Крым – это Украина: планы и перспективы деоккупации

4 марта 2017, 08:00

Кристина Зеленюк Кристина Зеленюк

Как вернуть Крым: формат переговоров "Женева плюс" с США и Британией, а "Россия - минус", пока не признает аннексию

Возвращать Крым нужно лишь мирным путем. Фото: ТАСС

Возвращать Крым нужно лишь мирным путем. Фото: ТАСС

Уже три года, как Россия, нарушив все международные обязательства, незаконно аннексировала Крым. Столько же действуют и международные санкции против РФ, введенные США, ЕС, Канадой, Австралией и Норвегией. На всех международных площадках представители украинской власти и мировые лидеры говорят об аннексии Крыма как о вопиющем факте нарушения территориальной целостности и суверенитета Украины, самовольном перекраивании Россией границ после Второй мировой войны. Раз за разом украинская власть просит у мирового сообщества поддержки в вопросе возвращения Крыма, но сама за три года после аннексии даже не представила стратегию по деоккупации. Точнее, в прошлом году ее разработали на уровне СНБО с привлечением экспертного сообщества, но документ так и не утвердили. Свой план недавно начали писать на уровне Министерства по вопросам оккупированных территорий, пообещав в ближайшие пару недель презентовать его общественности. Но эксперты критикуют инициативы чиновников, мол, уже есть довольно хорошая стратегия СНБО, а плодить планы ради планов нет смысла. Впрочем, без плана или стратегии по деоккупации туманной остается перспектива будущего формата переговоров с Россией по возвращению Крыма. С одной стороны, Кремль даже слышать ничего об этом не хочет, с другой – международные партнеры-гаранты нашего суверенитета не торопятся давить на РФ. В прошлом году Петр Порошенко предложил формат "Женева+" переговоров по Крыму, в котором косвенно согласилась участвовать Турция наряду с США, ЕС и другими гарантами суверенитета по Будапештскому меморандуму. А возвращать Крым, в чем сходятся эксперты, нужно лишь мирным путем, демонстрируя крымчанам, что в Украине жить намного лучше (во многом экономически), чем в России.

Реклама

1097271

Фото: AFP

По мнению первого президента независимой Украины Леонида Кравчука, Россия давно готовилась к аннексии полуострова. Еще 26 августа 1991 года – через два дня после принятия ВР акта провозглашения независимости Украины – пресс-секретарь Бориса Ельцина Вощанов заявил: "РСФСР оставляет за собой право поставить вопрос о пересмотре границ". Уже через полгода в РСФСР принимают постановление, которым признают постановление президиума ВР РСФСР от 5 февраля 1954 года о передаче Крыма Украине недействительным. То есть, Россия уже тогда требовала передать полуостров под российский протекторат.

Придя к власти, на полях Бухарестского саммита НАТО Владимир Путин бросил американскому президенту Джорджу Бушу историческую фразу: "Украина – это вообще не государство. Часть ее территорий – это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами… Если Украина пойдет в НАТО, то пойдет без Крыма и Востока – она просто распадется".

Реклама

Но, пожалуй, одним из основных факторов антиукраинской политики России в Крыму и главных инструментов последующей аннексии, по словам директора Института стратегических исследований, академика НАН Украины Владимира Горбулина, стал Черноморский флот. В соответствии с подписанными соглашениями, РФ могла сосредоточить на полуострове до 25 тыс военнослужащих. Добавляя к этому фактическое отсутствие боеспособной украинской армии (из-за действий режима Януковича обороноспособность Украины оказалась на критически низком уровне, личный состав был деморализован, потерял способность к выполнению приказов и осуществлению сопротивления вооруженной агрессии) и слабость переходной власти в Украине, России удалось аннексировать Крым.

