Насколько Украина стала ближе к ЕС: итоги двух лет с начала Евромайдана

Политически Украина приблизилась к европейским стандартам и ценностям, но экономическая ситуация, наоборот, ухудшилась, а ЕС продолжает поддерживать нашу страну, отмечают эксперты

Сегодня исполняется ровно два года с начала первых акций протеста, которые кардинально изменили будущее Украины.

Отправной точкой начала Евромайдана, а именно такое название получили те протесты в центре столицы, стало 21 ноября 2013 года, когда украинское правительство во главе с премьером Николаем Азаровым приняло решение приостановить процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Реклама

Все последующие действия властей (неподписание Януковичем СА в Вильнюсе 29 ноября, разгон палаточного городка, принятие "диктаторских законов" и пр.) в итоге привели к тому, что уже к концу февраля 2014 года бывший президент Виктор Янукович и большая часть его ближайшего окружения бежали из страны. Почти все они сегодня пребывают в России. А Украина четко заявила курс на европейскую интеграцию.

Журналисты Сегодня.ua решили разобраться, насколько за последние два года Украина продвинулась на пути к своей цели – членству в ЕС.

Что реально дает Украине ЗСТ с ЕС и куда переориентируется украинский бизнес

Реклама

Новые украинские власти первым делом исправили роковую для предшественников ошибку. 21 марта 2014 года премьер-министр Украины Арсений Яценюк подписал политическую часть соглашения, а 27 июня того же года президент Петр Порошенко подписал экономическую часть соглашения.

Полное соглашение Верховная Рада и Европарламент синхронно ратифицировали 12 сентября 2014 года. Тогда же в сентябре на переговорах "ЕС-Россия-Украина" была достигнута договоренность об отсрочке имплементации соглашения о создании зоны свободной торговли Украина – ЕС до 1 января 2016 года. Как сообщил Петр Порошенко, ЕС уже полностью  готов к полному запуску ЗСТ.

В Минэкономики Украины заявляют, что страна готова к применению ЗСТ с 1 января 2016 года в законодательном плане на 95%. В ведомстве также сообщили, о внедрении 24 из 27 технических регламентов ЕС, 17 из них уже введено в действие, остальные 10 вступят в силу в 2015 – 2020 годах.

Реклама

Вместе с тем, последние данные статистики, показывают, что украинские производители пока не смогли в полной мере воспользоваться уже полученными преференциями.

Как известно, ЕС еще в апреле 2014 года применил к Украине режим автономных торговых преференций (АТП), обнулив и снизив ввозные пошлины для товаров из Украины. Таким образом, ЕС фактически начал в одностороннем порядке выполнять экономическую часть Соглашения об ассоциации.

С началом действия преференций для 80% товаров аграрной и пищевой продукции и 90% промышленных товаров отправляемых в страны ЕС, были установлены нулевые пошлины (для этих беспошлинных товаров устанавливаются квоты, превысив которые экспортер должен будет платить ввозную пошлину на общих основаниях). По оставшимся позициям средний таможенный тариф снизился с 7,6% до 0,5%, т.е. до уровня определенного для первого года ЗСТ.

По итогам 2014 года, объем экспорта товаров в страны ЕС составил 17 млрд. долл. и увеличился по сравнению с 2013 годом на 2,6%. В частности, вырос объем поставок жиров и масла животного или растительного происхождения на 58,4%, древесины и изделий из древесины – на 21,8%, электрических машин – на 10,6%, механических машин – на 5,5%, зерновых культур – на 5%.

Однако уже по итогам 9 месяцев 2015 года, объем экспорта товаров в ЕС составил 9,24 млрд. долл., и уменьшился по сравнению с 9 месяцами 2014 на 30,4%.

Еврокомиссар по вопросам торговли Сесилия Мальмстрем сообщила, что многие действующие квоты украинские производители пока не используют в связи с несоответствием санитарных стандартов.

____13_01

Источник: Государственная служба статистики

Эксперты же поясняют, что украинским производителям не так уж и выгодно тратиться на переход на европейские стандарты качества.

