Украине нужно изменить формат переговоров по Донбассу – Хандогий

8 апреля 2016, 14:58
Минский формат себя изживает, нужно искать другие механизмы за счет привлечения подписантов Будапештского меморандума, считает чрезвычайный и полномочный посол

Фото: wikipedia.org

Прежде, чем заявлять о развертывании на Донбассе полицейской миссии ОБСЕ, Украине нужно задуматься над изменением формата переговоров. К вопросу урегулирования конфликта на Востоке Украины стоит привлечь подписантов Будапештского меморандума, созвав консультации стран-подписантов, что прямо записано в пункте 6 Будапештского меморандума. Об этом в комментарии Сегодня.ua заявил президент Украинской ассоциации внешней политики, чрезвычайный и полномочный посол Владимир Хандогий.

Об обеспечении безопасности на Донбассе за счет развертывания полицейской миссии ОБСЕ заявил Петр Порошенко. По словам президента, такая полицейская миссия поможет обеспечить безопасность в регионе, которая необходима для проведения выборов.

Реклама

По словам Владимира Хандогия, для развертывания на Донбассе такой миссии необходимо согласие всех стран-членов ОБСЕ, включая Россию, – там действует принцип консенсуса.

"Россия, естественно, не заинтересована ни в каком международном контингенте, который бы взял под контроль наблюдение за регионом. На мой взгляд, это изначально бесперспективно. Сначала нужно получить согласие сторон, потом говорить о формате. То мы миротворцев ООН ждали, потом из ЕС, теперь вот из ОБСЕ… Максимум, на что россияне пошли, – миссия наблюдателей ОБСЕ (которая сейчас работает на Донбассе – Авт.), в которой чуть ли не половина тех же россиян", – считает посол.

Прежде чем говорить о какой-либо миротворческой миссии, нужно найти пути урегулирования, ведь международные механизмы подключаются, когда достигнуто хотя бы принципиальное соглашение, но нет между сторонами доверия.

Реклама

"Присутствие любых миротворческих международных механизмов возможно, когда достигаются политические договоренности. Бывают, к примеру, международные механизмы по наблюдению за прекращением огня. Бывают – за проведением выборов, как это было в Центральной Америке и Намибии. Годами шли к такому решению, договаривались о проведении выборов. Но для того, чтобы эти выборы были легитимными, и не было подозрения, что какая-то из сторон нарушает договоренности, запускается миссия ООН по наблюдению за проведением выборов. Или ООН вообще берет на себя всю технологию за проведением выборов от печатания бюллетеней, до создания пунктов для голосования и подсчета голосов. Естественно, что для создания таких механизмов необходимо решение Совбеза ООН, где , как известно, Россия обладает правом вето", – объяснил посол.

По его мнению, Украина, прежде всего, должна подумать о формате урегулирования, который может быть необязательно минским. "Минский формат, на мой взгляд, потихоньку себя изживает, если еще не изжил. Это, конечно, непопулярная тема сегодня. Но, тем не менее, нам нужно работать в направлении поиска других возможных механизмов. По крайней мере, за счет привлечения подписантов Будапештского меморандума. Мы забываем, как бы там кто ни говорил, что в Будапеште нам дали гарантии. Причем дали гарантии не неизвестно кто. Посмотрите, какие подписи стоят под Будапештским меморандумом: это Клинтон, это Ельцин, это Кучма… Президенты… Потом президент Франции и лидер Китая сделали заявление, присоединившись к Меморандуму. А теперь посмотрите, кто подписывал Минские соглашения. Неизвестно кто вообще. Вот вам и вес того и другого документа", – сказал Владимир Хандогий.

При этом Владимир Хандогий отметил несовершенство меморандума: "В нем нет механизма имплементации. Тем не менее, там есть один простой механизм – созыв консультаций. Это п.6 Будапештского меморандума, по которому в случае применения силы по отношению к Украине и т.д., стороны созывают консультации. Мы где-то робко говорили, что неплохо было бы созвать консультации, но четкого заявления не было. Мы все почему-то зациклены на Минском формате".

Реклама

Ранее  научный сотрудник Королевского института международных отношений Джеймс Шерр в интервью "Сегодня.ua" заявил, что Россия "денонсировала" Будапештский меморандум, а все остальные считают, что документ действующий. 

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия не нарушала Будапештский меморандум, так как не угрожала Украине ядерным оружием.