У Януковича в самолете мебель обита кожзамом, зато есть душ

17 февраля 2012, 08:00
Корреспондент "Сегодня" побывала на борту президентского лайнера: ни золота, ни мрамора

Салон для министров. Здесь помещаются 12 чиновников. Обычно они садятся в одни и те же кресла, фото А.Мосиенко

"Ну и где здесь мрамор? — стучит кольцом по столу в президентском кабинете Евгений Гаврилов, советник гендиректора ГАП "Украина" (предприятие занимается авиаперевозкой первых лиц). — А вот и туалет, инкрустированный пластмассой", — смеется он, глядя на обычный с виду биотуалет (он отличается от "собратьев" лишь тем, что в закрытом положении смахивает на тумбу).

САМОЛЕТ. Аэробус А-319 в кругу своих литерных коллег (литерный борт — так называют самолеты первых лиц) — новичок. Он летает всего третий год. Несмотря на внушительную цену лайнера (больше 80 млн евро), внутри салон — без позолоты и мрамора, оформлен в светло-бежевой гамме.

Реклама

В распоряжении президента — кабинет 3 на 3 метра с рабочим и журнальным столиками, три кресла и диван. Спальня меньше — 2 на 2,5 метра. Собственно, спальня — это кровать (над ней висят картина и светильники), вмонтированный в стену экран напротив, несколько встроенных шкафчиков сбоку и дверь с зеркалом. Впрочем, настоящих зеркал в самолете нет: только отполированный до зеркального блеска металл — он не бьется.

Кабина. Аэробус управляется не штурвалом, а джойстиком

Реклама

На борту можно принять душ (в баке есть 30 литров воды) и даже позвонить на землю.

ИМИТАЦИЯ. "Мебель в салоне обита кожзамом, кресла — комбинированные: кожа и кожзаменитель", — рассказывает Евгений Гаврилов.

Многие материалы действительно стилизованы под мрамор. "Это алюминий с пластиком. Его на моих глазах красили", — рассказывает он. И кладет кольцо на одну из декоративных деталей стола, чтобы продемонстрировать: кольцо — золотое, детали интерьера — нет. "Это даже не позолота. Только полированный алюминий", — говорит мой авиагид.

Реклама

Уборная. Душевой у министров нет, но руки вымыть можно

Его шеф — и. о. гендиректора ГАП Сергей Губань — показывает доску с образцами обивочной ткани и кожи. "Это стандартные авиаматериалы. То, из чего нам предлагали выбирать. Они, конечно, дороже обычных. Потому что к авиаматериалам предъявляют особые требования: они должны быть негорючими или слабогорючими и самозатухающими. То есть подносишь зажигалку — горит, убираешь — не горит", — объясняет он.

Правда, снимать президентский отсек охрана не разрешает: из соображений безопасности, чтобы нельзя было вычислить, где сидит президент.

Сергей Губань. Рассказал, что обивка для кресел не горит

СВИТА. Министры в небе живут скромнее. В их отсеке — 12 кресел из светло-бежевой кожи и кожзама, экраны и несколько шкафчиков для одежды в стенах. Принимать душ на борту им не положено.

ПИТАНИЕ. Кормят на президентском лайнере также, как в бизнес-классе. Отдельно для Януковича не готовят. "Мы можем только, по желанию заказчика, варьировать: больше джема — меньше фруктов, не рыба, а мясо. И можем сервировать не в пластиковую, а в обычную, посуду", — говорит Сергей Губань.

ОДИН ИЗ САМОЛЕТОВ ГОТОВЯТСЯ СПИСАТЬ. Всего на балансе Госавиапредприятия "Украина" — 12 судов. Но исправны только семь, а летают и вовсе шестеро.

Одну "тушку" (так авиаторы называют между собой ТУ-134) готовятся списать — "больно стар" (ему больше 30 лет, на нем еще первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий летал). Зато вторую жизнь может обрести Ан-74. Таких самолетов в мире всего три — один у нас, второй "служит" в ВВС Лаоса, а третий тогда еще премьер Юлия Тимошенко презентовала ливийскому лидеру Муаммару Каддафи. Ан-74 (на нем, к слову, до сих пор красуется надпись YVA — Ющенко Виктор Андреевич) неисправен, да к нему нет и деталей. Но сейчас "Украина" вместе с ГП "Антонов" попытается поставить его "на крыло".

Мечта Сергея Губаня — несколько таких самолетов, как Аэробус. "Это мой любимец", — признается авиатор с 38-летним стажем. "Средний возраст наших суден — 30 лет. Но главное даже не это: и Ил-62, и Ту-134 давно сняты с производства, прекращен выпуск запчастей. Поэтому постоянно возникают проблемы. Особенно, если самолет сломался заграницей", — с досадой говорит Сергей Губань.

Любопытная деталь: наших "динозавров" (так авиалюбители называют между собой Ту и Ил) в некоторые страны не пускают. "Бельгия, Франция, Германия... Наши самолеты не соответствуют европейским требованиям по категории шумы (они раза в три "громче" Аэробуса. — Авт.). Я из своего кабинета слышу, что Ту-134 взлетел — даже не надо выходить на поле (офис ГАП находится недалеко от аэропорта — Авт.). Если летит президент, то европейские страны делают исключения. А вот когда летит спикер, — уже бывают отказы", — говорит Сергей Григорьевич.

МЕЧТЫ. "Украина" с удовольствием парила бы и на Ан-148. В прошлом году авиаторам обещали купить целых шесть таких самолетов. Но не купили ни одного. Нет денег. "Хотя президент США — это я сам помню — прилетал к нам на более чем 20 самолетах! Это и свита летела, и техника, и охрана. И когда мы с иронией спрашивали: дескать, к чему такие меры, они нам очень серьезно отвечали: "Мы потеряли четырех президентов". Так что они на безопасности не экономят", — рассказал нам один из сотрудников ГП.