Официальное представительство Евросоюза в Украине опровергло расхожие мифы о последствиях Ассоциации Украина-ЕС. Соответствующий текст опубликован на сайте ведомства.
МИФ 1.
"Если Соглашение будет подписано, традиционный экспорт из Украины в Россию понесет потери из-за введения Украиной европейских стандартов".

ОПРОВЕРЖЕНИЕ. Стандарты ЕС не являются барьером для европейских компаний, экспортирующих свою продукцию в Россию, или сотрудничающих с российскими компаниями. Для украинской экономики стандарты ЕС упростят задачу достижения соответствий со стандартами Таможенного союза. Не будут потеряны и инвестиции, необходимые для улучшения процесса производства в тех отраслях украинской экономики , которые сейчас являются устаревшими.
В 2012 году ЕС в целом экспортировал в Россию примерно в девять раз больше, чем Украина. Если учесть, что население Украины примерно в одиннадцать раз меньше , чем население ЕС , это означает , что экспорт на душу населения с ЕС в Россию и из Украины в России имеют примерно одинаковый масштаб – несмотря на то, что Украина и Россия имеют привилегированные торговые отношения (беспошлинную торговлю) и то , что стандарты Украина и России близки друг к другу , что должно упростить для Украины экспорт в Россию. Это свидетельствует о том, что внедрение стандартов не является большим бременем для экспорта продукции в Российскую Федерацию.
МИФ 2.
"Стоимость реформ в Украине, связанных с Соглашением об ассоциации, будет составлять около 160 млрд долларов США".
ОПРОВЕРЖЕНИЕ. 160 млрд долларов – это сумма компенсации , которую просили некоторые украинские чиновники для того , чтобы покрыть расходы на реформы, связанные с Соглашением об ассоциации. Этот объем "расходов" эквивалентен всему ВВП Украины в 2010 году. Если предположить, что период внедрения Соглашения продлится 10 лет, то "расходы" на реформы, проводимые ежегодно в течение следующих десяти лет, составят 10% от годового ВВП страны. Такая сумма является беспрецедентной, а также гораздо больше той, что была использована Польшей во внедрении ней всего законодательства ЕС в процессе вступления в Союз. Этим цифрам не хватает достоверности – на их поддержку не было предоставлено никаких надежных доказательств и объяснений. Однако если Украина стремится модернизировать свою экономику и быть конкурентоспособной на мировом рынке, она требует серьезных инвестиций. В любом случае, неправильно рассматривать инвестиции как "расходы", поскольку в будущем они принесут прибыли. Само по себе Соглашение об ассоциации является инвестицией в модернизацию. Оно способно активизировать поступления дополнительных инвестиций – в частности, от зарубежного бизнеса и иностранных государств, а также международных финансовых институтов (например, ЕБРР и Всемирного Банка). На самом деле, ни один из партнеров ЕС никогда не рассматривал инвестиции как расходы, связанные с внедрением Соглашения об ассоциации или созданием зоны свободной торговли. Ни один из партнеров никогда даже не мечтал о компенсации.
МИФ 3.
"Чтобы подписать Соглашение, Украина должна сначала выполнить условия МВФ, связанные с ценой на газ, обменному курсу гривны и фискальным балансом".
ОПРОВЕРЖЕНИЕ. Требования МВФ о получении кредитного соглашения с Украиной не является предпосылкой для подписания Соглашения об ассоциации. О них не упоминается в Соглашении. Кроме того, ни одна организация или орган ЕС никогда не рассматривали эти требования в таком контексте.
Если говорить конкретнее, Соглашение об ассоциации не содержит ни одного положения об условиях, связанное с ценами на газ , курсу гривны или фискальным балансом. Однако, несмотря на то, что требования МВФ не связаны с Соглашением об ассоциации, ЕС считает, что их выполнение способствовать процессу экономических реформ и модернизации Украины.
МИФ 4.
"Подписание Соглашения приведет к наплыву товаров ЕС на рынки Украины. Украинские производители не смогут с ними конкурировать и будут вынуждены уйти из бизнеса".