Стратегии и планы по возвращению Крыма, которые так и остались на бумаге. Три года назад после досрочных парламентских и президентских выборов президент, правительство и депутаты хором заявляли о необходимости создания специальной стратегии по деоккупации Крыма. Говорили даже о создании специального министерства по вопросам незаконно оккупированного полуострова и должности целого вице-премьера. Но весной 2015 года у правительства дошли руки лишь до создания Госагентства по Крыму, которое возглавил замглавы Меджлиса крымскотатарского народа Аслан Омер Кырымлы. С тех пор новостей о "бурной" деятельности нового органа не было. Лишь раз Аслан Омер Кырымлы заявил, что в условиях оккупации Крыма Россией Агентство должно заменить ВР АР Крым и Совет министров Крыма. В августе на этом посту его заменил Нариман Устаев, который и руководит Госагентством до сих пор, но новостей о работе органа по-прежнему никаких.

Правда, уполномоченный президента по вопросам крымскотатарского народа, нардеп от БПП Мустафа Джемилев говорит, что Госагентству просто не дают работать: "Скажу откровенно, стратегия государства в отношении Крыма нам не очень нравится. Мы изначально настаивали, что должно было быть министерство по делам оккупированных территорий со статусом вице-премьера, но создали только службу по Крыму, у которой нет даже помещения, и она занимается только аналитической работой".

Несмотря на существование Госагентства, в 2015 году СНБО единолично начал разработку специальной стратегии по деоккупации Крыма, которая должна была определить четкий перечень шагов по возвращению полуострова под украинский суверенитет с учетом всех ранее принятых Верховной Радой законодательных актов. Это и закон апреля 2014 года, которым парламент признал Крым и Севастополь временно оккупированными (объявив 20 февраля датой начала оккупации), и закон о свободной экономической зоне в Крыму, и правительственный порядок пересечения админграницы с Крымом.

"Над стратегией работают и представители неправительственных организаций, и переселенцы из Крыма, – заявлял нардеп от БПП, глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров. – Деоккупация Крыма будет осуществляться в результате очень сложных противоречивых переговоров в международном формате. Разумеется, здесь каждая из сторон будет пытаться опираться на те, или иные свои аргументы, которые базируются на международном праве. Право крымскотатарского народа на самоопределение – один из базовых аргументов, которые будут использованы той или иной стороной".

Реклама

1182574

Фото: AFP

Но стратегию СНБО, по словам политтехнолога Тараса Березовца, так и не приняли. Не дали с ней ознакомиться даже журналистам. По словам сотрудников аппарата СНБО, она содержит информацию, которая подпадает под гриф секретности.

Что должно быть в стратегии по деоккупации или как возвращать Крым? Идею о создании стратегии по деоккупации Крыма реанимировали год назад уже в Кабмине Владимира Гройсмана, когда появилась должность министра по вопросам временно оккупированных территорий, которую занял Вадим Черныш. На заседании круглого стола в Кабмине 23 февраля Министерство по вопросам временно оккупированных территорий представило свой план мероприятий по деоккупации и реинтеграции Крыма и Севастополя.

"Целью плана является обеспечение соблюдения прав и свобод граждан Украины – внутренне перемещенных лиц, обеспечение соблюдения прав и свобод граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории и реинтеграция Крыма и его населения в единое конституционное пространство Украины", – заявил первый заместитель министра Юсуф Куркчи. До 10 марта у всех заинтересованных в написании плана лиц есть время подать свои предложения. Хотя, по словам Тараса Березовца, к ним, когда такой документ писали, никто не обращался. В целом политтехнолог не видит смысла плодить столько разных стратегий и планов, поскольку документ СНБО на более чем 100 страниц, который так и не приняли, был достаточно хорош.

Реклама

"Органы государственной власти не имеют единой стратегии и согласованного плана совместных мероприятий, направленных на деоккупацию и реинтеграцию в Украину временно оккупированной территории АР Крым и Севастополя, а также критериев оценки эффективности своей деятельности по реализации этих задач. Иногда складывается ситуация, когда действия законодательной и исполнительной ветвей идут вразрез с действиями, предпринятыми нашими западными союзниками и партнерами", – говорится в рекомендациях парламентских слушаний (которые прошли в Раде 15 июня 2016 года) на тему "Стратегия реинтеграции временно оккупированной территории Крыма и Севастополя".

