Анатолий Гриценко: "АТО в нынешнем виде может продолжаться бесконечно"

11 августа 2014, 09:30
Интервью с нардепом, лидером партии "Гражданская позиция"

Анатолий Гриценко считает, что привязывать завершение АТО к конкретным датам недопустимо. Фото:grytsenko.com.ua

О том, почему до сих пор не завершилась антитеррористическая операция на Донбассе, кто виновен в том, что наши солдаты идут в бой без бронежилетов, возможно ли вернуть Украине Крым и чем могут быть опасны поспешные перевыборы Верховной Рады "Сегодня" пообщалась с народным депутатом, лидером партии "Гражданская позиция", экс-министром обороны Анатолием Гриценко.

- Анатолий Степанович, сейчас довольно часто звучат прогнозы и обещания, что АТО на Донбассе должна быть завершена до Дня независимости 24 августа. Реально ли это? И вообще стоит ли "привязывать" боевые действия к конкретным числам?

Реклама

- Подход – завершить военную операцию к конкретной дате ущербен по своей сути и неприемлем. Мы уже видели, к сожалению, примеры, когда к указанной на Банковой дате освободили Славянск, но при этом в Донецк проникли до тысячи террористов с тяжелым вооружением и бронетехникой, и получили еще больше проблем. Такого быть не должно!

Завершение АТО нужно привязывать к ее цели: на территории Украины не должно остаться ни одного диверсанта и террориста. Когда это произойдет – зависит от координации действий всех органов власти, населения и тех военных сил, которые задействованы в операции.

- Однако, так называемая "активная фаза" АТО продолжается уже не первый месяц. Почему она не принесла до сих пор ощутимого результата – террористы остаются на Донбассе, а украинские военные гибнут?

Реклама

- Нужно говорить прямо: это давно уже не антитеррористическая операция. Это вооруженное отражение российской агрессии. Уже давно по факту операцией руководит не глава антитеррористического центра СБУ, а начальник Генерального штаба. И главные силы, задействованные в этой операции, это не спецподразделения СБУ, а армейские войска плюс Национальная гвардия и другие силовые структуры. Если мы это понимаем, то становится очевидным, почему все же так необходимо введение военного положения на Донбассе, что я неоднократно предлагал сделать президенту Украины.

Во-первых, введение военного положения даст четкий сигнал всему миру: есть факт военной агрессии Путина, и Украина занимается ее отражением. Это не внутренний конфликт, как пытается представить Россия, дескать, мирные жители Донбасса борются за расширение прав местного самоуправления, – против Украины Россия ведет войну, и весь мир должен это понять.

Второе, что даст введение военного положения – появление четкой системы управления, четкой системы ответственности каждого: президента, как Верховного главнокомандующего, далее – Генштаб, на основе которого разворачивается Ставка Верховного главнокомандующего, далее – войска. Тогда президент будет нести ответственность за то, что происходит. И тогда не первый зам главы СБУ, руководитель Антитеррористического центра (как до сих пор), а президент страны, обладая наибольшими правами и полномочиями, как высшее должностное лицо в государстве, будет принимать решения, отдавать приказы. Это позволит сделать военную операцию более эффективной и завершить ее быстрее.

Реклама

Уже не говорю о том, что введение военного положения позволит командованию задействовать все ресурсы, которые есть на территории, для отражения агрессии. Нет воды, нет медикаментов, нет продовольствия? Тут же по акту у тех структур, которые есть на территории, их изымают в интересах обороны страны, быстро и эффективно, а после войны рассчитываются из бюджета. Наконец, можно будет ввести комендантский час, предупредив, что с 22 часов вечера до 6 утра любой, кто появится на улицах с оружием, будет уничтожаться.

- Но есть ли в нем смысл сейчас? Донецк не контролируется украинскими силами, а у боевиков "ДНР" комендантский час как раз введен…

- Вот, видите, боевики делают то, что, исходя и их задач, является правильным! Другое дело, что задачи боевиков враждебны нашим. Но они действуют логично, грамотно: вводят комендантский час, изымают необходимые ресурсы у субъектов экономической деятельности или у граждан для выполнения, повторюсь, своих враждебных задач. Мы должны делать это, используя законодательную базу, используя право на защиту населения своей страны.

