Украина не дождалась бюджета, зато увидела, что такое единство власти – итоги недели

18 декабря 2015, 08:04
Рассмотрение главной сметы страны перенесли на неделю

Жан-Клод Юнкер, Петр Порошенко и Дональд Туск. Фото: AFP

Единство власти было главной темой недели. Настолько главной, что президент, премьер и спикер парламента даже посвятили этому специальное заявление. При этом специально оговорив, что вопроса отставки премьера в повестке дня нет.

Но, как показали последние события, некоторые представители власти понимают единство по-своему. И даже злоупотребляют им.

Реклама

Например, в прошлую пятницу депутат из президентского блока Олег Барна решил продемонстрировать единство, придя к выступавшему с трибуны парламента премьеру с букетом. Но потом оказалось, что букет был отвлекающим маневром, а основной целью Барны было удалить Арсения Яценюка с трибуны и унести в неизвестном направлении. Что он почти и сделал, парализовав премьера захватом "снизу".

Подоспевшие бойцы премьерского "Народного фронта" не дали представителю президентского блока довести до конца задуманное, и телекамеры зафиксировали первую драку членов коалиции в сессионном зале. После этого Барну срочно исключили из БПП (а значит, и из коалиции), так что единство власти было восстановлено.

Но в понедельник состоялась новая диверсия — теперь уже на совещании у президента, где в порыве единства схлестнулись министр внутренних дел Арсен Аваков и одесский губернатор Михаил Саакашвили, причем аргументом в споре стакан с водой. Два дня после этого вся страна провела в ожидании видео со столь захватывающего заседания и, дождавшись, не пожалела — по числу римейков этот ролик побил все рекорды, а речитатив "Бэ-пэ-пэ-пэ" в исполнении Авакова и Саакашвили стал музыкальным хитом.

Реклама

ЗАТО ПОГОВОРИЛИ. Вчера после всех этих демонстраций единства, спикер собрал парламент для голосования в первом чтении за бюджет, Налоговый кодекс и все прилагающиеся к ним законопроекты. Лучшего повода для нового единения коалиции нельзя было придумать, тем более что еще до заседания о нежелании голосовать за все эти проекты заявили не только оппозиционеры, но и коалиционные "Самопомич" с "Батькивщиной".

К счастью, единство в этот раз демонстрировали мирно, но это было единство против бюджета и Налогового кодекса. В результате, поговорив несколько часов, рассмотрение бюджета перенесли на следующую неделю, а Налоговый кодекс, похоже, и вовсе на следующий год.

ВСЕ-ТАКИ ДЕФОЛТ? Как отреагирует на вчерашние события в парламенте Международный валютный фонд (согласно с требованиями которого и писался весь бюджетный пакет), пока предсказать трудно. Впрочем, на сегодня это не самый актуальный вопрос в отношениях украинской власти и фонда.

Реклама

Вчера МВФ заявил, что долг Украины перед Россией в $3 миллиарда все-таки является суверенным, а не коммерческим. Вообще-то подобное заявление ожидалось, и сам фонд заранее принял решение о том, что невыплаченный суверенный долг не помешает кредитовать Украину в дальнейшем.

Однако Минфин повел себя так, будто услышал о суверенном долге перед Россией впервые: срочно заявил, что выплатить эти три миллиарда не может и готов к переговорам с Москвой о реструктуризации.

Почему такие предложения были сделаны лишь за три дня до даты выплаты, ответить сможет, наверное, только в Минфине. Пока же остается лишь констатировать, что не позже понедельника украинская власть будет вынуждена объявить суверенный дефолт.

Стараниями МВФ особых последствий этого объявления в ближайшей перспективе Украина не почувствует, но для финансового имиджа страны в мире это, конечно, не лучшая новость.

МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ. Тем временем президент отбыл в Брюссель на мини-саммит Украина—ЕС. Основными его темами должны были стать зона свободной торговли с Евросоюзом и безвизовый режим. По последнему вопросу появился даже какой-никакой итог. "Президент Украины Петр Порошенко и высокопоставленные лица Евросоюза достигли предварительной договоренности в среду относительно стремления Киева получить безвизовый режим", — сообщил The Wall Street Journal со ссылкой на чиновника Евросоюза.

А вопрос ЗСТ встал не столько в отношении ЕС, сколько в отношении России, которая заявила о приостановлении свободной торговли с Украиной с 1 января 2016 года.

Хотя экспорт в РФ за последние два года и так существенно сократился, такое решение означает, что сокращение продолжится — и при этом не будет компенсировано увеличением экспорта в ЕС, поскольку европейский рынок и так уже открыт для украинских производителей в течение последнего года.

Насколько серьезно все это скажется на внешнеторговом балансе и, соответственно, стабильности гривни, сейчас спрогнозировать трудно. Впрочем, Петр Порошенко в Брюсселе уже заявил, что Украина понесет значительные убытки, но "мы готовы платить эту цену для того, чтобы быть свободными и независимыми". Осталось узнать эту цену.