"Перейти на европейские стандарты – значит нанять европейских аудиторов, они должны сделать аудит по всей цепочке, начиная от земли заканчивая производством. Далее нужно будет пройти проверку в лаборатории. Кроме того зачастую перед тем, как перейти на европейские стандарты, необходимо сначала купить европейское оборудование и полностью поменять технологический процесс. Это все очень дорого, долго и тяжело. Но даже если пройти эту всю процедуру, вы не получите большой выгоды, поскольку квоты очень мизерные. Поэтому многие производители и не спешат переходить на европейские стандарты", – пояснил Сегодня.ua президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Как следствие, процесс перестройки украинских предприятий идет крайне медленно, отмечает директор Экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. "Пока мы просто не можем поставлять продукцию, которая может быть конкурентна, и это не зависит от квот. Европейский рынок очень насыщен. Потребитель привык к высокому качеству, и относительно дешевой продукции. Здесь нужно и качества добиваться и соблюдать ценовые параметры. Далеко не всем это удается", – сказал он Сегодня.ua.

При этом эксперт отметил, что государство пока не оказывает должной поддержке украинским экспортерам, для продвижения на европейские рынки.

Поэтому, как отмечает Александр Охрименко, интерес у украинского бизнеса к Европе не так уж и велик. "Единственное, что может продавать Украина в Европу – это зерно и чугун. Даже самые последние оптимисты не обсуждают возможности продажи продукции машиностроения в Европу.

Некоторые предприятия могут производить запчасти и комплектующие для европейских производителей. Это и раньше было и сейчас есть. В этом направлении Украина будет двигаться. Со временем таких предприятий должно появиться больше", – сказал он.

"Инвестиционный климат остается довольно непривлекательным. Сохраняется высокий уровень коррупции. И сейчас не война является основным препятствием для инвесторов, а внутриполитические разборки и крайне медленный ход реформ"

Василий Юрчишин отмечает, что сейчас украинские производители на фоне падения торговли с РФ больше ориентируются не на ЕС, а на третьи страны. "Это, прежде всего, развивающиеся рынки: Китай, Индия, страны Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Сейчас видно, что Украина достаточно активно расширяет свой экспорт на эти территории", – сказал он.

Более подробно о том, как меняется география торговли Украины, читайте в материале "От 2010 к 2015: как менялась география торговли Украины, и кто заменит Россию".

При этом эксперты отмечают, что пока европейский бизнес не слишком заинтересован в Украине.

"Для европейского бизнеса Украина вообще ни интересна. Европейский бизнес сам переживает тяжелые времена. Кроме того европейский бизнес ориентирован на очень стабильные страны, и наш хаос ему не интересен", – отмечает Александр Охрименко.

И проблема здесь не только в военных действиях на Донбассе, добавляет Василий Юрчишин. "Инвестиционный климат остается довольно непривлекательным. Сохраняется высокий уровень коррупции. И сейчас не война является основным препятствием для инвесторов, а внутриполитические разборки и крайне медленный ход реформ", – пояснил он.

Перевод энергетического сектора на европейские рельсы

За последние два года, как отмечают эксперты, Украина также продвинулась в реформировании своего энергетического сектора, однако реальные преобразования прошли только в газовой сфере, в то время как остальной сектор энергетики пока почти не изменился.

Ключевой реформой считается принятие Верховной Радой закона "О рынке природного газа". Этот документ был принят в апреле 2015 года и направлен на адаптации и реформирования украинского рынка в соответствии с Третьим энергопакетом ЕС.

СПРАВКА. Третий энергетический пакет является набором директив в сфере поставок электроэнергии и газа, регламентирующих вопросы владения и использования газопроводов и электросетей, а также предусматривающих учреждение Агентства по энергетике. В его основе лежит принцип разделения. При этом страны ЕС могут выбрать один из трех вариантов реформы распределительных сетей. Первый из них предполагает принудительное разделение собственности вертикально интегрированных холдингов: энергетические компании должны продать свои транспортные сети независимому оператору и не смогут иметь в нем контрольного пакета. Второй вариант позволяет добывающим компаниям оставаться владельцем транспортных сетей. Однако управлением сетью в этом случае должен заниматься специально созданный "независимый оператор системы". Третий вариант также предполагает сохранение вертикально интегрированных корпораций, но их деятельность будет контролировать специальный "наблюдательный орган". На внедрение этих правил европейским странам предоставляется три с половиной года.

Директор секретариата Европейского энергетического сообщества (ЕЭС) Янез Копач отметил, что принятый закон о рынке газа полностью соответствует европейскому законодательству. "Мы полностью удовлетворены происходящим в газовой сфере", – сказал Янез Копач.