Посмотрим с другой стороны: кто-то хочет сдать Донбасс? Я к их числу не принадлежу. Мы должны освободить свою территорию, сделать это максимально быстро, с минимальными потерями для экономики, с минимальными жертвами военных и гражданских лиц. Поймите, если операция будет продолжена по тому сценарию, по которому шла до сих пор, то она может быть бесконечной. Потому что до сих пор не перекрыта государственная граница, и каждую ночь из России на Донбасс поступают новое оружие, новая техника и новые диверсанты. При таких условиях завершить операцию так быстро, как обещал президент, – нереально.

Если военная операция затянется до поздней осени-зимы, возникнут новые осложняющие факторы, которые нужно учитывать уже сегодня. Неделю назад я публично обратился к президенту и правительству: необходимо уже сейчас спланировать и утвердить план дислокации наших войск на востоке и на юге страны после того, как территория будет очищена от диверсантов и террористов. Потому что будет самым глупым решением те группировки войск, которые пришли на Донбасс из Николаева, Владимира-Волынского, из Брод, Новоград-Волынского, Житомира, Белой Церкви, Львова и т.д., после завершения операции просто отвести назад. Тогда враг придет опять! На востоке и юге должна остаться группировка войск на длительный период. Значит, необходимы военные городки, нужно отстроить базы для размещения войск в холодных зимних условиях, оборудовать полигоны для боевой подготовки. Это задача для президента, поскольку он утверждает план дислокации своим указом, и это задача для правительства, поскольку материальное обеспечение обороны – ответственность Кабинета министров. Насколько мне известно, сейчас этим предметно не занимается никто – ни на Банковой, ни на Грушевского.

- Не так давно Порошенко провел масштабные кадровые ротации в силовом, прежде всего военном блоке – поменял министра обороны, начальника Генштаба. Как это сказалось на армии?

- Замена начальника Генштаба повлияла позитивно, замена министра обороны – негативно. Армия Валерия Гелетея не восприняла, это милицейский генерал, к тому же не подготовленный профессионально к задачам такого масштаба, да еще и в условиях войны. Считаю неправильным, что министр Гелетей практически все время находится в штабе АТО. Он не должен заниматься управлением войсками и боевыми приказами, это совсем не его задача, это сфера ответственности генерала Муженко, начальника Генерального штаба – Главнокомандующего Вооруженных Сил. Он должен командовать войсками и вовсе не обязательно непосредственно из штаба АТО.

15 сентября в Верховной Раде должен быть военный бюджет на 2015 год. Этим должен заниматься министр обороны – что заложить в обеспечение армии, ее комплектование, подготовку и развитие. По моим данным, сейчас серьезно этим не занимается никто. Следовательно – будет провал с военным бюджетом и провал с армией в 2015 году. Это недопустимо!

Далее – государственный оборонный заказ. Не все знают, что в текущем году он был принят с недопустимым, преступным опозданием. Документ подписан Арсением Яценюком лишь 2 июля! Драгоценное для обеспечения армии и других силовиков время – потеряно по вине Кабмина! Полгода не было юридических оснований ни у Минобороны, ни у других силовых структур заключать договора с предприятиями по производству и ремонту техники. Деньги на счетах лежали, а их нельзя было использовать! Это преступная бездеятельность премьер-министра и его команды, прежде всего профильного министра экономики, поскольку именно он отвечает за подготовку Государственного оборонного заказа!

Потому кадровые перестановки лишь частично изменили ситуацию. Я уж не говорю о том, что силовой блок был обновлен лишь частично, несмотря, кстати, на предвыборные публичные обещания нынешнего президента. Люди, которые повинны в сдаче Крыма, люди, которые не перекрыли от проникновения боевиков границу, остались на своих должностях – и начальник Государственной пограничной службы, и глава СБУ, и многие другие. А должны бы ответить перед судом!