С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку наряду с планом по деоккупации Крыма авторства Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и стратегии по деоккупации полуострова, которая принадлежит СНБО, в Раде разрабатывают еще и специальные законопроекты на ту же тематику. Как рассказал "Сегодня" нардеп от НФ, представитель Меджлиса в ВР Георгий Логвинский, его фракция вместе с экспертным сообществом готовит проект о восстановлении территориальной целостности Украины – пошаговый план реинтеграции Донбасса и Крыма.

"В таком плане должны содержаться нормы, как вводится военная администрация, заходят госорганы, каким образом восстанавливается контроль, что делать с людьми, которые переселены с других территорий? Один из вопросов, где есть спор, насколько можно объединять здесь Крым и Донбасс, поскольку правовая система Крыма и Донбасса немного разная. И ответственность соответственно немного разная", – рассказал Георгий Логвинский.

В тренде
Пять баллов, не дрейфонул. Богдан рассказал о встрече Зеленского с Путиным

Пока СНБО, Кабмин и Рада не могут поделить пальму первенства по написанию плана по деоккупации и реинтеграции Крыма, другие ездят со своими "планами" по заграницам. Нардеп Андрей Артеменко, которого с позором выгнали из рядов фракции "Радикальной партии", пытался вручить "свой план" уже бывшему советнику американского президента по вопросам нацбезопасности Майку Флинну через приближенных к нему людей. По Крыму Артеменко, напомним, предлагал провести референдум, чтобы украинцы решили, может ли полуостров быть сдан в аренду России сроком на 50-100 лет.

Несколькими месяцами ранее украинский бизнесмен Виктор Пинчук также предлагал свой план – забыть о Крыме на лет 15-20, пока Украина не достигнет показателей экономического чуда, чтобы крымчане сами захотели вернуться назад. На самом деле такие точечные планы от "мелких" нардепов и крупных украинских бизнесменов появляются тогда, когда государство не имеет своей собственной стратегии по деоккупации. Во время проведения Дня Крыма в Верховной Раде Рефат Чубаров в беседе с "Сегодня" сказал, что власть опоздала с написанием и реализацией планов и стратегий по деоккупации полуострова. Но такие документы, по словам нардепа, точно должны предусматривать реальное равноправие крымскотатарского народа как коренного народа Крыма в управлении АРК.

"Сегодня очевидно, что Украина является владельцем единственного и наиболее эффективного ключа к разрешению крымских проблем. Этот ключ называется право крымскотатарского народа на самоопределение на своей истерической территории в составе Украины. Крымская автономия должна по форме, и по сути являться национально-территориальной автономией, как формы самоопределения крымскотатарского народа. Соответственно все законодательство Украины, начиная от Конституции АРК, заканчивая законами Украины, которые непосредственно имеют отношение к АРК, должны быть выписаны таким образом, чтобы обеспечить реальное равноправие крымскотатарского народа как коренного народа Крыма в управлении АРК. До момента временной оккупации Россией Крыма крымские татары и украинское сообщество, несмотря на то, что они составляли и составляют более 500 тыс человек, не менее 25% от общей численности населения Крыма, были абсолютно бесправными по отношению к численному этническому большинству, каковым являлись русские", – сказал Чубаров.

Также стратегия и план по деоккупации должны включать точные суммы убытков, нанесенных Украине незаконными действиями России в Крыму. Так, на оккупированном полуострове осталось около 200 госпредприятий Минэнерго, МинАПК, Госагентства водных ресурсов, Управления Северно-Крымского канала и Музейного фонда. По большей части потерь государство Украина уже подало иски в международные суды на возмещение убытков. К примеру, по иску Украины к России в ЕСПЧ сумма убытков от ограничения права пользования собственностью оценивается в 1трлн 180 млрд грн. Но по сей день неоцененными остаются объемы убытков физических и юридических лиц, и что самое главное – непонятен механизм их возмещения.

