Украина в морском трибунале обосновала агрессию России в Керченском проливе

10 мая 2019, 15:35
Украинская сторона объяснила трибуналу, что Россия не имела права задерживать корабли и моряков

Фото: twitter.com/ITLOS_TIDM

Международный трибунал по морскому праву закончил слушания по иску Киева к Москве за агрессию в Керченском проливе и захват украинских моряков. Украина сегодня призвала морской трибунал наказать Россию временными мерами. В свою очередь иностранные юристы, представляющие украинскую сторону, обосновали иск и российскую агрессию. Об этом написала в Facebook замглавы МИД Украины Елена Зеркаль, которая также участвовала в слушаниях.

Так, профессор Альфред Соонс, который ранее был арбитром в трибуналах по морскому праву во многих знаковых делах последних лет, озвучил правовые основания запроса Украины о применении временных мер и юрисдикцию Трибунала. Юрисдикцию трибунала ставила под сомнение Россия.

Реклама

Он пояснил, что запрос Украины о временных мерах имеет целью защиту ее прав на полный иммунитет военных кораблей от юрисдикции другого государства – военное судно является выражением суверенитета государства, флаг которого оно несет.

Читайте также:

"Иммунитет военных кораблей предусматривает, что другие государства не могут арестовывать, задерживать их, мешать им иным образом выполнять свои функции. Абсолютный иммунитет защищает как сами корабли, так и их экипажи, пассажиров, все на борту, включая товары и оборудование. Россия по ст. 30 (Конвенции) UNCLOS имела право только требовать оставить территориальное море, что корабли и так уже делали", – сказал юрист.

Реклама

Партнер юридической компании Covington&Burling LLP Марни Чик объяснила на слушаниях, что захват Россией военных кораблей Украины не подпадает под исключение военной деятельности (на что ссылалась РФ в ст. 298 (1)(b) UNCLOS).

"Прежде всего, сама Россия определяет свои действия как правоохранительные, не как военную деятельность. Россия постоянно отрицала военный характер своих действий. Характер действий, которые осуществляет Россия, носит характер "применения национального законодательства", в данном случае криминального. И именно эти действия являются предметом дела, поскольку они нарушают иммунитеты, гарантированные Конвенцией. Во-вторых, украинские военные корабли не были задействованы в военной деятельности, они пытались вернуться в свой порт приписки. Только то, что корабль является военным, не означает, что он задействован в военной деятельности. Для использования исключения относительно военной деятельности, имеет значение не вид корабля, а характер его деятельности", – пояснила она.

Реклама

Генеральный секретарь Гаагской Академии международного права профессор Жан-Марк Тювенин объяснил важнейшие элементы дела, и почему неотложность и характер ущерба требуют, чтобы Трибунал обязал Россию принять меры, которые затребовала Украина.

Он отмечает, что украинские военные корабли повреждены из-за вмешательства России, и россияне не скрывают этого, а это может нанести непоправимый ущерб ВМС Украины.

"Доказательство неотложности: 17 апреля РФ продлила арест моряков, хотя в то время Украина применила и исчерпала все дипломатические средства. Это не просто угроза для иммунитета кораблей и их экипажей. Эти иммунитеты фактически нарушаются Россией с каждым днем ​​все сильнее. Неотложность ситуации сегодня является такой же, как и в первый день. Более того, с каждым днем ​​иммунитет Украины по UNCLOS нарушается все больше. Россия не обращает внимания на все требования освободить военные корабли и членов их экипажей. Россия ошибается, что временные меры повлияют на рассмотрение дела по существу или ограничат осуществления Россией своей уголовной юрисдикции", – пояснил профессор.

Как мы сообщали, Россия отказалась от участия в слушаниях в морском трибунале по иску Украины. В то же время, как пояснила Елена Зеркаль, демарш российской стороны не станет препятствием для правосудия в Международном трибунале.

Напомним, Украина обратилась в Международный трибунал по морскому праву (ITLOS), чтобы были приняты принудительные меры к России для освобождения пленных украинских моряков. А ранее правительство запустило соответствующий процесс в Европейском суде по правам человека и механизм принудительного урегулирования спора в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.