ОПРОВЕРЖЕНИЕ. Переходный период к полной либерализации ввозных пошлин ЕС составляет 7 лет, для Украины он достигает десяти лет (в автомобильной отрасли – даже пятнадцати лет). ЕС ликвидирует свои тарифы раньше, чем Украина. Обязательства ЕС по уменьшению тарифов воплотятся в жизнь уже на начальном этапе (торговля по большинству товаров будет либерализована в первые годы после вступления Соглашения в силу). Украине же не нужно проводить либерализацию большинства своих тарифов до завершения переходных периодов. Такой подход дает украинским производителям время для того, чтобы приспособиться к новой среде. В наиболее чувствительных секторах экономики, где будет лишь частичная либерализация, уменьшения тарифов со стороны Украины будут более консервативными, чем со стороны ЕС. Обе стороны – Украина и ЕС – ограничат тарифную либерализацию в некоторых своих наиболее чувствительных сферах. Это будет происходить за счет введения так называемых тарифных квот и обязательств по проведению частичной либерализации тарифов в течение 5, 7 или 10 лет. И даже в этом случае обязательств у Украины меньше, чем у ЕС.
МИФ 5.
"Сегодня продукция украинских компаний не соответствует стандартам ЕС, поэтому они не смогут экспортировать свою продукцию в Евросоюз. Поэтому соглашение об ассоциации принесет больше выгод Европейскому Союзу, чем Украине".
ОПРОВЕРЖЕНИЕ. Во-первых, такое предположение неверно, ведь примерно четверть украинского экспорта приходится на рынок ЕС. Таким образом, достаточно много компаний из Украины соответствуют европейским стандартам, и они сразу же получат выгоду от имплементации Соглашения об ассоциации.
Во-вторых, рынок ЕС почти сто раз больше рынка Украины. Иными словами, Украина имеет возможность получить от Соглашения гораздо больше, чем ЕС.
В то время как Соглашение предоставляет Украине немедленный доступ к рынку ЕС , открытие украинского рынка для европейского экспорта происходить с некоторой задержкой. Это нужно для того , чтобы позволить украинским компаниям постепенно адаптироваться к новым условиям.
МИФ 6.
"Страны бывшего советского блока, которые последние десятилетия развивали экономические связи с ЕС, не получили от этого никаких выгод".
ОПРОВЕРЖЕНИЕ. Страны Центральной и Восточной Европы (включая бывшие республики СССР) , которые вошли в ЕС, могу стать хорошим ориентиром для Украины. Особенно речь идет о периоде, когда эти страны уже подписали соглашения о создании зоны свободной торговли с ЕС , однако еще не были кандидатами на членство в Евросоюзе.
Экономические выгоды, которые получили эти страны перед тем, как стали кандидатами на вступление в ЕС, не связаны со статусом кандидата на вступление, однако являются следствием прочных торговых и экономических связей, выстроенных между этими странами и ЕС. Устранение торговых барьеров и проведение реформ этими странами подобно тому, которое предлагается Украине в Соглашении об ассоциации, включающей в себя создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли.
В этом контексте было бы целесообразно сравнить эволюцию некоторых из этих стран и Украины. Эти страны получили немало пользы, в частности:
Увеличение ВВП на душу населения . Перед распадом Совета экономической взаимопомощи в 1990 году ВВП на душу населения Польши был на 8% больше, чем в Украине. За последующие 5 лет польский ВВП увеличился в четыре раза.
Увеличение экспорта. В 1990 году экспорт на душу населения Украины был почти равен экспорту Польши и превышал румынский на 50%. В 1995 году он стал вдвое меньше экспорта Польши и сравнялся с экспортом Румынии.
Увеличение инвестиций . В течение 5 лет (с 1990 по 1995 год) общие инвестиции в Украину уменьшились на 42%. Одновременно в Польшу они выросли на 64%.
Номинальный ВВП Польши, Румынии и Украины в долларах США за 1990-2012 гг (источник: Всемирный Банк)
Рост реального ВВП Украины и десяти стран, присоединившихся к ЕС в 2004 г., в долларах США в 1990-2012 гг. (источник: Всемирный Банк)
Экспорт на душу населения в Украине и десятке восточноевропейских стран, которые присоединились к ЕС в 2004-2007 гг., в долларах США в 1990-2012 гг. (источник: Всемирный банк)
Напомним, ранее первый вице-премьер Сергей Арбузов выразил уверенность, что ассоциированный договор между Украиной и ЕС будет заключен в этом году.
Как известно, 21 ноября 2013 года Кабинет министров Украины принял решение приостановить процесс подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС. Свое решение правительство аргументировало тем, что в случае заключения договора экономика страны сильно пострадает, и Украине будет грозить дефолт.
Читайте также:
- ЕС: Неправда, что на реформы для Ассоциации нужно 160 миллиардов
- Завтра в Украине будет мокро и скользко
- Азаров: Украина никуда не идет – ни в ЕС, ни в ТС
- Украинская экономика вышла "в ноль"
- МИД попросил Запад не вмешиваться во внутренние дела страны
- Стало известно, когда на Западной Украине начнут добывать сланцевый газ