Украинцы в ООН рисуют Клинтон и слушают хохмы Чавеса

22 октября 2010, 07:08
Как Уго нюхал Буша, а переводчики сходили с ума от Каддафи

ООН. На территории штаб-квартиры — множество статуй. Мужик с мечом и молотом — подарок от СССР

24 октября Организации Объединенных Наций исполняется 65 лет. "Сегодня" пообщалась с украинцами, которые работают в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке — том самом здании, где 50 лет назад Никита Хрущев якобы стучал ботинком по столу и обещал показать Кузькину мать. Здесь работают до 30 украинцев (хотя во всей структуре ООН — значительно больше).

ШПИОНЫ. Александр Мацука попал сюда в 1989 году — до этого работал в представительстве Украины при ООН. "Мне посол наш сказал: "Чем вызывать сюда человека из Киева, мне проще отдать туда вас", — говорит Мацука. — Однако один товарищ по безопасности сказал: "Они его будут изучать". На что мой посол ответил: "Пусть изучают, если есть что изучать". А потом подумал и добавил: "А что вы им, собственно, можете рассказать?".

Реклама

Хотя я знаю три случая, когда людей пытались завербовать. Один попал в неприятную историю: с кем-то выпивал, на обратном пути въехал в припаркованную машину и заснул за рулем. А через неделю к нему пришли какие-то ребята и положили на стол стопку фотографий — его машины, его, спящего за рулем. Он понял, что влип, побежал в посольство. Стало ясно, что человека пытаются завербовать, — это было еще во время холодной войны — и его вывели из-под удара: отправили в Киев в отпуск, из которого он уже не вернулся. А в двух других случаях к людям просто подходили, говорили, что заинтересованы в сотрудничестве, наши их далеко посылали. В одном случае это закончилось ничем, а в другом — пославший поехал в отпуск, а потом не смог вернуться — ему американцы не дали визу. Но теперь такого уже давно нет".

РАБОТА. "До последнего времени я занимался в ООН Балканами и Восточной Европой. Делал политанализ. Скажем, первое заявление генсека по российско-грузинскому конфликту 2008 года, где он призывает стороны к сдержанности, появилось 8 августа — за день до конфликта. Потому что мы пришли к начальству и сказали: "Там будет беда". В ту же ночь собрался Совет безопасности. Но на том этапе остановить конфликт было уже невозможно. А для другого генсека мы писали, что будет конфликт в Косово — причем предупреждали об этом в октябре 1996 года, за два года до начала войны", — рассказывает Мацука.

За время работы в ООН ему не раз приходилось общаться с мировыми лидерами. "С президентом Сербии Борисом Тадичем у меня сложились очень хорошие отношения. Много лет спустя, когда мы с ним видимся, он меня узнает, что с людьми такого уровня бывает нечасто. Часто встречался с Сергеем Лавровым (глава МИД РФ. — Авт.), видел его в работе — он легко загоняет своего собеседника либо в угол, либо в нужное ему русло. У него блестящая реакция, эрудиция, во время переговоров перед ним никакой бумажки нет. А последние 11 месяцев я работаю в секретариате Совета безопасности ООН. Готовим документы, организуем заседания. Вот пару недель назад, пока длился Совет, я успел нарисовать портрет Хиллари Клинтон. Наша основная работа происходит до и после заседания, а на нем мы присутствуем на случай внештатной ситуации. Заседание длится весь день, в какой-то момент теряешь концентрацию, а чтобы этого не происходило, надо чем-то занять руки. Вот я и рисую портреты".