Поэтому, по словам Тараса Березовца, план по деоккупации Крыма должен включать анализ законодательства, которое было принято в РФ и Украине на предмет того, как это повлияло на различные аспекты жизни людей: имущественные, крымчан, ведение бизнеса. Кроме того эксперт отмечает, что стратегия должна регулировать деятельность медиа, свободы слова, вероисповедания и системы образования. "Также там должны быть предложения Кабмину и ВР по принятию законодательных актов по реинтеграции Крыма. То есть, уже сейчас нужно помочь крымчанам с трудоустройством, переездом – эти вещи должны быть прописаны. Также должен быть аспект, который касается санкций, не просто, что их нужно сохранить, а какие санкции наиболее болезненно бьют по РФ, на сохранении которых и на принятии новых мы должны настаивать. Должен быть раздел, который касается милитаризации Крыма и нашего ответа. То есть, какая группировка украинских войск и в каком количестве должна размещаться на админгранице Херсонской обл., какие ее цели и методы реагирования на возможные провокационные действия россиян", – сказал "Сегодня" Березовец.

Но даже если в скором времени такую стратегию или план по деоккупации Крыма и представят, без мощной международной поддержки никому, кроме Украины, этот документ нужен не будет. Речь, прежде всего, о поддержке гарантов безопасности по Будапештскому меморандуму, которые смогут заставить Россию сесть за стол переговоров с Украиной. В противном случае, по словам содиректора программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексея Мельника, возможный формат диалога, если такой и состоится, будет очень короткий и со стороны России будут лишь два слова: "Крым наш".

"Это все, что можно будет услышать от РФ, это неоднократно заявлялось на всех уровнях, в том числе Путиным, что вопрос Крыма закрыт, и Россия не собирается ни с кем обсуждать никакие вопросы по поводу Крыма. Также важно заметить для тех, кто каким-то образом хотел бы инициировать подобный диалог, что вопрос Крыма три года назад вышел далеко за форматы двухсторонних отношений. Поэтому любые попытки диалога или любые инициаторы диалога Украины с Россией должны четко понимать, что этот диалог возможен в одном только случае: если Украина подпишется под ультиматумом, который выставит Россия. Это единственные условия, на которых будет готова говорить сегодняшняя власть в Москве", – сказал "Сегодня" Алексей Мельник.

"Женевский" и "Будапештский" форматы переговоров. Если вернуться к событиям 2014 года, первые дипломатические переговоры с Россией после аннексии Крыма и начала российской интервенции на Донбасс проходили в так называемом "Женевском формате" при участии США и ЕС. В ходе встречи в Женеве 17 апреля главы МИД четверки приняли совместное заявление, которое предусматривало разоружение незаконных вооруженных формирований, освобождение захваченных административных зданий, улиц, площадей, а также амнистию участникам протестов и тем, кто освободит здания и добровольно сложит оружие. За деэскалацией ситуации должна была следить СММ ОБСЕ, а Украина должна была начать конституционную реформу.

Сразу после подписания Женевского соглашения российские СМИ и "эксперты" вовсю затрубили, что Украина уже точно сдала Крым, мол, договоренности предусматривают только урегулирование конфликта на Донбассе. По сути же, соглашения можно было бы применять и к Крыму, если бы США и ЕС надавили на Кремль. И, по информации "Сегодня", они это начали делать, заручившись поддержкой Британии. По словам посла Великобритании в Украине Джудит Гоф, в марте 2014 года в посольстве США во Франции Украина, Америка и Британия созвали консультации по выполнению Будапештского меморандума. "И там был пустой стул – российская сторона в лице министра иностранных дел Сергея Лаврова не захотела принимать участия в консультациях. Но США и Британия пытаются и продолжат пытаться выполнить Будапештский меморандум", – уверяет Гоф.

