Автолюбители, склонные к нарушению правил дорожного движения, могут вздохнуть свободно — Рада так и не смогла увеличить для них штрафы.
Законопроект сей обсуждался в парламенте уже почти год, активно его лоббировал и президент, и МВД, и ГАИ, но дошли до него руки только сейчас. Причем поддержали его только фракции, которые входят в правящую коалицию (БЮТ и НУНС). В ней, напомним, сейчас состоит меньше половины депутатов Рады, потому и результат оказался закономерен — не хватило трех голосов. Не удалось депутатам отправить законопроект и на повторное второе чтение — "за" проголосовали 224 человека. Таким образом документ вообще сняли с рассмотрения и примут его не раньше осени. Не помог даже аргумент спикера Арсения Яценюка, что из-за низких штрафов мы "каждый день теряем людей, как на войне".
Как рассказали "Сегодня" представители фракций, не голосовавших за законопроект (Партия Регионов, блок Литвина и коммунисты), у них были на то свои резоны. Депутат Компартии и одновременно глава Всеукраинского союза защиты прав водителей Николай Кравченко рассказал, что принятие подобного документа проблемы аварийности не решит. Поднимать штрафы, по его мнению, необходимо, но важнее четко прописать в законе права и обязанности водителей и ГАИ, приняв Кодекс о дорожном движении. Его коллега из ПР Михаил Чечетов заявил, что юристы партии обнаружили в законопроекте нормы, лоббирующие интересы страховых компаний и опустошающих карманы владельцев авто на миллиарды гривен.
Также эксперты, да и рядовые автолюбители, уже давно указывали, что повышение штрафов само по себе, без наведения порядка в ГАИ, приведет не к уменьшению числа ДТП на дорогах, а к резкому увеличению поборов со стороны милиции. Ведь если штраф сейчас составляет всего 17 грн., то давать гаишнику "на лапу" нет никакого смысла, а когда его сумма возрастет раз в 10, то откупиться от стража правопорядка гривен за 50-100 будет прямой резон.
В тоже время, первый заместитель начальника Департамента ГАИ Сергей Левченко убежден, что законопроект давно можно было принять, и волокита играет на руку лишь тем, кто не заинтересован в наведении порядка на дорогах. По его словам, увеличение штрафов заставит водитель быть более дисциплинированными на дорогах.
Если бы за закон проголосовали одним из самых дорогих нарушений стало бы вождение авто в нетрезвом состоянии. Размер штрафа увеличился с 15 до 100 необлагаемых налогом минимумов (с 200 до 2550 грн.). За проезд на запрещающий сигнал светофора — 170—204 грн. За нарушения бы выставляли штрафные баллы (при 30 в судебном порядке лишали бы прав).