Такое мнение выразил руководитель Центра энергетических исследований Константин Бородин.
"Два первых кадровых решения по "Нафтогазу" привели в компанию топ-менеджера Индустриального союза Донбасса Олега Дубину и бывшего вице-президента корпорации "Интергаз" Игоря Диденко – представителей двух крупнейших газотрейдеров Украины периода 90-х годов. Складывается впечатление, что именно на газотрейдеров Тимошенко намерена опереться в реорганизации газового рынка", – сказал Бородин.
Он отметил, что корпорации "Интергаз" и ИСД были крупнейшими газотрейдерами в Украине в 1996-1998 годах, наряду с корпорацией Единые энергетические системы (ЕЭСУ) и МЭК "Итера".
По мнению эксперта, именно трейдерская модель газового рынка наиболее приемлема для Тимошенко, поскольку является для нее наиболее понятной.
"Тимошенко не допускали к практической деятельности в газовой сфере ни в период вице-премьерства 2000-2002 годов, ни в 2005-м. Поэтому ее представления о газовом рынке немного архаичны и относятся к 1996-1998 годам, когда она сама возглавляла ЕЭСУ, – считает Бородин. – Например, в 2005 году Юлия Владимировна не могла поверить, что в "Нафтогазе" давно нет ни бартерных, ни вексельных схем, считала, что от нее утаивают информацию".
Эксперт напомнил, что Тимошенк постоянно возвращается к "трейдерской модели" газового рынка – то в форме "Украинского газоресурсного консорциума", то в виде ООО "Оптовый рынок газа" образца 2001-2002 годов.
Обе модели, выдвигавшиеся Тимошенко в прошлом, отметил эксперт, предусматривали консолидацию всех ресурсов газа под контролем специально созданной компании, куда наряду с госпредприятиями входили бы и частные газотрейдеры. При этом госпредприятия передавали туда объемы газа, которые они добывают, а газотрейдеры – право на закупку газа по внешнеэкономическим контрактам, напомнил эксперт.
"В случае с "Газоресурсным консорциумом" доля корпорации ЕЭСУ и связанных с ней фирм доходила до 37%, хотя собственного газа у ЕЭСУ не было. По сути – это была теневая приватизация украинской газодобычи, – сказал Бородин. – Сегодня эту же модель могут попытаться реанимировать под предлогом "перехода на прямые контракты".
Бородин предположил, что в качестве учредителей новой компании могут выступить "Нафтогаз" с собственной добычей в 14 миллиардов кубометров "и какая-нибудь корпорация с правом годового импорта до 7 миллиардов узбекского газа". "В таком случае, частная корпорация фактически бесплатно получит весь газ украинской добычи", – отметил Бородин.