"Пиратство выгодно всем: и военным, и профсоюзам"

Морской эксперт Михаил Войтенко — о том, почему "Ариана" не стала плавбазой, и как военные тренируются на сомалийцах

— В начале марта была атака на балкер Melina I, в составе экипажа которого есть и одесситы. Это случилось в 200 милях к западу от островов Лакшвадип в Индийском океане. Почему пираты стали расширять зону своих действий и захватывать суда даже у Мадагаскара и побережья Индии?

— Это естественный процесс. Правда, никто не ожидал, что сомалийские пираты окажутся настолько предприимчивыми. Раньше главной зоной захватов был Аденский залив. Когда же туда вывели большое количество военных кораблей для борьбы с морским разбоем, то в этом регионе им стало трудновато "работать". Время пиратского нападения на судно исчисляется несколькими десятками минут. Если они не успеют забраться на судно, то за это время подлетят военные вертолеты или подойдет военный корабль. И тогда пиратам придется худо. Их просто расстреляют. Обращение военных с пиратами очень жесткое. Мы многого не знаем, однако, по рассказам моряков, их расстреливают прямо в море. И никого не подбирают с тонущих кораблей. Поэтому они пошли на расширение зоны. В Индийском океане пираты могут штурмовать проходящие суда часами и никто не сможет им помешать, до военных там далеко.

Реклама

— Как пираты ухитряются добираться за тысячи миль от берегов Сомали?

— От берегов Сомали выходят на моторных лодках, по шесть-восемь человек на борту. Все без исключения вооружены автоматами. Выйдя за пределы территориальных вод, пересаживаются на плавучие базы, с которых и атакуют суда в Индийском океане.

— А почему же военные пропускают вооруженных сомалийцев?

Реклама

— Во-первых, за каждым катером не уследишь. Во-вторых, в Сомали вооружены все без исключения, и наличие автомата на борту еще не значит, что этот человек — пират. Чтобы обвинить в приготовлении к захвату, в лодке нужно найти специальные приспособления — крюки, лестницы и прочее. Но все это оборудование ждет пиратов далеко в море, на плавучих базах. Поэтому военные ограничены самим моментом атаки на какое-либо судно. Ведь по законам всех стран, за пиратство можно судить только того человека, который уличен в захвате. Задерживать всех сомалийцев, плывущих куда-то на своих лодках — глупо. Все равно за неимением доказательств потом их отпустит суд той страны, чей военный корабль захватил этих людей. Прецеденты уже были, поэтому, если военные задерживают такие моторные лодки, то сомалийцы сразу заявляют, мол, на каком основании? Мы мирные рыбаки, а вы нас задерживаете незаконно. Вот даже сейчас военные задержали несколько десятков вооруженных сомалийцев. А доказать, что они пираты, будет чрезвычайно трудно. Скорее всего, их отпустят.

— Балкер "Ариана" с украинским экипажем на борту пираты однажды попытались вывести в Индийский океан, для того, чтобы использовать как плавучую базу. Но задуманное не получилось. Какие суда используют пираты в качестве плавучих баз и почему?

— "Ариана" слишком велика для плавучей базы. Как правило, в этой роли выступают легкие рыбацкие суда-доу из Индии, Пакистана, арабские или кенийские. Как правило, это мелкотоннажные моторные или парусно-моторные суда, история которых уходит во времена Синдбада-морехода. Иногда их экипажи под дулами автоматов пираты заставляют сотрудничать. Либо договариваются с владельцами этих доу. Этому уже есть подтверждения. Экипажи рыболовецких судов помогают пиратам не безвозмездно, моряки получают свою долю от выкупа.

Реклама

— Какие суда предпочитают захватывать пираты?

— Им все равно кого, лишь бы внешний вид судна наводил на мысль, что здесь можно сорвать большой выкуп. В равной мере страдают все суда всех стран. Захватывали и украинские, и английские, и французские суда.

— Кому выгодно пиратство?

— Выгодно, прямо или косвенно, всем, кроме моряков, сидящих в плену заложниками, судовладельцев и грузоперевозчиков. Последние страдают от захватов, даже если груз и суда застрахованы от нападения. Но от пиратства страхуют далеко не все фирмы. А если страховки нет, то судовладельцам и грузовладельцам приходится платить выкуп из своего кармана. Пиратство давно превратилось в гигантский бизнес, вокруг которого крутятся все, кому не лень. Выгодно самим сомалийцам, а также всевозможным морским организациям вроде морских профсоюзов. Они лоббируют создание международного фонда по борьбе с пиратством, деньги которого намерены контролировать. Но на самом деле морские профсоюзы палец о палец не ударили, чтобы хоть как-то помочь морякам. Выгодно военным, которые превратили борьбу с пиратством в своеобразный испытательный полигон. Например, есть подтверждения, что военные там обкатывают всевозможные виды нелетального оружия, начиная от специальных гранат, от которых "срывает" крышу, до секретных низкочастотных излучателей, которые позволяют обезвредить противника, не причиняя ему физического вреда. На это выделяются огромные деньги.

— В правительстве Украины обсуждался вопрос о том, чтобы обезопасить украинских моряков, послав в Аденский залив ракетный крейсер "Гетьман Сагайдачный". Какие, по вашему мнению, наиболее эффективные пути борьбы с пиратством? Можно ли победить пиратство, увеличив военное присутствие в Адене и блокировав основные базы морских разбойников вроде Хобьо?

— Военные корабли пытаются блокировать такие базы. Что из этого получится — время покажет. Для того чтобы проконтролировать все пространство, где орудуют пираты, не хватит никакого флота ни одной из держав. Военные конвои судов, проходящих через Аденский залив, себя не оправдали. На мой взгляд, эффективна посадка на суда в опасных зонах групп из военных спецназовцев.

ГЛАВРЕД И ПЕРЕГОВОРЩИК

ИМЯ: Михаил Войтенко

Ро­дил­ся: в 1958 году в Комсомольске-на-Амуре

Карьера: главный редактор сайта "Морской бюллетень"

Большая часть трудового пути Михаила Войтенко прошла во Владивостоке. В юном возрасте Михаил ушел "в моря". Прошел всю лестницу морской иерархии от матроса до старшего помощника капитана. Владеет английским языком. После окончания морской карьеры занялся журналистикой. Сейчас занимает должность редактора крупнейшего морского интернет-портала "Морской бюллетень Совфрахт". Разведен, имеет двух дочерей. Увлечения — чтение исторических книг, флот, журналистика. Как эксперт был приглашен судовладельцем "Фаины" для переговоров с пиратами.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63555.91

Binance Coin (BNB)

551.47

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

81.24

Theta (THETA)

2.09

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять