Вопрос о лечении Тимошенко: все варианты развития событий и опасения

18 мая 2012, 07:55
Отношения с ЕС могут "уврачевать", таки отдав экс-премьера на лечение немцам

Украинский пациент. Парламент может обеспечить Юле волю, но власть пока взвешивает последствия

Пожалуй, еще ни одному политику не удавалось стать столь звонкой разменной монетой в геополитической игре власти. После холода из Европы (напомним, 10 президентов отказались ехать в Ялту на саммит, европейские чиновники грозились бойкотировать Евро-2012, если официальный Киев не отпустит Тимошенко) Рада снова может вернуться к вопросу Леди Ю.

ОТПУСТИТЬ? На этот раз инициатива исходит от внефракционного депутата Тараса Чорновила. Он подал в Раду законопроект, который позволяет заключенным лечиться за рубежом. "Я его зарегистрировал 11 мая и на пару дней уехал по работе. Вернулся — вокруг законопроекта шум: Литвин пометил его как срочный, комитет в один день рассмотрел — то есть я случайно попал прямо в точку. Тем более и Азаров в Брюсселе обтекаемо сказал, что не исключает лечения Тимошенко за границей. Но, похоже, согласия Банковой пока нет: иначе законопроект бы уже вынесли в зал", — сказал нам Тарас.

Реклама

Читайте по теме:

Регионалы, действительно, пока иронизируют. "У нас, кажется, в Севастополе весь СИЗО написал, что он хочет лечиться в клинике "Шарите" в Германии, — говорит глава регионалов в ВР Александр Ефремов. — Если какая-то страна полечит все 300 тысяч человек, которые находятся в следственных изоляторах, — думаю, мы рассмотрим этот документ". Да и новый омбудсмен Валерия Лутковская полагает, что он противоречит Конституции: "Гражданин Украины (осужденный. — Авт.) не может быть выдан другому государству — это прямая норма".

ПРОГНОЗЫ. "Во власти идут трения, что делать с Тимошенко. Рассматривается и лечение в Германии. Даже первый замгенпрокурора Ренат Кузьмин недавно сказал, что закон, хотя и не позволяет лечение осужденных за рубежом, но и не запрещает. Но пока у этой идеи есть влиятельные противники", — говорит политолог Владимир Фесенко.

Реклама

"Для власти опасны оба варианта. Если с Тимошенко что-то случится в тюрьме — это будет окончательной дискредитацией, и события начнут развиваться по непрогнозируемому сценарию (напомним, в 2004-м отравление или якобы отравление Ющенко стало катализатором революции. — Авт.). Но есть опасения, что за границей она сможет вести активную борьбу и будет постоянно встречаться с европейскими лидерами, а это удар по имиджу власти", — поясняет Вадим Карасев.

ЕВРОПА. Вместе с тем Европа, похоже, уже сделала шаг навстречу Украине. На днях ЕС сместил своего посла Жозе Мануэля Пинту Тейшейра, известного своими критическими оценками происходящего в Украине (его направили в Африку), а на его место назначили поляка Яна Томбинского. Поляки, как известно, всегда были лояльны к Украине. А содокладчики ПАСЕ (Парламентской Ассамблеи Совета Европы), которые побывали в Украине, заметили у нас "некоторый прогресс". Выражается он в том, что европейцам позволили встретиться с Тимошенко и Луценко и что страна готова принять новый Уголовно-процессуальный кодекс. "Значит, есть желание вести диалог", — подытожила содокладчица Майлис Репс.

"Я бы назвал это микроразрядкой в отношениях Украина-ЕС. Еврочиновники не договорились о бойкоте Евро-2012 — теперь каждая страна будет решать это для себя. Азарова в Брюсселе приняли, хоть и не топ-чиновники, то есть самого неприятного сценария власть избежала", — говорит Карасев. Фесенко же считает, что Европа сама в растерянности. "ЕС не может позволить себе роскошь изоляции Украины. Это противоречит их интересам. Но и что делать с нами (учитывая фактор Тимошенко) — они не знают. Что касается посла: поляки часто выступают посредниками в отношениях Украина-ЕС, — поэтому кресло отдано им", — говорит политолог.

Реклама

ПЯТЬ ОХРАННИКОВ. Тимошенко 9-й день находится в больнице. Содокладчики ПАСЕ, которые ее навестили, рассказали, что в палате Леди Ю. — 3 камеры видеонаблюдения и 5 охранников. По их словам, некоторые процедуры Тимошенко просит делать при выключенном свете, чтобы процесс не фиксировали камеры.