Владимир Шульга: В США считают силовой вариант разрешения кризиса в Украине вполне вероятным

12 февраля 2014, 13:22
Поучаствовавший в молитвенном завтраке с Бараком Обамой нардеп рассказал, что услышал в США об Украине

Фото Володимир Шульга / Facebook

Народный депутат от "Батькивщины" Владимир Шульга после визита в США рассказал, как там оценивают ситуацию в Украине, кто отвечает за Киев персонально и насколько высоко оценивают вероятность силового разрешения конфликта.

Как скоро в Украину может приехать делегация из США?

Реклама

Речь идет о двух делегациях – бывшие послы или конгрессмены и сенаторы США. Визит экс-послов предусматривает больше консультативные встречи, но к этим людям прислушиваются конгрессмены, сенаторы и Администрация президента.

Экс-послы готовы приехать в любой момент по просьбе как оппозиции, так и власти. Подчеркну, что поскольку в США хотят мирного разрешения конфликта, они хотели бы, чтобы инициатива шла от оппозиции и Майдана.

Во время вашего диалога с конгрессменами, сенаторами и экс-послами США шла речь о конкретной финансовой помощи Украине?

Реклама

Они говорили, что финансовая помощь будет, но это сейчас не главное. Главное – это лидер, один из троих, который возьмет и поведет за собой людей.

Как, по их мнению, можно определить лидера?

Мы задавали этот вопрос несколько раз. Они отвечали, что для того, чтобы нам советовать, они должны стоять на Майдане, вместе с нами ощущать эту энергетику. Только тогда они могут предлагать какие-то варианты.

Реклама

Сколько людей было во время завтрака с Обамой? Удалось ли Вам лично пообщаться с главой Белого дома?

Около тысячи людей. Лично я смог пообщаться с вице-президентом Джоном Байденом в кругу около 10 человек. Ему Обама лично поручил заниматься Украиной, держать президента в курсе, и быть постоянно в контакте с первыми лицами по разные стороны баррикад. И он это делает.

Лично с Бараком Обамой пообщаться не было возможности, ведь это мероприятие публичного, а не частного характера. За каждым столом был настоящий "интернационал", например, я сидел с представителем Ватикана, Центральноафриканской республики, Новой Зеландии. Кроме того за каждым столом сидел конгрессмен или сенатор США.

В момент Вашего пребывания в США, как Вы знаете, у нас разразился громкий скандал, связанный с заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд и послом США в Украине Джеффри Пайеттом. Насколько остро там приняли произошедший инцидент?

Это Америка, к таким эпизодам они относятся с юмором. К тому же, им где-то импонировало, что Нуланд жестко критиковала неопределенность Европы, и они ее в этом поддержали. Во всяком случае, мне так показалось. Но однозначно это частный разговор, и тот факт, что он был подслушан, возмутил их больше, чем сама суть и смысл разговора. Понятно, что вмешиваться в конфиденциальные разговоры недопустимо в США.

Какой ситуацию в Украине видят из-за океана?

Есть факт – конгрессмены в целом дали 382 голоса, при двух против. То есть фактически единогласно поддержали (резолюцию США по Украине, предусматривающую возможность введения санкций, – ред.) И такого единомыслия, по крайней мере, во внешней политике, не было здесь уже очень давно. Они знают и про "коктейли Молотова" и про "Правый сектор", но более склонны к мысли, что делал "Беркут", милиция, особенно когда официально разрешили применять водометы при минусовой температуре – чего нет ни в одной конвенции – или разрешение на применение огнестрельного оружия против невооруженных людей (МВД опровергло информацию о приказе замначальника милиции Киева Петра Федчука о применении оружия против митингующих на улице Грушевского – прим. ред.). Это конечно не вписывается в их понимание. Как сказал один сенатор во время молитвенного завтрака – церковь всегда на стороне обездоленных. В данном случае они видят этими обездоленными нас, и поддерживают народ Украины, стоящий на улице.

Многие говорили, в том числе из депутатского корпуса, что Штаты настаивают на освобождении административных зданий…

Да, это для них ключевой вопрос. Они "за" освобождение, но они надеялись на принятие обычного закона об амнистии, когда амнистируются все, начиная с определенной даты. Кроме того, будет обращение и от депутатов, и от власти, чтобы освободить здания. И, после освобождения активистов и закрытия уголовных дел ответный жест со стороны народа и оппозиции – освобождение зданий. Именно в подобном контексте были разговоры.

А в том контексте, в котором он был принят, они тоже считают, что это фактически закон о заложниках. Кроме того, один из конгрессменов – Марк Левин – акцентировал внимание на важной детали: прокуратора должна быть в стороне от политики. Как только в законопроекте появилась указание о том, что кто-то должен оценить выполнение политических требований митингующих – прокуратура автоматически становиться политическим органом, что недопустимо в демократической стране.

Но главное – они дали четко понять, что законы не заменят компромисса в обществе.

Каким образом они видят этот компромисс?

Как сказал Збигнев Бжезинский, ни одна из сторон не должна быть ни победившей, ни проигравшей.

Речь, по мнению американцев, может идти о возвращении к парламентско-президентской республике?

Это не суть важно, о Конституции речь вообще не шла. Главное, чтобы был достигнут такой компромисс, чтобы все – президент, Рада, оппозиция, народ и Майдан на этот компромисс согласились. Если нет – значит будет силовой вариант.

И насколько силовой вариант вероятен?

По мнению Бжезинского – 50% на 50%.

А Бжезинский не рассказал Вам, каким образом Украине решать вопрос российских претензий?

Он подчеркнул, что Украине стоит вспомнить о тех условиях, на которые она в свое время добровольно согласилась избавиться от своего ядерного оружия. В Будапеште в 1994 году был подписан договор о том, что США и Россия гарантируют безопасность Украины – не только в военном смысле, но и касательно государственных интересов.

В данном случае Украина должна более настойчиво апеллировать к США, если Россия делает некие шаги, которые, по нашему мнению, нарушают подписанное тогда соглашение. Вы помните, что было три стороны: Украина, Россия и США (Меморандум также подписала Великобритания – прим. ред).

А каким образом Штаты могут защитить наши интересы?

Двумя способами: финансами и санкциями.

… И завершить наш диалог хотелось бы на важном моменте. Мы увидели, как самые радикальные конгрессмены – и от Демократической партии, и от республиканцев – стоят в обнимку возле одного микрофона. Они признались, что только один раз в году – во время благотворительного завтрака – могут обнять друг друга, а в обычной парламентской жизни часто даже руки друг другу не подают. И это отличный пример единения, в том числе и для нас.