При этом он отметил, что реализация закона о газовом рынке станет следующим шагом, успех которого напрямую зависит от разработки и принятия подзаконных актов.

Нацкомиссия по энергетике 30 сентября утвердила пакет из 10 нормативных документов, необходимых для своевременной имплементации закона "О рынке природного газа": (кодекс газотранспортной системы, кодекс газораспределительной системы, кодекс газохранилищ и правила поставки природного газа и пр.). В ведомстве подчеркнули, что "полностью и в срок выполнили свои обязательства по имплементации норм закона "О рынке природного газа".

В то же время эксперты отмечают, что все необходимые подзаконные акты были приняты за день до вступления закона о рынке газа в силу и пока участники рынка еще не успели разобраться во всех новых правилах.

"Приняли за день до начала действия закона. Участники рынка даже не успели ознакомиться. Сейчас правительство запустило переходной период, но сложно сказать, когда эти все подзаконные акты заработают", – сказал Сегодня.ua сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Еще одной "реформой", которую провели власти, является повышение тарифов. "Они (власть) это называют реформой, но это не реформа, а устранение всех диспропорций, которые накопились в секторе и вопросе тарифообразования, прежде всего, на природный газ и электричество. Это делается в рамках сближениях с ЕС. Это было прописано в Соглашении об ассоциации, а от туда "перекочевало" в коалиционное соглашение", – сказал эксперт.

Дмитрий Марунич отметил, что рано или поздно нужно было бы повысить тарифы, а девальвация значительно усугубила эту проблему. По его словам, при стабильном курсе гривны, который был при старой власти, достаточно было повышать тарифы на 20-25% в год. "И за пару лет мы вышли бы на нормальный уровень цен. То сейчас тарифы на газ для отдельных категорий были увеличены в 10 раз. Мы вынуждены покупать газ по рыночным ценам, и не можем продавать его по нерыночным и субсидированным, в том числе, поскольку взяли на себя такие обязательства в рамках Третьего энергопакета", – пояснил он.

При этом эксперты указывают на то, что в Украине пока так и не принят закон о рынке электроэнергии, который также предусмотрен Третьим энергопакетом. "По поводу рынка элетроэнергии законодательство так толком и не принято", – сказал Сегодня.ua эксперт по вопросам энергетики Владимир Сапрыкин.

По словам Дмитрия Марунича, этот документ пока даже не подготовили для подачи в Верховную Раду на рассмотрение. И пока единственное, что делают, – это повышают тарифы на электроэнергию.

Как известно, в Украине запланировано пятиэтапное повышение тарифов на свет.

.jpg_262

При этом, как отмечает Владимир Сапрыкин, Украина продолжает находиться в энергетической зависимости от Москвы. "Мы по-прежнему зависим от России и по газу и по электроэнергии", – сказал он.

Безвизовый режим – все выполнено, но опять отсрочка

За прошедшие два года Украина довольно существенно продвинулась и в вопросе получения безвизового режима.

Задачи для Украины в плане действий по визовой либерализации разбиты на четыре блока: "Безопасность документов и биометрика" (предусматривает внедрение биометрических паспортов), "Миграция и убежище", "Общественный порядок и безопасность" и "Права человека и противодействие дискриминации".

Как отмечают эксперты, Украины фактически выполнила свое "домашнее задание" по всем четырем блокам.

"По сути больше ничего нет. Они (ЕС) хвалили и то, как Украина начала контролировать границы, и то, как выдаются документы (биометрические паспорта) и пр. Если и будут какие-то замечания, нужно будет оперативно прореагировать, но, в принципе, их претензии уже не звучали в последнее время", – сказал Сегодня.ua эксперт по международным вопросам Александр Палий.

Как известно, в последнее время основные претензии ЕС касались "пробуксовки" в вопросах борьбы с коррупцией в Украине.

Но на прошлой неделе Верховная Рада приняла весь необходимый пакет антикоррупционных документов. Сейчас он направлен в европейские структуры, если возникнут замечания, то документы придется доработать. О готовности сделать это в случае необходимости уже заявил спикер Владимир Гройсман.

По большому счету, единственный закон из "безвизового пакета", который пока не принят, и под который в Раде будет сложно собрать 300 голосов – это изменения в Конституцию в части неприкосновенности народных депутатов и судей (относится к блоку "Общественный порядок и безопасность"). Но эксперты считают, что если в ЕС будут настаивать на принятие документа, он будет принят.

