В новом созыве Рады может не оказаться миллиардеров

15 февраля 2012, 07:16
Капитал постепенно уходит из парламента

Ахметов. Вслед за ним бизнесмены задумались: "Зачем идти в ВР?" Фото Г.Салая

"Клуб миллионеров" (как издавна называют украинский парламент) в новом созыве рискует не досчитаться постоянных членов. Еще в декабре прошлого года миллиардер Ринат Ахметов сообщил, что "под купол" не пойдет: "Я не собираюсь идти в парламент, я это решение давно принял", — сказал он.

МИЛЛИОНЕРЫ. Ахметов такой не один. Не горит желанием вновь получить карточку депутата и регионал Георгий Скударь, президент "Новокраматорского машиностроительного завода" (его состояние, по разным рейтингам, оценивается в 300—700 миллионов долларов). "Если я пойду — то только по мажоритарке. Этот вопрос будет решать съезд. Но особого желания идти в парламент у меня нет. Почему — оставим этот вопрос без ответа", — сказал нам Георгий Маркович. Другой влиятельный бизнесмен-регионал, чье состояние оценивается в 200—350 миллионов долларов, сказал обратное: "Я, конечно, хочу попасть в Раду, но не по округу, как мне сейчас предлагают. Я не уверен, что я там пройду". А вот нардеп Вячеслав Богуслаев, совладелец ОАО "Мотор Сич" (украинский Форбс насчитал у него 450 миллионов долларов, а "Корреспондент" — чуть более 700), готов идти любым путем. "В парламент я пойду. Однозначно. Потому что надо развивать авиационную промышленность Украины, особенно, вертолетостроение. Эту задачу я могу решить, только находясь в парламенте. Как пойду: по списку или по мажоритарке? Как прикажут. Руководство партии еще не определилось", — говорит Богуслаев.

Реклама

ДУМАЮТ. Другие бизнесмены пока в раздумьях. "Как партия решит. Я солдат", — сказал нам экс-бютовец, а ныне регионал Евгений Сигал (в 2011 году "Фокус" оценил его состояние в 364 миллиона долларов). Еще один регионал с бютовскими корнями, Богдан Губский (состояние братьев Андрея и Богдана — 228 миллионов долларов), пока думает. "Я не исключаю участия в выборах. Скорее всего, пойду по мажоритарному округу. Опыт у меня уже есть. ЦИК должен определить округа, после этого посоветуемся с избирателями и решим", — говорит он.

НАПЛЫВ ИЛИ ОТКАТ. Не лишится ли здание под куполом своих состоятельных обитателей? "Крупный бизнес не хочет рисковать. В оппозиции быть опасно. Возьмите того же Жеваго — его запрессовали (силовики долго проверяли его активы. — Авт.), он вообще уже в Украине не появляется. Я вообще не понимаю, кто будет спонсировать список БЮТ — "порвут" же. И во власти быть опасно — вдруг оппозиция сформирует в парламенте большинство. Многие вообще сейчас предпочитают откреститься от власти", — уверен один из оппозиционных депутатов.

Напротив, политолог Владимир Фесенко уверен, что место в Раде — товар, который всегда будет пользоваться спросом. Но... для очень крупных "рыб" он не обязателен. "С середины 2000-х часть крупных бизнесменов поняли, что нет смысла тратить время и силы на получение депутатского мандата. Прекрасно чувствуют себя вне Верховной Рады Пинчук, Ярославский, Коломойский. Тем более, формально у нас депутат не должен заниматься бизнесом. Поэтому такие люди, как Ахметов и Жеваго, могут отказаться от похода в парламент", — говорит Фесенко. Но при этом считает, что большинство бизнесменов в ВР все же пойдут: "События последних лет показали все возрастающее значение депутатской неприкосновенности".

Реклама

ПО АВГУСТУ СЧИТАЮТ. По словам Фесенко, партии начнут официально формировать списки в августе. "Неофициально они могут верстаться и раньше, но не за год до выборов. Хотя бы потому что за год рейтинг партии может очень сильно измениться. То есть ты деньги заплатил — и оказался у разбитого корыта". Сами расценки традиционно колеблются в пределах 3—5 миллионов долларов. "Это зависит от многих факторов: и того, сколько готовы заплатить кандидаты, и того, сколько мест партия выставляет на продажу и сколько денег хочет собрать. Если надо собрать 50 миллионов долларов, то продают 10 мест по 5 миллионов долларов", — продолжает Фесенко. Что же касается рейтингов БЮТ и ПР, то они, по словам политолога, почти сравнялись: "И те, и те смогут взять по спискам 60—65 мест".