Александр Попов: "Жертв на Майдане подбирали спецслужбы"

21 ноября 2014, 10:34
Спустя год после разгона студентов экс-глава КГГА рассказал о той страшной ночи и о третьей силе на Майдане

Александр Попов. Фото: С.Николаев, "Сегодня"

— Александр Павлович, во времена Евромайдана одними из наиболее возмутительных являются события в ночь с 29 на 30 ноября — когда в Киеве разогнали и избили студентов. Какой эта ночь была для вас?

— Я помню. И не понимаю, для чего был нужен такой жесткий разгон людей. Осталось много вопросов. С утра у меня был обычный рабочий день, до обеда мне позвонил секретарь СНБО Андрей Клюев. Суть звонка — насколько я готов завезти на Майдан конструкции новогодней елки. Я ответил, что если появится возможность завезти, то готов. Из разных источников я знал, что студенческий Майдан готов сделать перерыв и уйти. Но, естественно, именно СНБО было тем органом, куда стекалась информация изо всех возможных источников.

Реклама

Мы все понимали, что приближаются новогодние праздники, и времени на то, чтобы подготовить к ним центральную площадь страны, оставалось очень мало. Нам нужно было завозить оборудование. Однако и для меня лично, и для всех городских служб было принципиально важно сделать это без эксцессов. Именно по этому в вопросе, когда именно завозить технику, я всецело полагался на СНБО. Я спросил у главы Совета, кто именно будет курировать этот процесс, и кто даст мне такую команду. Таким человеком он назвал Владимира Сивковича (экс-замсекретаря СНБО). Вечером ко мне в кабинет пришел Сивкович. Ему постоянно звонили и докладывали обстановку. Около трех часов ночи он мне сказал, что организаторы акции вывезли оборудование, а люди ушли с Майдана и можно отдавать команду колонне.

Потом мы выехали к Валерию Коряку (экс-начальник милиции Киева), у него в кабинете был монитор, позволявший отслеживать ситуацию. На практике, разрешение у этой камеры было настолько слабым, что понять что же на самом деле происходит, было невозможно. На общем плане мы видели движение милиции и активистов, но детали рассмотреть было невозможно. Когда через 40 минут стало понятно, что площадь свободна, я собрался и поехал в КГГА. И уже по телевизору я увидел избитых людей. Я был в шоке! Ведь никто никаких команд на силовой разгон при мне не отдавал. Позже Коряк мне сказал, что, по его мнению, у "Беркута" тогда сдали нервы...

— Кто мог отдать приказ?

Реклама

— Этот вариант не был выгоден ни городским властям, ни президенту. Я до сих пор считаю, что с момента разгона на Майдане находилась третья сила, и уверен, что первое убийство на Майдане было спровоцированным. Сначала Сергей Нигоян читал на камеру на Майдане стихи Шевченко, страна узнала его как патриота, а потом его убили. Уверен, что его специально подобрали в качестве первой жертвы с целью провокации — это 100% спланированная акция, жертв подбирали спецслужбы. А захват КГГА — спланированная военная операция. Нисколько в этом не сомневаюсь.

— Вы один из фигурантов уголовного дела о разгоне Майдана. Какой видите свою дальнейшую судьбу?

— Дело не прекращено, я подозреваемый. К счастью, меры пресечения ко мне никто не применяет. Если надо куда-то поехать — просто предупреждаю следователя. И это больше моя собственная инициатива, нежели требование. Виновным себя не считаю и заинтересован в том, чтобы дело было расследовано до конца. Сейчас расследование продлено до 18 декабря.

Реклама

Прошел год, а страна до сих пор не знает, что же произошло на самом деле. После всего что случилось — от политики, честно говоря, воротит: решил заняться бизнесом и помогать своей стране на этом поприще. Сейчас работаю над проектами, которые позволят во многом уйти от газовой зависимости. Суть — заменить газ на другие энергоносители. Второе направление, которое я для себя выбрал — внешняя экономика, хочу продвигать украинские товары на европейские рынки, создавая новые рабочие места в Украине.

Смотрите историю Евромайдана, вспоминайте судьбоносные события для страны сегодня на протяжении всего дня на нашем сайте. Евромайдан: Революція гідності.