Свой вердикт относительно перспектив безвизового режима в ЕС должны огласить 15 декабря. Но министр иностранных дел Украины Павел Климкин уже заявил, что Украина может получить безвизовый режим с Евросоюзом в конце лета – начале осени 2016 года, хотя ранее в МИД прогнозировали ввод безвизового режима в начале 2016 года.

Директор института стратегических исследований Вадим Карасев поясняет тем, что ЕС хоть этого официально и не заявляет, но все же увязывает вопрос визовой либерализации с процессом имплементации минских соглашений.

"Безвизовый режим при выполнении всех технических условий со стороны Украины должен был начаться с 1 января 2016 года, но отодвигается дата выполнения полной имплементации минских соглашений. А в чем смысл имплементации минских соглашений – мы возвращаем контроль над русско-украинской границей, а это 500-600 км. Европейцы хотят нас простимулировать на реализацию минских соглашений. Они увязывают эти вопросы", – пояснил он Сегодня.ua.

Хотят ли украинцы в ЕС и ждут ли нас там, и насколько мы продвинулись в ценностях

За последние два года в Украине стало больше сторонников сближения Украины с Евросоюзом.

"Раньше европейцы смотрели на нас и думали, "ну как они могут терпеть мафиозный режим, они или жертвы или такие же преступники как и власть", а потом их отношение значительно улучшилось, поскольку они увидели что украинцы стоят за свободу. Социология сегодня показывает, что украинцев, например, в Германии, хотят видеть в ЕС вдвое больше, чем турков"

Так, по данным социологического исследования проведенного фондом "Демократические инициативы" и Центром Разумкова, 41,7% опрошенных высказались за вступление в ЕС, 31% – за вступление в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, 13,5% выступили за неприсоединение ни к ЕС, ни к Таможенному союзу, 13,7% затруднилось ответить.

Похожее исследование проведенное "ДИ" и Центром Разумкова в июле 2015 год, показало рост количества сторонников вступления Украины в ЕС. Так, 51,2% респондентов высказались за присоединение к ЕС, 17,4% – к Таможенному союзу РФ, Беларуси и Казахстана, 31,3% затруднились ответить.

По словам экспертов, отношение европейцев к Украине также за последние два года улучшилось. "Раньше европейцы смотрели на нас и думали, "ну как они могут терпеть мафиозный режим, они или жертвы или такие же преступники как и власть", а потом их отношение значительно улучшилось, поскольку они увидели что украинцы стоят за свободу. Социология сегодня показывает, что украинцев, например, в Германии, хотят видеть в ЕС вдвое больше, чем турков", – рассказал Сегодня.ua эксперт по международным вопросам Александр Палий.

Вадим Карасев, в свою очередь, отмечает, что излишние ожидания и идеалистические представления европейцев относительно Украины ушил на второй план, а на первый план вышли прагматические представления. "Это понятно, поскольку героический этап революции в Украине позади и наступают реформаторские будни. Возможно, у Запада есть некоторое разочарование тем, как в Украине проходит борьба с коррупцией. Но Запад не отказался от поддержки Украины в конфликте на Донбассе, Запад не идет на уступки с РФ, которая требует, что ЗСТ Украины и ЕС рассматривалось с очки зрения ее интересов. Сотрудничество с НАТО активизируется, сотрудничество с европейскими структурами проходит в штатном, функциональном и достаточно эффективном режиме", – сказал он Сегодня.ua.

При этом эксперты отмечают, что Украина за последние два года достаточно далеко продвинулась в развитии гражданских прав и свобод, что очень важно для ЕС.

"Принцип, когда общество определяет политику, а потом политики несут ответственность перед обществом, за эти два года постепенно и необратимо утверждается в Украине"

"За эти два года Украина резко оторвалась в политическом отношении от РФ. Тут главное, что в РФ политическую повестку генерирует господствующая группа. Это политика "сверху вниз". В Украине политические приоритеты инициирует и генерирует общество. Это политика "снизу", и власть вынуждена по разным причинам реагировать на эти политические импульсы снизу. И в этом смысле Украина сделала огромный шаг к европейскому типу политики. Поскольку в Европе власть, элиты, действующие политики зависят от общественного мнения и политика подотчетна обществу", – сказал Вадим Карасев.

При этом он отметил, что в Украине пока не созданы институты и механизмы подотчетности власти полностью аналогичные европейским. "Но сам принцип, когда общество определяет политику, а потом политики несут ответственность перед обществом, этот европейский принцип за эти два года постепенно и, главное, необратимо утверждается в Украине", – сказал он.