Точно так же должны понести ответственность те члены Кабмина, которые своей бездеятельностью привели к гибели наших солдат. Поясню: еще в марте нужно было отменить долгие тендерные процедуры и закупать все необходимое для армии, от техники до снаряжения – немедленно! А не размещать в газетах объявления, проводить месяцами тендеры…

- Но ведь вносились соответствующие проекты в Верховную Раду…

- Да. Но это было уже в мае месяце, не в марте, когда Рада выделила на АТО 8 миллиардов гривен. Это преступный саботаж – иначе назвать не могу. Потому что из-за многомесячного бездействия Кабмина наши солдаты не имели касок, бронежилетов, тепловизоров, приборов ночного видения, исправной техники…

Знали ли в правительстве, тот же премьер Яценюк, силовой вице-премьер Ярема, профильный министр Шеремета, о том, что проблему тендеров нужно срочно решить? Да, знали. К ним неоднократно, устно и письменно, обращались министры-силовики: отмените тендеры! И за эту халатность членам правительства, в том числе премьеру, придется отвечать. Будет ли такая ответственность? Не уверен, что при нынешнем генпрокуроре, ведь он тогда сам себя тоже должен отдать под суд…

- А какова сейчас реальная ситуация со снабжением армии? Министерство обороны рапортует, что у них все есть, а родня солдат и волонтеры продолжают возить бронежилеты и каски в зону АТО.

- Когда война, проблему снабжения нужно решать быстро, с колес. Пример: в частях военная техника без аккумуляторов, и есть завод, на складе которого аккумуляторы лежат. Вопрос поставки решается в течение суток, с оплатой потом, деньги ведь в бюджете выделены. Позитив и для армии – техника идет в бой, и для завода – люди получают работу. Но, еще раз напомню, Государственный оборонный заказ был подписан Яценюком не в марте, а лишь 2 июля, хотя заказ этот в условиях войны должен быть сформирован за 24 часа, без бумажной волокиты, долгих переписок и согласований по почте.

В результате украинское общество вновь оказалось эффективнее государства. Люди сами разобрались в том, какие существуют категории бронежилетов, чем они отличаются, где их можно приобрести в стране и заграницей. Но и здесь государство начало чинить волонтерам препятствия, со своими лицензиями и разрешениями, долгой перепиской между ведомствами. А необходимо было, скажем, указать волонтерам три пропускных пункта на западной границе, где сидели бы офицер СБУ – с видеокамерой для фиксации и контроля поставок, и армейский офицер – для их учета и немедленного распределения по бригадам. Привезли волонтеры бронежилеты, каски, оружие – что угодно, офицер СБУ на камеру зафиксировал, армейский офицер связался с бригадой, те приехали, взяли на учет, передали солдатам. Но вместо простой схемы государство неделями переписывалось, волонтеры бегали по кабинетам, приходили ко мне и до сих пор приходят, я подключался, помогал, как и другие депутаты…

Это неправильно: если все для фронта, все для победы, то все в государственной машине должны работать эффективно. Но мы видим, что эффективнее государства оказался гражданский сектор, который, напомню, государству за его работу и за оборону страны уже заплатил налоги – а сейчас люди вынуждены платить вновь и вновь…

- Кстати, о налогах. Насколько будет эффективной норма о введении "военного сбора", когда каждый работающий украинец будет отчислять на армию 1,5% от зарплаты? Точно ли деньги до армии дойдут?

- Если честно, это безнравственный со стороны государства шаг, хотя и выглядит он, на первый взгляд, вполне обоснованным. Я предлагал другое решение: в мирных условиях 100 американских миллиардеров добровольно отдали половину своих средств для решения важных задач для Америки – на экологию, медицину, науку, образование. На мой взгляд, для нынешней Украины, в условиях войны и экономического обвала, было бы верным и справедливым шагом со стороны украинских миллиардеров – тоже отдать половину своих средств стране. Причем, первым это должен сделать глава государства – президент-миллиардер Петр Порошенко. Уверен, что такой его шаг стал бы примером для подражания всеми остальными миллиардерами страны. И тогда не нужно собирать копейки среди обнищавшего населения.

Теперь об использовании народных средств армией. Опять-таки имеем саботаж правительства: люди перечисляли деньги на счет Минобороны в марте, апреле, мае, июне, но – эти деньги месяцами лежали без движения. Почему? Да потому что Яценюк лишь 2 июля подписал документ, определяющий порядок использования народных средств. Вы представляете, лишь 2 июля?! А люди отдавали последнее армии, думая, что это сразу обеспечит солдату и каску, и бронежилет, и питание, и лечение. А потом оказывалось, что их сына, мужа, брата, отца призывают в армию, и ему надо всем селом собирать на эту каску и бронежилет – опять 5-7-10 тысяч гривен. А все потому, что бестолковое и безответственное правительство месяцами рожало разрешительную бумагу, для написания которой профессионалу достаточно одного рабочего дня! И за это кто-то ответил? Нет, в правительстве Яценюка все остались на своих местах. К сожалению, недоверие людей к власти опять повсеместно нарастает.
Потому, возвращаясь к вопросу про 1,5% военный налог – да, соберут, возможно, полсотни миллионов гривен, но ведь не факт, что не разворуют. Ко мне потоком идут предприниматели, которые уже не верят и новому Генеральному прокурору, так они говорят: на таможне, как брали взятки, так и берут, в судах, как брали, так и берут, равно как и в прокуратуре, и в налоговой, возврат НДС как был с "откатам", так и есть.
Теперь Вам больше понятно, почему я проголосовал за отставку Яценюка? Мне кажется, власть заигралась с огнем, это очень опасные игры, когда идет война и море людей с оружием…

