Внеочередная Рада: Как Порошенко и Яценюк предлагают бороться с коррупцией

7 октября 2014, 10:27
Накануне выборов и под давлением западных партнеров президент и премьер внесли 3 проекты, которые предусматривают реальные шаги по борьбе с коррупцией, считают эксперты

Фото: AFP

Сегодня в парламенте будет рассмотрено и, возможно, проголосовано сразу три антикоррупционных законопроекта – один президентский и два кабминовских. Причем если с президентским законопроектом все ясно, ведь создание антикоррупционного бюро – это одно из ключевых требований ЕС, то правительственные были представлены лишь вчера главой правительства Арсением Яценюком. По словам премьера, они предусматривают открытие реестров собственности и введение декларирование высокопоставленными чиновниками не только доходов, но и расходов, а также мониторинг их образа жизни. Механизмы реализации таких норм пока остаются неясными.

Президентский антикоррупционный проект "О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции" под номером 5085 был зарегистрирован в парламенте еще в середине сентября. Главным и ключевым его положением является создание Национального антикоррупционного бюро.

Реклама

Согласно проекту, Национальное антикоррупционное бюро является государственным правоохранительным органом, задачей которого является противодействие криминальным коррупционным правонарушениям, которые совершены высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, и которые представляют угрозу национальной безопасности".

Причем координацию деятельности "специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции", а также надзор за соблюдением ими законов осуществляет генеральный прокурор Украины и уполномоченные им прокуроры.

Более того, согласно законопроекту Национальное антикоррупционное бюро имеет право на "досудебное расследование уголовных правонарушений", проводит "в соответствии с законом проверку на добропорядочность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления" и имеет право "принимать меры по розыску и аресту денежных средств и другого имущества, которые могут быть предметом конфискации или специальной конфискации в уголовных правонарушениях, отнесенных к подследственности Национального бюро".

Реклама

Кроме того, предусматривается, что сотрудники Национального бюро имеют право хранить, носить и применять огнестрельное оружие и специальные средства, а также применять меры физического воздействия на основаниях и в порядке, предусмотренных законом Украины "О милиции" и другими законами".

Что касается численности бюро, то, согласно документу, "для обеспечения выполнения задач Национального бюро создаются его территориальные управления. Предельная численность центрального и территориальных управлений Национального бюро составляет 700 человек, в том числе не более 200 человек руководящего состава".

Руководство же деятельностью Национального бюро "осуществляет его директор, который назначается на должность и освобождается с должности президентом Украины. Директор бюро назначается сроком на 7 лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность 2 срока подряд".

Реклама

Директор Национального бюро ежегодно не позднее 10 февраля и 10 августа должен отчитываться президенту, Верховной Раде и Кабинету министров о деятельности Национального бюро в течение предыдущих 6 месяцев.

Сам закон должен вступать в силу со дня его опубликования и вводится в действие через три месяца со дня вступления его в силу.

В принципе закон был готов достаточно давно, но долгое время был заложником внутренней конкуренции между правительством и президентом. Ведь изначально лидерство в данном вопросе принадлежало правительству, причем была создана специальная должность уполномоченного правительства по антикоррупционной политике на которую было назначена известная активистка Майдана, журналист-расследователь громких коррупционных дел Татьяна Черновол. Но после целой череды внутренних разногласий работа была провалена, а сама Черновол подала заявление об отставке, не сумев объединить свои усилия с представителем УДАРа Виктором Чумаком, который собственно говоря, и презентовал в сессионном зале создание антикоррупционного бюро. В итоге инициатива создания "украинского ФБР" перешла к президенту, а Черновол, помирившись с премьером, получила место в пятерке "Народного фронта".

Что касается правительства, то по инициативе премьера, также осознающего привлекательность в глазах избирателя любых законодательных инициатив по противодействию коррупции, был открыт "второй антикоррупционный фронт" и публично озвучено о кабминовских законодательных инициативах, внесенных в ВР еще 30 сентября, но окончательно доработанных только ко вчерашнему дню. Предлагаемых законопроекта всего два: "Проект закона про противодействие коррупции" после доработки получивший номер 5113, и "Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акту Украины относительно конечных выгодоприобретателях юридических лиц и публичных деятелей", получивший номер 5114.