Экономические условия для присоединения к ЕС стали еще более далеки

Но если в политическом плане Украина значительно приблизилась к европейским стандартам, то в экономическом плане ситуация за последние два года даже ухудшилась.

Как известно, финансово-экономические показатели страны, претендующей на членство в ЕС, должны соответствовать так называемым Маастрихским критериям. Эти требования, к слову, и прописаны в Соглашении об ассоциации.

Среди прочего должны быть обеспечены следующие экономические показатели:

Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП к концу финансового года.

Государство должно не менее двух лет обеспечивать стабильность обменного курса своей валюты по отношению к евро

Государственный долг не должен превышать 60 % от ВВП на конец финансового года или уверенно приближаться к этому уровню.

Государство должно не менее двух лет обеспечивать стабильность обменного курса своей валюты по отношению к евро.

Уровень инфляции в стране не должен превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень в ЕС. За девять месяцев 2015 года инфляция в ЕС составила 0,18%.

Долгосрочная процентная ставка по государственным облигациям страны сроком на 10 лет не должна превышать более, чем на 2 процентных пункта средний уровень данной ставки в трех государствах-членах ЕС, достигших наилучших результатов в сфере стабильности цен. (доходность по 10-летним облигациям Германии составляет порядка 3%).

Пока наша страна не соответствует ни одному из этих показателей. Кроме того, как отмечают эксперты, в Европе существует целый ряд стандартов благосостояния населения, и в этом вопросе ситуация в Украине за последние два года значительно ухудшилась.

"Грубо говоря, мы очень существенно потеряли с точки зрения стандартов ЕС. У нас существенно упали реальные доходы и пенсии", – отмечает Александр Охрименко.

Василий Юрчишин, в свою очередь, указывает, что сейчас мы в разы отстаем в таком важном показателе, как ВВП на душу населения.

В то же время, такая плачевная ситуация, по мнению экспертов, может и измениться. "Если мы посмотрим на историю, то увидим, что очень многие страны буквально за полтора-дав десятилетия выходили из нищеты на достаточно приемлемый уровень развития. Тот же пример послевоенной Японии, Южной Кореи, Вьетнама", – отмечает Василий Юрчишин.

И если Украине удастся улучшить свою экономическую ситуацию и продолжить реформы, то ЕС в итоге согласиться принять нашу страну, считают эксперты.

"Сначала нужно доказать, что мы не на словах, а на деле привержены европейской идее и идеалам. А уже по результатам этой работы ЕС будет определяться, когда предоставить Украине перспективу членства. Украина будет в Европейском союзе. Вопрос только во времени и наших усилиях по приближению этого момента", – сказал Вадим Карасев.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
ЗСУ: главное
Подробнее
Хроника обстрелов
Больше об этом
Война в Украине из космоса
Больше новостей
Украинцы за границей
Узнать!
Дипломатический фронт
Больше новостей
Save Life
Советы врача
Помощь во время войны
Больше новостей
"Разом нас багато"
Нас не подолати
Наши деньги
Больше новостей
Life новости
Больше новостей
Все новости
Последние новости
Показать еще
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63555.91

Bitcoin Cash (BCH)

485.6

Binance Coin (BNB)

551.47

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum Classic (ETC)

26.26

Litecoin (LTC)

81.24

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Они нас поддержали
легенды спорта

УЭЙН ГРЕТЦКИ. Мы все согласны, что это бессмысленная война. Мы все желаем всем в Украине всего наилучшего и молимся за них.

ПЕЛЕ. Я шлю свою солидарность народу Украины. Я молюсь и прошу Бога, чтобы воцарились мир, свобода и любовь.

ДОМИНИК ГАШЕК. Каждый взрослый в Европе отлично знает, что Путин – безумный убийца, и что Россия ведет наступательную войну против свободной страны и ее народа.

ПАОЛО МАЛЬДИНИ. Никто не ожидал увидеть войну на европейской земле, мы хотим быть на стороне народа Украины.

КЛАУДИО ТАФФАРЕЛ. Дорогие друзья, украинцы! Сейчас весь мир следит, волнуется и возмущен тем, что происходит в Украине. Желаю, чтобы на вашу землю как можно скорее вернулся мир.

1 /2
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.6

Евро (€)

42.28

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять