Чем запомнится кампания-2014: "Хорошие люди" в списках, штабы "с колес" и эмоции вместо обещаний

27 октября 2014, 08:00
Одной из отличительных черт кампании стало выступление известных политиков под новыми партийными брендами

Политики. Обошлись без сложных предвыборных программ и взывали к патриотизму избирателей. Фото AFP

"Театр абсурда", "спринтерский забег", "новые игры по старым правилам"... Такими сравнениями пестрят высказывания политиков и экспертов, когда речь заходит об избирательной кампании на досрочных выборах Верховной Рады. Действительно, во многих отношениях текущая кампания не имеет аналогов в украинской истории. Глубокий анализ того, что происходит в избирательных округах страны, безусловно, будет проведен уже после оглашения результатов выборов. Но о некоторых особенностях этих выборов можно говорить уже сейчас. Оставим за скобками грязные способы борьбы в этой гонке и сосредоточимся на политическом анализе. 

НОВЫЕ БРЕНДЫ. Одной из отличительных черт кампании стало выступление известных политиков под новыми партийными брендами. Блок Петра Порошенко, Оппозиционный блок, "Народный фронт" — эти названия больше подходят для межпартийных объединений, чем для отдельных партий. Однако украинское избирательное законодательство не предусматривает участия блоков в выборах. А потому, дабы подчеркнуть свое стремление к объединению усилий, отдельные политсилы прибегли к такому ребрендингу.

Реклама

Впрочем, обилие новых партийных брендов вызвано и другими причинами. Одна из них — тот факт, что политиков, претендующих на собственную фракцию в будущем парламенте, оказалось больше, чем раскрученных партий. Да и запрос общества на новые лица в политике заставил претендентов поработать над "обновлением линейки" партий.

БЕЗ СТРУКТУР. Обилие новых политпроектов обусловило еще одну особенность: отсутствие согласованных стратегий кампании между региональными и окружными избирательными штабами большинства политсил. Большинство партий, претендующих на места в парламенте, не имеют разветвленной партийной структуры, а потому вынуждены были формировать штабы "с колес".

Исключение составила разве что "Свобода", идущая на выборы под старым брендом и давно занимающаяся партийным строительством. "Батькивщина" и КПУ, также отказавшиеся от ребрендинга, находятся в менее выгодном положении. Часть региональных парторганизаций партии Юлии Тимошенко фактически прекратили свое существование в период президентства Виктора Януковича, а те, что остались, были "ополовинены" уходом из "Батькивщины" Арсения Яценюка и Александра Турчинова. Коммунисты же лишились своих наиболее сильных региональных партийных организаций из-за утраты Украиной контроля над частью территории страны — традиционно именно в Крыму и на Донбассе у КПУ были наиболее сильные партийные ячейки.

Реклама

К решению возникших в связи с этим проблем политики подошли по-разному. Блок Порошенко активно использует парторганизации УДАРа, "Оппозиционный блок" перетягивает структуры Партии Регионов, Радикальная партия и "Гражданская позиция" надеются на волонтеров, "Народный фронт" и "Батькивщина" рассчитывают на человеческий и материальный ресурс кандидатов, выдвинутых ими по мажоритарным округам.

С ГЕРОЯМИ. Удивили партии формированием избирательных списков. За депутатские кресла борются журналисты, волонтеры, общественные деятели, командиры и бойцы добровольческих батальонов. При этом никто даже не пытается объяснить избирателям, какими достоинствами обладают кандидаты. Похоже, политики решили, что избиратели не знакомы с известным тезисом: "Хороший человек — не профессия".

БЕЗ ПРОГРАММ. Украинские политики и ранее не баловали избирателей содержательными предвыборными программами, но на этих выборах их умение обходиться без серьезного плана действий достигло апогея. Основные партии предпочитают оперировать слоганами, взывать к эмоциям избирателей или к патриотизму: "Время объединяться", "Украина победит", "Мы — голос промышленных регионов", "Возьми и сделай".

Реклама

С конкретными обещаниями же у многих не заладилось. Доходит и до абсурда: например, один кандидат во Львовской области обещает, что его политсила проведет массовую люстрацию, а другой кандидат от этой же политсилы в Днепропетровской области — мол, его партия не допустит, чтобы под люстрацию попали "настоящие профессионалы".

СРОКИ. Если бы у политиков было больше времени на кампанию (стандартные 60 дней вместо 45), многое было бы упорядоченее. Но сроки вынудили политиков на ходу выдумывать предвыборный продукт. В результате получилась "каша" — как в информпространстве, так и в головах избирателей. Насколько эта каша будет съедобной, мы узнаем уже совсем скоро.