И если первый, который сам премьер называет антикоррупционным кодексом, несколько дублирует инициативу президента предлагая создать "национальную комиссию мониторинга", которая, условно говоря, должна держать под колпаком "насколько ведомый тем или иным чиновником образ жизни отвечает его доходам".

"Этот законопроект разрабатывался с западными экспертами, причем с очень активным участием США, он несколько раз дорабатывался – и сейчас отправлена его финальная редакция в ВР. Его цель – в первую очередь он направлен на чиновников высшего ранга (1-3 категории), начиная с членов правительства, администрации президента и заканчивая руководителями Центральных органов исполнительной власти, руководителей областей", – заверяет премьер. Причем по его словам закон будет предполагать "обязательные электронные декларации чиновников 1-3 категории – по всем доходам и расходам. В том числе расширен перечень того что декларируется включая "и драгоценности, и наличную валюту". Плюс водится "процедура мониторинга жизни такого госслужащего".

"Специальная нацкомиссия получит полномочия при проверке деклараций высокопоставленных лиц при получении информации с других источников – сверить отвечает ли уровень жизни который ведет тот или иной высокопоставленный чиновник – тем доходам которые он указал в декларации", – обещает премьер.

Второй кабминовский законопроект предусматривает открытие для общества данных из реестров собственности и недвижимости.

"Если данный закон будет принят то любые субъекты предпринимательской деятельности – компании, АО, общества с ограниченной ответственностью, любые компании обязаны будут раскрывать всю информацию про реальных собственников компаний....Сегодня они зарегистрированы на оффшоры. А фактическими собственниками компаний могут быть и госслужащие, и члены правительства и представители администрации Президента, – говорит Яценюк. – И увидеть это невозможно. И первая задача этого закона раскрытие информации о всех реальных собственниках любых украинских компаний",- говорит Яценюк обещая, что "после принятия данного закона любой гражданин Украины получит доступ к информации собственников всего недвижимого имущества в Украине". И украинцы увидят "у кого какие дома, квартиры и получим реальный доступ ко всем базам данных всей недвижимости в Украине".

Правда, несмотря на столь революционные предложения, самостоятельно собрать голоса Яценюк сюда по всему не рассчитывает и надеется что президентский законопроект и два кабминовских законопроекта будут внесены и проголосованы в пакете.

Что касается в целом кабминовских законов то если "законопроект о выгодоприобретателях" максимально понятен и изложен всего на 7 страницах, то относительно законопроекта об обуздании коррупции – то это целый талмуд из 87 страниц, причем, судя по всему, его первая версия была очень сырой, ведь вывод главного научного управления составил почти 25 страниц замечаний. Правда после правок и доработок он вырос почти на 10 страниц.

Реальная это инициатива или пиар – покажет время. Но эксперты уверены, что "даже если частично нормы отраженные в предложенных правительством законопроектов будет реализованы – это будет уже хороший шаг к улучшению ситуации".

"Исходя из предыдущего опыта можно сказать, что частично они будут реализованы, частично проимитированы…Но это уже шаг вперед ведь борьбы с коррупцией требует не только украинское общество, но партнеры за рубежом и это одно из условий финансовой помощи. И хотя элементы предвыборного пиара есть, но, тем не менее, совпало и то, что есть давление западных партнеров и конкуренция с президентом на антикоррупционном поле, который также выдвинул свои предложения", – отмечает в комментарии "Сегодня.ua" политолог Владимир Фесенко, добавляя, что, судя по всему, процесс реальной борьбы с коррупцией сдвинулся с места.

В свою очередь политолог Александр Палий убежден, что даже в таком виде все предложенные законопроекты скорее всего проголосуют. "Сейчас выборы, и тем, кто не проголосует антикоррупционные законопроекты? будет достаточно сложно идти (и объяснять причину своего решения избирателям", – резюмировал он.

Напомним, Верховная Рада уже открыла внеочередное заседание, но в зале зарегистрировалось всего 232 депутата.