- Затрону еще одну больную тему: армейские потери. Известно ли вам что-то о реальных жертвах среди наших военных, потому что информация о том, что официальная статистика их занижает, возникает довольно часто.

- Не могу назвать точное число погибших военных и гражданских, но знаю твердо – это число выше объявленного. Знаю это от людей, которым доверяю. Они звонят и говорят: сегодня в нашей части погибло 12 человек, утром смотрю сводку погибших за сутки – там цифра 10. И это не единичный случай.

Есть еще один фактор – смертность среди получивших ранения. Обычно в сводках называют число погибших и раненых за сутки, а вот что происходит с ранеными дальше – на этом внимание не акцентируется, потому что наступает новый день, появляется новая сводка погибших и раненых, за новые сутки. Сохранить раненого солдата живым – должно стать сверхзадачей для всех командиров и начальников, это укрепит силу духа солдат и их доверие военному командованию и власти в целом.

- Как решить эту сверхзадачу?

- Поднять уровень координации и надежность связи между воюющими подразделениями, усилить их медперсоналом, снабдить пакетами первичной экстренной помощи, сократить время доставки раненого с поля боя до лечебного учреждения.

Раненого с поля нужно эвакуировать в течение 1-2 часов, максимум – 3-4, у нас же бывало, что раненых смогли вывезти лишь через сутки, а то и двое. Это уменьшает шансы для медиков спасти жизнь солдата, особенно если нет необходимой первичной медпомощи непосредственно на поле боя.

Очень важный и в нынешних условиях сложный момент – транспортировка раненых под непрекращающимся вражеским огнем. Когда я был министром обороны, в 2007 году, для таких случаев на николаевском заводе были разработаны два вида бронированных машин для доставки раненых с поля боя. Мы их тогда испытали на учениях и планировали закупить для армии минимально 40 таких машин. Когда на смену пришли другие люди, эта программа в Минобороны была сорвана – уж не знаю по каким причинам.

В ситуациях, когда есть такая возможность, нужно осуществлять эвакуацию раненых вертолетами. Но и здесь нерешенная властью проблема, поскольку до сих пор крайне необходимые армии вертолеты продолжают летать в Африке в интересах ООН. Их оттуда за пять месяцев войны так и не отозвали. Это нужно было сделать еще в марте! Кроме того, до сих пор почему-то не вернули в Украину другие военно-транспортные вертолеты, которые арендует частная компания "Украинские вертолеты", она с ними уже лет 10 летает по всему миру. Государство должно в конце концов остановить эту частную аренду – и тогда мы спасем больше раненых солдат.

Солдат, идя в бой, должен быть уверен в своем командире, должен быть уверен, что в случае ранения ему будет оказана помощь, и страна сделает все, чтобы сохранить его здоровье, его жизнь, а в случае, если не дай Бог, он погибнет – позаботиться о его родных и близких. Если он видит, что его товарищи получают ранения, и сутки-двое ждут эвакуации – как это понять? Или когда мне звонят мамы, которые не могут неделями найти тела своих сыновей – они ищут по госпиталям, они едут туда. Это беда, безусловно. Должна быть человечность: они звонят в военкоматы, их там "отфутболивают", они звонят в штабы – те не реагируют, они звонят на "горячие линии" – их звонок фиксируют, но после никак не реагируют. Это бездушие нужно выжигать каленым железом!

- Как идет расследование катастрофы "Боинга-777" Малазийских авиалиний? На минувшей неделе этот вопрос обсуждался на закрытом заседании Верховной Рады – быть может, вам, как народному депутату, известны какие-то дополнительные подробности?