В своей монографии "Донбасс и Крым: цена возвращения" директор Института стратегических исследований, академик НАН Украины Владимир Горбулин среди прочего предлагает пересмотреть Будапештский меморандум на более выгодных для Украины условиях, понятно, что без участия России. "Вполне уместным было бы, чтобы Украина настояла на обновлении Будапештского меморандума, однако на качественно иных позициях обеспечения своей безопасности со стороны подписантов (безусловно, теперь без участия РФ). Однако возлагать на это чрезмерные надежды не стоит: необходимо оперировать исключительно собственными силами и надеяться только на себя", – идет речь в монографии.

Формат "Женева+": Украина, Россия и Турция с подписантами Будапештского меморандума

По мнению Владимира Горбулина, сегодня украинская власть для возвращения Крыма применяет сценарий мирной реинтеграции Крыма дипломатическими средствами. "Возвращение Крымского полуострова средствами дипломатии возможно только на основе многосторонности, то есть при участии в переговорном процессе как можно большего числа заинтересованных сторон. Расширение круга участников переговоров дает возможность увеличить пространство дипломатического маневра для Украины; привлечь большее количество участников расположенных к Украине (прежде всего США), сформировав более благоприятную среду; нейтрализовать или смягчить ("размыть") российское давление на Украину, оказываемое в процессе переговоров", – говорится в монографии "Донбасс и Крым: цена возвращения".

В январе 2016 года Петр Порошенко предложил создать переговорную группу по возвращению Крыма в формате "Женева+" – Украина, Россия, США и ЕС. В марте прошлого года во время встречи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом заявил, что к переговорной площадке может присоединиться и Анкара.

"Мы с господином президентом Турции высказались за совместные шаги, направленные на деоккупацию Крыма. Для этого планируем объединить усилия в рамках международных организаций на основе новых международных форматов, включая формат "Женева+" с участием гарантов Будапештского меморандума, Турции и Украины", – заявил Порошенко на совместной пресс-конференции с Эрдоганом в Анкаре в прошлом году.

Сама же Турция только косвенно подтверждала возможное участие в таком переговорном процессе. Возможно, позицию Анкары прояснит лично Эрдоган во время своего визита в Киев в марте-апреле этого года. Еще в феврале 2016-го в принятой Европарламентом резолюции ЕС поддержал формат "Женева+" по деоккупации Крыма. Не дали своего согласия лишь Штаты и Китай. Весь этот год все осложнялось предвыборной президентской гонкой в Америке. Но сейчас, когда в администрации США еще продолжается доукомплектование штата, для Украины самое благоприятное время выйти с конкретными предложениями, а лучше – с пошаговой стратегией деоккупации как Крыма, так и Донбасса. Документ должен включать не только механизм возврата аннексированных и оккупированных территорий, но и предусматривать четкий переговорный формат. Так как сам факт согласия Владимира Путина сесть за стол переговоров по Крыму, по словам Алексея Мельника, будет началом конца его политической карьеры и политической жизни.

"Проблема Крыма, помимо международно-правовой плоскости, лежит еще и в личностном факторе: отношении к ней Путина. Предисловием диалога должно быть признание со стороны Путина факта, что аннексия полуострова была незаконной, и он должен выразить готовность признать незаконность этой аннексии и уже исходя из этого, он готов обсуждать какие-то варианты решения этой проблемы. Но это невозможно, потому что Путин никогда добровольно не пойдет на такой шаг, потому что это покажет его слабость. Вот почему так важно не инициировать исключительно двухсторонний диалог по Крыму в формате Украина-Россия. Если украинская власть или люди, которые могут действовать от ее имени и по ее поручению будут дальше продолжать эти инициативы, и если будет какое-то продвижение в этом направлении, то есть очень большой риск, что в какой-то момент Запад скажет: ну что ж, если вы готовы пойти на подобный компромисс, подобные жертвы, то флаг вам в руки – разбирайтесь сами с Россией. И на следующий день начнется процесс снятия санкций с РФ, привязанных к Крыму", – сказал "Сегодня" содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...

Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять