Донецк — Грозный-2

6 января 2015, 09:00
20 лет назад российская армия попыталась взять столицу мятежной Чеченской республики. Но выяснилось, что захватить большой современный город можно, только его уничтожив

Весна 1995-го в Грозном. Таким может стать Донецк, если попытаться взять его штурмом.

Гражданская война на Донбассе совершенно вытеснила из массового сознания граждан России и Украины печальный юбилей события, которое ровно двадцать лет назад у всех было на слуху — Новогодний штурм Грозного. Утром 31 декабря 1994 года российская армия попыталась взять столицу мятежной Чеченской республики, возглавляемой бывшим советским генералом Джохаром Дудаевым. Для штурма города с населением в 350 тыс. человек была стянута мощная армейская группировка, насчитывавшая около 250 единиц бронетехники.

Почти неделю велся артобстрел пригородов. Прямо на аэродроме внезапным налетом была уничтожена вся чеченская авиация, состоявшая из бывших советских учебных самолетов и вертолетов, захваченных чеченцами в начале 90-х. Тем не менее ночной штурм стал трагедией для российских вооруженных сил, обернувшись гибелью 131-й мотострелковой Майкопской бригады. Бои за Грозный затянулись до 26 февраля. И только 6 марта федеральными войсками было взято Черноречье — последний район города, который контролировали дудаевцы. Грозный вполне оправдал свое название, данное его основателем — наместником Кавказа генералом Ермоловым в начале XIX столетия.

Реклама

В военном отношении Первая Чеченская война была противостоянием бывших советских генералов. Совсем незадолго до штурма Грозного, в 80-е годы, Джохар Дудаев командовал в Афганистане бомбардировочной дивизией. А министр обороны России Павел Грачев там же — дивизией ВДВ. Вчерашних товарищей по оружию развел по разные стороны распад СССР. Они хорошо знали сильные и слабые стороны друг друга и разговаривали на одном языке. Тем страшнее оказалась на практике новая война, участниками которой они стали волею судьбы.

Российские военные просили президента Ельцина повременить с операцией против Чечни до весны. Вести боевые действия зимой крайне трудно. К тому же армия РФ проходила болезненный период трансформации после вывода наиболее боеспособных частей из Германии. В условиях "демократических" реформ и гиперинфляции офицеры получали мизерное жалование. Многие части состояли из необученных призывников и были слабо мотивированы в моральном отношении. Но "царь Борис" остался непреклонен — 26 декабря 1994 г. Совет безопасности РФ принял решение о немедленном штурме Грозного.

Кроме чеченцев, в городе проживало немало этнических русских — в основном, пенсионеров и тех, кому некуда было уехать. Поэтому "ровнять с землей" городские кварталы у штурмующих рука поначалу не поднималась. Расчет ельцинских генералов базировался на том, что чеченские повстанцы не окажут серьезного сопротивления и уйдут из столицы при приближении регулярной армии. Но начальник Главного штаба самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия, бывший советский полковник-артиллерист Аслан Масхадов, решил пропустить российскую бронетехнику в центральный район Грозного без боя, а потом заблокировать ей выходы, уничтожив концевые машины из гранатометов.

Реклама

В масхадовскую ловушку и попала Майкопская бригада — единственная из российских подразделений выполнившая приказ и продвинувшаяся в центр города до железнодорожного вокзала. Ее танки и боевые машины пехоты были сожжены огнем с верхних этажей. Командир бригады полковник Савин погиб при попытке прорыва от осколка гранаты в глаз. Бригада потеряла 102 БМП из штатных 120, двадцать из 26 танков и 189 солдат и офицеров убитыми и пленными. Опыт неподготовленного новогоднего штурма показал, что современный большой город можно взять, только СРОВНЯВ ЕГО С ЗЕМЛЕЙ, чем и занялись российские военные, утратившие всякие иллюзии по поводу иных способов ведения боевых действий.

Трехмесячные бои за столицу непокорной Ичкерии стоили российской армии 1426 убитых, 4630 раненых и более 100 пленных. Погибло 27 000 мирных жителей. Большой современный город был почти полностью превращен в руины, став типичным "сталинградским" ландшафтом.

Реклама

Танк Т-72 и коляска. Грозненский пейзаж 20-летней давности.

Впоследствии Павлу Грачеву неоднократно вспоминали его слова, что Грозный можно было взять "одним десантным полком". На это он ответил лишь через пять лет в одном из интервью: "Только выслушайте полностью то мое высказывание. А то ведь выхватили из контекста большого выступления лишь одну фразу — и давай муссировать. Речь шла о том, что если воевать по всем правилам военной науки: с НЕОГРАНИЧЕННЫМ применением авиации, артиллерии, ракетных войск, то остатки уцелевших бандформирований действительно можно было уничтожить за короткое время одним парашютно-десантным полком. И я действительно мог это сделать, но тогда у меня были связаны руки".

Трудно сказать, о чем думали уже украинские военные, намереваясь наскоком захватить Донецк и Луганск летом этого года. Взяв под козырек безответственным политикам-авантюристам, они взвалили на себя задачу, которая на ПОРЯДОК превосходит трудности, вставшие в декабре 1994 перед российскими войсками в Чечне. Только Донецк превосходит Грозный по населению в ТРИ раза! Восточная часть Донбасса — почти сплошная четырехмиллионная агломерация, население которой поддерживает самопровозглашенные "ДНР" и "ЛНР" так же, как чеченцы — самопровозглашенную республику Ичкерия.

Василий Вовк. Фото: kievsmi.net

Как заявил на днях "Украинской правде" начальник Главного следственного управления СБУ генерал-майор Василий Вовк: "Население контролируемых террористами территорий — 4 миллиона. По состоянию на начало боевых действий за "ДНР и "ЛНР" там было 80% населения".

Население Чечни в 1994 г. насчитывало меньше 1,4 млн чел. против 140-миллионной России. Поэтому ельцинская Москва могла призывать в армию только молодежь, практически не затрагивая старшие возраста, чтобы избежать внутреннего социального взрыва. Характер мобилизации в Украине, когда под ружье сразу призывались 30—40-летние запасники, показывает, что война против "ДНР" и "ЛНР" (так называемое АТО) с самого начала ведется НА ПРЕДЕЛЕ возможностей. Ведь население Донбасса в целом насчитывает 5 млн человек, а остальная Украина (без Крыма) только 36—38 миллионов жителей, среди которых молодых не так уж и много из-за самоистребительной политики буржуазных реформ последней четверти века.

Большую часть оружия Украина способна производить только в кооперации с Российской Федерацией. Инфляция с тенденцией срыва в галоп не позволяет закупить вооружение в достаточной мере на Западе. Собранные, благодаря так называемому "военному" налогу, почти 2 млрд гривен, стремительно обесцениваются. А ведь даже боеприпасы для стрелкового оружия, которые в Украине после потери Луганского патронного завода не производят, придется закупать за границей за валюту. Штурм Донецка только приведет к невосполнимым потерям ВСУ, превратив город в подобие печально знаменитого аэропорта. Но, в отличие от чеченцев, после провала подобного штурма, формирования "ЛНР" и "ДНР" при поддержке из Российской Федерации вполне способны перейти в наступление. И тогда на повестке дня окажется падение Мариуполя и выход "восточных" к Перекопу, чего так хотелось бы избежать киевскому прозападному правительству. Мир нужно заключать уже сегодня. Ибо завтра будет поздно.