, она сама придет к этой платформе.

- Кто инициирует создание такой платформы? Кто на международной арене нам помогает?

- Собственно, это наша инициатива. Я это впервые озвучил в Белграде: мы говорили о необходимости создания платформы на базе подписантов Будапештского меморандума: США, Великобритания, Россия...

Реклама

- Но Порошенко говорил о "женевском формате" переговоров по возвращению Крыма...

- Сначала мы говорили о "будапештском формате". Но потом наш президент озвучил форму "Женева+": страны Евросоюза, а под "+" мы подразумеваем страны Черноморского региона. Потому что максимальная милитаризация Крыма создает угрозу в первую очень и для Турции, Румынии, Болгарии и Грузии. Во время совместного визита с Порошенко в Турцию мы обсуждали это и с Эрдоганом. Я отдельно в Страсбурге разговаривал с министром иностранных Турции. Они готовы подключиться. Польша со своей стороны тоже заявила о готовности продвигать идею создания платформы по обсуждению вопроса деоккупации Крыма.

- Не считаете ли Вы, что после недавнего письма Эрдогана Путину с извинениями, Турция изменит свое мнение?

Реклама

- Ну, во-первых, там извинений не было, там были соболезнования. Правда есть некоторые слова, на которые я тоже очень может быть резко отреагировал. Сейчас в Турции это очень комментируют. Там он употребил выражение, что Россия – братская или дружеская страна. Я сказал, если вам это дружеская страна, то тогда мы кто вам? Это страна, которая оккупировала нашу территорию, вынуждает наших людей покидать свою территорию, сажает их в тюрьмы, похищает и убивает наших людей. И это если для вас братья, то мы кто для вас? Сейчас там (в Турции – Авт.) идет такое четкое разделение экономических и политических взаимоотношений. В тот же день (после письма – Авт.) Эрдоган разговаривал и с Порошенко, говорил, что никакого изменения отношения Турции к тому, что происходит в Украине, нет. Они выступают за восстановление территориальной целостности Украины, деоккупацию Крыма... Но вы видите, как только у Турции осложняются отношения с Россией, резко увеличивается число террактов. После теракта в аэропорту Ататюрка, вы же знаете, кто был арестован: 12 человек и все граждане стран СНГ – России, Чечни, Дагестана, Киргизии. В их мобильных телефонах обнаружены разговоры в основном с Россией. Поэтому гадать не приходится, кто за этим стоит.

- Как думаете, об этом Порошенко с Эрдоганом говорили на двусторонке?

- Турция – не такая страна, как Штаты. И в Турции были также очень озадачены тем, что в Сирии США поддержали курдов и их идея создания какого-то государства. А это угроза Турции. Но я думаю, что они далеко не пойдут а этом направлении. Турецкая общественность в те дни, когда это письмо было, по турецкому телевидению проводили опрос, и ни одного положительного ответа не было. Я думаю мы будем обратно (из Варшавы – Авт.) лететь вместе с президентом. Наверное он поделится (подробностями разговора с Эрдоганом – Авт.). Но я думаю, Эрдоган говорил о том, что никаких изменений во взаимоотношениях Украины и Турции не будет. Что будет продолжено сотрудничество во всех направлениях. Но то, что Турция придерживается принципа Ататюрка: ноль проблем со своими соседями – здесь она старается ликвидировать все проблемы.

- Не показалось ли Вам, что лидеров стран-членов НАТО воспринимают Украину исключительно как жертву российской агрессии? Нас жалеют, но не хвалят, потому что реформ нет.

- Спикеры НАТО не говорят, что нет "холодной войны". Они говорят, что не хотят ее возврата. В речи Столтенберга так и было. Он сказал, что период "холодной войны" нужно оставить в истории. Но развитие событий, к сожалению, ведет к этому. Вчера (в четверг), к примеру, министр обороны Польши говорил о том, что Украина защищает не только себя, но и Европу. А их долг – оказать всестороннюю поддержку Украине. Но есть страны, которые говорят, что проблемы Украины им надоели и что они из-за этих санкций теряют какие-то евро, сколько-то миллионов, что надо прекращать. Ну, издержки демократии, что поделаешь.