Реклама

ДЬЯВОЛЫ В ЗАЛЕ. Во время сессий ООН, говорят его сотрудники, каждый год случаются забавные истории. "Возьмите прошлогоднюю речь Каддафи. Как говорится, Остапа понесло! Он говорил 40 минут, время от времени переходил на какой-то местный диалект. Арабские переводчики просто сходили с ума. Еще он говорил, что должен расследовать убийство президента Кеннеди. Зал немо хохотал. Всегда цирк, когда приезжает Уго Чавес. Еще когда президентом Америки был Буш, он как-то пришел и сказал, что здесь пахнет серой — мол, дьявол в зале. А на прошлой сессии, уже при Обаме, принюхался и сказал, что с серой все в порядке. Но что он имел в виду — неизвестно", — рассказал нам другой украинец, работающий в ООН.

СТАРЫЕ ЗНАКОМЫЕ: КОВЕР ИЗ РЕШЕТИЛОВКИ И ГЕНСЕК

Реклама

Зал заседаний. Попасть на работу в ООН можно по конкурсу

Чтобы попасть на работу в ООН, совершенно необязательно быть дипломатом. "Я начал работать в ООН в январе 1985 года. В Киеве работал на украинском радио, в английской редакции, — рассказывает Алекс Таукач. — В моих программах часто выступали сотрудники МИДа. И мне предложили принять участие в конкурсе на работу в ООН. Моей специальности не было, поэтому я сдавал экзамен по вопросам администрации и менеджмента. И поначалу попал в службу закупок и транспорта. ООН ведь нужно обеспечивать всем — от карандашей и воды до машин. А теперь я — замдиректора департамента новостей и СМИ. Перед поездкой за границу меня инструктировали, как себя надо вести, говорили, что меня могут завербовать. Когда я приехал в ООН, в отношениях США и СССР было напряжение, поэтому во всех советских гражданах видели шпионов. К тому же наши сотрудники были под постоянным контролем посольства. Но после перестройки все это ушло", — говорит Алекс.

По ходу работы в ООН ему очень запомнились два случая: "Еще когда я работал журналистом на радио, я ездил в деревню Решетиловка, на ковроткаческий завод, делать репортаж о работнице фабрики, которая ткала подарок Украины для ООН. Это было года за 3—4 до того, как я стал работать в ООН. И вот иду я в первые дни по залам здания, смотрю: "Мать честная, тот самый ковер!".

Алекс Таукач, кстати, был первым человеком из СССР, кто попал работать в пресс-службу генерального секретаря, близко работал с Пересом де Куэльяром (5-й генсек ООН, 1982—1991 гг.). "И как-то мы ехали с ним в машине на интервью и разговорились об Украине. А я за несколько лет до работы в ООН брал в Киеве интервью с предыдущим генсеком Куртом Вальдхаймом. И выяснилось, что де Куэльяр был в той делегации, просто тогда у него была другая должность! Ну мог ли я, будучи журналистом, представить, что буду ехать в одной машине с генеральным секретарем ООН и вспоминать его визит к нам в Киев?" — говорит Таукач.

ЗАРАБОТКИ В ООН: ОТ 3 ДО 10 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ В МЕСЯЦ

Если вы хотите устроиться на работу в ООН, зайдите на сайт careers.un.org. Здесь есть информация о имеющихся вакансиях. Чтобы сюда попасть, нужно сдать экзамен, принести университетский диплом, знать английский или французский язык и быть не старше 32 лет.

Зарплата у сотрудников ООН весьма неплохая: специалисты низшего звена получают $35—77 тысяч в год (до $6,4 тыс. в месяц), среднего — $64—102 тыс. (до $8,5 тыс.) высокого — $96—118 тыс. (до $9,8 тыс.) Кроме того, вновь прибывшему сотруднику выдают "подъемные" — на то, чтобы он снял жилье, перевез свои вещи, семью и обустроился в новом городе.

Кстати, в советское время наши люди, работавшие в ООН, отдавали часть зарплаты посольству СССР. "Я отдавал две трети своей зарплаты, себе оставлял порядка $1200. Тем же, кто уходил на пенсию, и вовсе не везло: люди нарабатывали себе пенсионный фонд, а потом их заставляли снять все эти деньги и отдать в посольство", — говорит Александр Мацука, который работает в ООН с 1989 года.