Вилкул: Я не верю в то, что эта власть сможет нормально работать и соблюдать договоренности долгое время

17 ноября 2014, 16:52
Один из лидеров Оппозиционного блока Александр Вилкул рассказал о планах политсилы в новой Раде, о том, что может остановить войну и вспомнил особенности выборной кампании

Александр Вилкул. Фото: Оппозиционный Блок

- Скоро начнет работу новый парламент. Вы прошли в Раду, что планируете делать?

- Начну с того, что Оппозиционный Блок победил в крупнейших регионах страны – Днепропетровской, Запорожской, Харьковской, Донецкой и Луганской областях. А в Николаевской, Одесской и Херсонской областях ОБ взял второе и третье место соответственно. Поэтому вопрос не только в том, сколько формально у нас депутатов в Верховной Раде, а сколько украинцев нас поддерживает. Избирательная кампания проходила в сжатые сроки, и наша ключевая задача была убедить людей прийти на выборы. Ситуация в обществе сложная – многие лишились работы, власть заморозила зарплаты и пенсии, существенно выросли цены на медикаменты и продукты, поднялись цены на энергоносители. Люди устали от конфликтов и хаоса, они хотят простых вещей – мира, действующих законов, работу, порядка и стабильности для себя и своих детей.

Реклама

Несмотря на запугивания, угрозы и самую грязную кампанию в истории Украины, люди пришли и проголосовали за нас. Если бы не беспредел, который устроила власть, наш результат был бы гораздо выше.

Сколько бы нас не было в Раде, мы сможем сделать самое главное – стать голосом жителей промышленных регионов нашей страны и заставить власть выполнять свои обязательства перед ними.
Уверен, что многие независимые депутаты позже присоединятся к нам, когда они окончательно поймут истинные намерения этой власти – развал экономики, фактическое уничтожение пенсионеров и социально незащищенных граждан в обмен на кредиты и личное обогащение. Мы все видим – они уже друг друга начали обыскивать и в тюрьмы сажать.

Украина – парламентско-президентская республика, но традиционно именно президент и правительство, а не Верховная Рада определяли экономическую стратегию страны. Сможет ли этот парламент качественно влиять на экономику, и как Вы оцениваете предложение Арсения Яценюка по кандидатам в новом Кабмине?

Реклама

Начать надо с того, как люди оценивают работу того состава правительства, который Яценюк предложил полгода назад, и который довел страну до кризиса. Курс гривны упал в два раза. Сколько он сегодня – 16? Так даже по такому курсу валюту не купишь. Даже Главе Нацбанка не продали, когда она пыталась купить несколько сотен долларов в одном из банков – вся страна видела этот сюжет в новостях. Но те, кто находится в близком окружении к власти, хорошо заработали на валютных спекуляциях.

Промышленность упала больше чем на 20%. Но все заявления о поддержке отечественного производителя закончились покупкой угля в ЮАР по цене, завышенной в два раза по сравнению с украинским углем. Африканские шахтеры (а генпрокуратура говорит, что не только они) – заработали, а украинские – нет.

Я сейчас говорю, что даже на освобожденных украинских территориях правительство не восстанавливает шахты. Так в чьих оно интересах работает? И как после этого ему можно доверять?
Поэтому перед предложением нового состава правительства Арсений Петрович должен отчитаться перед народом о работе "старого" состава.

Реклама

Напомню, что существует Программа деятельности Кабинета министров, принятая 27 февраля 2014 года. За ее выполнение премьер-министр должен отчитаться. Он должен дать и публичную оценку каждому министру. Необходим анализ того, что было сделано, каковы причины неудач и что поменяется при работе нового состава.

Что касается нового состава, то вы же видите – политики, которых упоминает Арсений Петрович, даже не знают о том, что они в списке. А ведь презентация нового Кабмина – это серьезнейшее политическое заявление! Вот сейчас может быть кто-то в лифте едет и не знает, что он у Арсения Петровича значится как министр.