- Для меня очевидно: за падением этого самолета и гибелью 298 мирных граждан стоят Россия и Владимир Путин. Какими инструментами, какими механизмами – это вторично. Путин несет ответственность за это.

В расследовании катастрофы "Боинга" будет международный фактор – там на месте работают иностранные полицейские, иностранные эксперты. Но уже сейчас общее мнение мирового сообщества указывает на ответственность России, а, следовательно, – Путина.

- Сможет ли это как-то повлиять на мировое сообщество, чтобы оно помогла остановить агрессора? Ведь пока чаще всего Запад лишь выражает "глубокую обеспокоенность".

- Давайте поставим вопрос по-другому: а можно ли терпеть Путина? Можно ли не сдержать Путина? Путина нужно сдержать, Путина нужно изолировать, Путина нужно отстранить от руководства Россией, чтобы и Европа, и мир могли жить спокойно. Это агрессор, это человек, который разрушает мировое правовое поле, навязывая две ценности – силу и деньги.

В мире должны это понять, и перестать с Путиным заигрывать, прекратить попытки его уговорить-умиротворить, как безуспешно европейцы пытались делать все эти месяцы. Мир должен осознать: Путин есть зло и угроза мирового масштаба, и действовать скоординировано, как когда-то скоординировано – хотя тоже осознав с опозданием – остановили Гитлера. Если этого не произойдет, то Путин может действовать еще более нагло и оголтело, полагая, что ему все позволено.

- А есть ли у Украины шанс вернуть Крым? И во сколько, кстати, хотя бы примерно нам обошлась его потеря?

- Я против того, чтобы возвращать Крым путем армейской операции. Это будет огромное количество жертв с обеих сторон. Есть шанс вернуть Крым – после Путина. При Путине – нереально.

Что касается того, сколько мы потеряли, когда сдали Крым, то это примерно триллион евро. Со всеми богатствами, портами, предприятиями, с военной инфраструктурой. Но есть другое измерение, которое не исчисляется в деньгах – в третьем тысячелетии у страны силой забрали огромный кусок территории, миллионы людей живут в условиях оккупации. Это недопустимо!

Угроза Путина направлена не только на Крым или на Донбасс, он хочет переформатировать под себя весь мир. Путина нужно останавливать всем миром. Для этого и украинское руководство должно занимать более твердую позицию. Как за столом переговоров по мирному урегулированию оказался Медведчук? А вместе с ним Царев и террористы из "ДНР" и "ЛНР"? Потом выяснилось, что Медведчука пролоббировала канцлер ФРГ Меркель по просьбе Путина. Меркель может лоббировать кого угодно, но украинский президент должен был четко заявить: Медведчука – не будет, будет представитель, назначенный президентом Украины, а не России. В действиях власти должны быть логика и последовательность. После того, как был сбит малазийский самолет, Президент Порошенко публично обратился к мировым лидерам с просьбой признать "ДНР" и "ЛНР" террористическими организациями – и работа в этом направлении началась. После чего в Минске по инициативе украинского президента проходят переговоры, и представители террористов вновь сидят за столом. Как это понять?

- Но перейдем от войны к предстоящим парламентским выборам. Насколько они смогут изменить политический ландшафт?

- Первое: этот парламент должен быть переизбран. В нем нет дееспособной коалиции. Даже та коалиция, которая на бумаге существовала, включала в себя людей, которые до последнего дня были рядом с Януковичем, которые 16 января проголосовали за пакет "диктаторских законов", которые разворовывали страну. В нынешних сложных условиях такой парламент не имеет права на существование, в этом нет сомнений.

Второе – после переизбрания нам не нужен такой же парламент, там должны быть новые люди, с новыми ценностями и новыми идеями. Почему на этом акцентирую внимание? Потому что, поддерживая решение президента переизбрать парламент, я не поддерживаю игрища его команды с избирательным законодательством.

Сейчас, пока мы с вами разговариваем (8 августа – "Сегодня") в парламенте проходят "терки" – не могу назвать это консультациями, потому что о содержании дискуссий должны знать люди, а тут все проходит за закрытыми дверями. Суть "терок": президент хочет вместо запланированного 26 октября провести выборы 5 или 12 октября, сократив их фактически до месяца. Во-вторых, Банковая предлагает установить барьер для допуска к участию в кампании – 12,5 млн гривен залога. Где нашей партии, которую сейчас, по данным социологов поддерживают 2 млн людей, взять эти миллионы? Они есть только миллиардеров и мультимиллионеров – у тех, кто и сейчас представлены в Раде. Идти к ним на поклон? Это неприемлемо, и граждане должны осознать эту опасность.

