Угрозы медреформе в Украине: что может не сработать

3 ноября 2017, 07:50
Есть три главные причины, почему медреформа может сорваться

Медреформа стартует с 1 января 2018 года. Фото: AFP/GUILLAUME SOUVANT

Законопроект о медицинской реформе принят, однако она может провалиться. Существуют политические риски и угрозы, которые могут возникнуть по ходу реализации изменений. Сайт "Сегодня" узнал, что может помешать медреформе.

Реформу могут сорвать

После голосования за медреформу в Раде зарегистрировали проект об отмене этого решения. Это значит, что закон не вступит в силу, пока парламент не рассмотрит зарегистрированное постановление. До этого времени глава парламента Андрей Парубий не имеет права подписать принятый закон.  Так что пока документ заблокирован.

Реклама

Вся суть реформы, напомним, в том, чтобы поменять систему финансирования медицины. Минздрав определит стоимость каждой медуслуги и будет по нему платить больнице. Тариф будет одинаковым для всей страны. Но заплатит не пациент, а государство. В министерстве такую форму оплаты называют принципом "деньги ходят за пациентом". Чем больше пациентов придут в больницу и получат медпомощь, тем больше заработают врачи.

Однако государство заплатит не за все. Закон, который приняли депутаты, вводит понятие государственной программы медобслуживания. Это пакет услуг и лекарств, которые будут покрываться из госбюджета. Программу ежегодно будет пересматривать Минздрав и согласовывать Кабмин. Но принимать ее будет Верховная Рада во время рассмотрения госбюджета. Медуслуги, которые не попадут в программу, государство не покроет – нужно будет заплатить из своего кармана.

Реклама

Если в Украине сменится министр здравоохранения, есть риск, что реформу не завершат. Фото: А. Бойко

Авторы проекта постановления об отмене реформы считают принятый закон антиконституционным – 49-я статья Главного закона гарантирует бесплатную медицину в государственных и коммунальных больницах: "Механизм изменения финансирования учреждений здравоохранения (…) нарушает конституционное предписание о бесплатной медицине". Во время голосования кнопку "против" нажали 42 депутата. Для подписания обращения в Конституционный суд нужно всего 45.

Сама реформа полноценно заработает с 2020 года. Впереди президентские и парламентские выборы, поэтому существует риск, что реформу не завершат. Может смениться министр здравоохранения, у которого будет свое видение медицины в стране.

Реклама

Сложности с тарифами

Чтобы рассчитать гарантированный пакет медуслуг, министерству нужны три показателя: сумма в бюджете на здравоохранение, тарифы на каждую услугу и то, в каких медуслугах есть потребность. Пока у Минздрава есть только первая цифра. По остальным нужно изучать данные из больниц. Сложность в том, что сейчас себестоимость медуслуг в разных медучреждениях отличается. После реформы по всей стране будет действовать единая тарифная сетка на услуги врачей.

В Минздраве могут неправильно рассчитать тарифы на медуслуги. Фото: AFP / GUILLAUME SOUVANT

Но Минздрав может неправильно рассчитает тарифы, предполагает эксперт группы по здравоохранению Реанимационного пакета реформ Зоряна Черненко. Тогда и к середине года может не хватить денег на госпакет медуслуг. Все потому, что в Украине нет информации о том, какие медуслуги украинцы получают и в каком объеме. В Минздраве подготовить цифры должны до 2020 года. А чтобы собрать достоверные данные, нужно пять лет, считает она.

Если тарифы будут завышены, тогда деньги быстро израсходуются и часть пациентов не сможет получить медуслугу бесплатно. Если Минздрав предложит заниженный тариф, тогда существует риск, что в больницах продолжат брать деньги с пациентов. 

С принятием закона ничего не произошло, говорит Черненко. Все будет зависеть от дальнейших решений правительства, но пока никаких документов нет. "На сегодня есть только обещания и в законе закреплены обещания", – добавляет она. 

Украинцам может не хватить врачей

"На сегодня наблюдается дефицит – 2,5 тыс. врачей общей практики и более 900 детских врачей", – заявил вице-премьер министр Павел Розенко еще в начале года.

В Минздраве планировали, что врачи будут конкурировать за пациента, поскольку от этого будет зависеть их заработок. Государство будет платить врачу в 2018 году за каждого пациента 270 грн в год, за детей и пенсионеров – 740 гривен. Затем тариф за пациента планируют поднять. У кого будет больше пациентов, тот больше заработает. При этом пациент сможет пожаловаться на работу врача, обратившись в Национальную службу здоровья. Если доктор не устроит, то его можно будет поменять.

Однако на всех может не хватить врачей. По разным оценкам, в Украине на первичном уровне медицины не хватает от 30% до 50% специалистов. Особенно остро стоит проблема в селах. Поэтому украинцы могут столкнуться с ограниченным выбором при подписании декларации о медобслуживании.