- Зачем Яценюк озвучил свой вариант Кабмина?

- Правительство – это, прежде всего, субъект, с которым договариваются правительства других стран, МВФ, ЕБРР, Мировой Банк. Но для этого к правительству, к премьер-министру, должно быть доверие. Можно представить, как мы выглядим в глазах мира, если у нас новости можно озаглавить так: "Премьер Украины сам придумал себе правительство", "Украинские политики отказываются от должностей в правительстве Яценюка". С таким подходом тот же МВФ не даст Украине денег. Уже сейчас мы видим, что из обещанных 27 млрд долларов Киев с трудом получил только четверть обещанной суммы и то, в основном, для оплаты российского газа, чтобы Европа не замерзла.
Я не верю в то, что эта власть сможет нормально работать и соблюдать договоренности долгое время. "Новые оранжевые", как и старые "оранжевые" патологически не способны работать друг с другом, и вся эта коалициада закончится новыми конфликтами, амбициями, игнорированием интересов народа и еще большим экономическим спадом. Ведь за эти семь месяцев не проведено ни одной, я подчеркиваю – ни одной реформы!

- Большая часть проблем списываются на фактор войны. С Вашей точки зрения можно было что-то сделать, чтобы экономика так не упала?

- На войну можно списать все. Но что мешало провести реформу местного самоуправления, расширить полномочия регионов? Ведь все документы были готовы еще весной. Два заседания Верховной Рады – в начале лета и в сентябре – и те регионы, в которых не ведутся боевые действия, уже могли бы получить полномочия и финансовые ресурсы для развития.

А реформа судебной системы? Что – все, кто ее делают, находятся на фронте? И где, в конце концов, евроинтеграция, из-за которой, в том числе, вышел Майдан? Почему не предпринимаются действия по адаптации отечественной промышленности для работы в новых условиях? Где сертификация, стандартизация украинской продукции под нормы Евросоюза. Тяжелая работа – это груз маленьких задач, которые не были сделаны своевременно. Результаты "тяжелой работы" правительства камикадзе мы видим. Мы точно не будем заниматься ни какими закулисными играми с властью.

Оппозиционный Блок готов поддерживать все инициативы парламентариев и правительства, направленные на повышение социальных стандартов, обеспечение роста экономики Украины, защиту демократии и прав человека, объединение страны и ее движения в Европу. В новом парламенте мы не будем ждать предложений власти, мы будем сами предлагать варианты решений. Время не ждет.

- На какие комитеты вы рассчитываете и чем планируете заняться?

- Демократия подразумевает предоставление оппозиции контрольных функций. Поэтому представители оппозиции должны как минимум возглавить комитет по вопросам свободы слова и информации, Счетную палату Украины, регламентный комитет. Для нас важен комитет по духовности и культуре. Мы будем отстаивать правдивую историю нашего народа, в том числе говорить правду о Великой Отечественной Войне и защищать каноническое православие. Европейская практика – предоставление оппозиции должности вице-спикера или первого вице-спикера парламента.

Будем, прежде всего, заниматься восстановлением промышленности, обеспечением украинцев работой, стабильной зарплатой, защитой украинских семей и малообеспеченных граждан.

Необходимо собрать инвесторов, промышленников, профсоюзы. Они представляют трудовые коллективы, в которых работают миллионы украинцев. Должен быть составлен реалистичный план по восстановлению экономики. Без этого не будет денег на зарплаты, пенсии и другие социальные выплаты.

Существующее правительство Яценюка, назовем его Правительство 1.0, декларировало, что отстаивает интересы народа, а на практике выяснилось, что МВФ – единственная инстанция, которой оно подчинялось. Мы понимаем, что в условиях, когда Украине нужны финансовые вливания, необходимо согласовывать действия с международными финансовыми структурами. Но не в ущерб же собственному народу!

Теперь о правительстве 2.0. Еще не закончив подсчет голосов, провластные партии занимаются не обеспечением законности результатов, а дележом портфелей.