Следующая "новация", которую президент хочет ввести в закон на эти выборы, якобы, из экономии средств – чтобы членам избирательных заплатили только за один день работы. То есть комиссии будут собираться, работать несколько недель, потом будет день голосования, ночь подсчетов… Такая "экономия" приведет к тому, что членам комиссий заплатят богатые партии, с теми самыми миллиардерами и мультимиллионерами в списках или за спиной.

Идет спекуляция: война, потому давайте выборы быстрее и дешевле. Уверен, что такие "дешевые" выборы очень дорого обойдутся стране. Вместо требуемого обществом обновления Рады может произойти консервация нынешней политической элиты и ее грязной политики "терок", "откатов", "договоренностей" и предательств. Эту угрозу для страны должен президент осознать, потому что если он и далее будет настаивать на принятии такого закона, то могу предположить, что наступит время, когда в стране случится новый взрыв, куда более опасный, чем было в 2004 или даже в 2013 году. И он снесет все и вся.

- А сможет ли принять участие в выборах Донбасс?

- Вы упомянули Донбасс, но забыли Крым. Президент настаивает на сохранении мажоритарных округов. В связи с этим у меня вопрос: допустим, Вы хотите баллотироваться по избирательному округу с центром в Феодосии. У вас есть шанс там бороться? Нет. Вы хотите баллотироваться по округу в городе Донецке. Вы можете сегодня вести там агитацию? Нет. Это означает, что проведение выборов с сохранением мажоритарных округов юридически, по факту, зафиксирует отсутствие представительства нескольких миллионов граждан в новом парламенте. Кому это выгодно? Путину, для того, чтобы кричать потом на весь мир, что часть Украины в парламенте не представлена, и давайте создадим свои парламенты в Донецкой и Луганской областях

Поэтому, если руководствоваться интересами страны, то президент обязан настаивать на выборах по партийным спискам, без мажоритарных округов. Депутаты от нашей партии в Раде (нас четверо) будут голосовать за введение пропорциональной системы, против введения многомиллионного залога и других опасных "новаций", о которых я говорил выше.

На самом деле, есть еще один фактор, о котором стыдливо умалчивают, но он является главным движущим мотивом президента: быстрое проведение выборов связано с тем, что рейтинг, говоря деликатно, у главы государства в нынешних тяжелых условиях не растет. Обещанного мира не наступило, уже понятно, что 1 сентября в школы не пойдут многие дети на Донбассе, плюс надвигается зима, и 15 октября не все могут получить в дом тепло, но гарантированно все получат новые платежки за коммунальные услуги. Президент хочет быстро провести выборы, до получения платежек и наступления холода. Думаю, что в этом главный мотив приближения даты выборов на 5 или 12 октября.

Есть основания полагать, что при отсутствии доверия к власти, при дальнейшем накоплении ошибок впереди нас ждет целая череда перевыборов, центральных и местных, не исключаю, досрочного переизбрания президента и переизбранного в октябре парламента. Потому что у людей есть предел терпения. Особенно у тех, кто сейчас воюет на Донбассе и находится на линии фронта. И этим играться нельзя, это может быть очень опасным фактором.

В условиях войны власть должна консолидировать общество, но сейчас этой консолидации не происходит. Президент, как миллиардер, не отдал половину своих сбережений на армию, президентский сын – офицер запаса не призван в армию, сыновья других очень высоких чиновников не призваны в армию, в то же время массово призывают людей снизу, без надлежащего обеспечения. С 1 мая мой сын пошел служить, как офицер запаса, потому что это честно и правильно, у спикера Турчинова тоже есть взрослый сын, но он не пошел, у Гелетея тоже есть взрослый сын – он не пошел, хотя у генерала Коваля, его предшественника, в армию отправились оба сына, и сейчас выполняют задачи в зоне АТО. А возьмите депутатский корпус, судейский, налоговый, таможенный – их чада по-прежнему сидят по казино или отдыхают, пока другие на Донбассе защищают Украину, нередко без касок и бронежилетов.

Люди ставят эти вопросы, и на них нельзя не отвечать. Если ответ будет убедительным, тогда никакой Путин со своими планами агрессии нам не страшен.