Насколько я знаю, за созданием системы работы власти внимательно следят и в Евросоюзе и в Америке. Эта власть и так серьезно разрушила свою репутацию из-за беспредела, который она устроила на выборах и когда на подсчете украла голоса у миллиона избирателей в округах № 30,50,60 и 79.

- У Вас есть претензии к результатам выборов?

- Они есть не только у нас, но и у международных наблюдателей. Сегодня уже и в Европарламенте поднимается вопрос о непризнании результатов выборов в тех округах, где произошли рейдерские фальсификации. А это Донецкая, Запорожская и Днепропетровская области. Где наоборот власти надо показывать, что она готова защищать жителей, что она готова к диалогу!

Мы призываем президента обеспечить законность результатов, потому что это влияет и на экономику, которая является основой для вывода страны из кризиса.

До тех пор, пока в Украине будут происходить грубейшие нарушения закона, пока через суды, а не в результате голосования людей, будут назначать народных депутатов и отменять решения ЦВК, инвестиции в Украину не пойдут.

Эти нарушения – не конец предвыборной кампании, а начало очередного витка преступлений и махинаций, от которых, в первую очередь, будут страдать люди, если Президент не примет соответствующих решений.

- В каких отраслях Вы видите потенциал для инвестиций?

- Огромная территория в Донецкой и Луганской областях освобождена. Там надо восстанавливать инфраструктуру. Это потенциал колоссальных инвестиций в строительную отрасль. Огромный потенциал имеют инвестиции и в энергосбережение, переход с газа на альтернативные источники энергии.

Только кто будет вкладывать доллары или евро, если завтра та же преступная группировка, которая фальсифицирует выборы, по тем же рейдерским схемам отберет предприятия?

- Что конкретно Вы предлагаете сделать?

- Если мы говорим о фальсификациях на выборах, то те, кто это делал, должны не просто лишиться "кресла", они должны оказаться на скамье подсудимых. Необходимы повторные выборы в тех округах, которые фактически подверглись рейдерству со стороны власти – так, как это было в 2012 году.

А что касается обеспечения мира, то необходимо привлекать все международные силы, способные содействовать продуктивному диалогу. Но еще важнее, включить в процесс переговоров и урегулирования именно тех, кто реально может представлять интересы жителей зоны конфликта, в том числе и прилегающих непосредственно к зоне районов, и сотни тысяч беженцев, с мнением которых нужно считаться и интересы которых нужно учитывать.

Необходимо бороться с гуманитарной катастрофой, платить пенсии, пособия матерям с детьми на территории всего Донбасса. Люди двадцать три года платили взносы в Пенсионный фонд Украины. Почему им сейчас отказывают в выплатах? Ведь это миллионы людей, которые стали заложниками конфликта.

Надо говорить с теми, кто есть по факту. Да, это не будут профессиональные дипломаты. Но во всем мире процесс организовывается таким образом. Говорить надо с теми, кто есть… Здесь результат – важнее процесса.

А самое главное – диалог должен быть постоянным. Встречи в верхах в Минске или в Италии раз в несколько месяцев – это не решение. Это не спасает жизни, это не предотвращает боевые действия – это ведь факт. Это не дает ответов и решений на насущные вопросы в гуманитарной области, например.
Необходимо создать рабочие группы, установить постоянно действующий формат (место не имеет значения – это может быть Киев, Минск или Варшава) и вести непрерывный диалог, в котором представители будут наделены реальными полномочиями по ряду технических и гуманитарных вопросов и смогут оперативно проконсультироваться и получить указания свыше по более серьезным темам.

Только при помощи работы постоянного переговорного процесса с участием всех сторон можно обеспечить положительный вектор движения в сторону мирного урегулирования. Каждый день, каждый час переговоров и постоянного диалога – это значит меньше пострадавших, меньше убитых, больше надежды на то, что Украина выйдет из кризиса.