Почему оппозиция обещала не сбегать от Тимошенко и сколько стоит тушка

7 августа 2012, 08:01
Тушки "покупаются" за миллионы, а чтобы избавиться от них, следует законодательно закрепить возможность отзыва депутата

Стало известно, с какой целью кандидаты в депутаты, которые пойдут в Раду от объединенной оппозиции, подписали присягу перед журналистами, обязавшись не становиться тушками в парламенте следующего созыва. Этот документ имеет не правовой, а морально-политический смысл, пояснил позже один из лидеров оппозиции Николай Томенко.

"Мы делаем этот шаг для того, чтобы если и появится некий политический полицай, он не имел шансов сделать карьеру в другой политический партии", — пояснил он. Эксперты убеждены, что от появления перебежчиков присяга не спасет.

Реклама

"Присяга — часть избирательной кампании, ритуальное действие для избирателей. А вот анализ списков показывает, что оппозиция усвоила уроки прошлого, и в них риск появления тушек минимизирован. Но сохраняется риск по кандидатам, идущим по мажоритарке. Им нужны деньги, а значит — собственный бизнес или поддержка бизнеса", — говорит политолог Сергей Таран.

Бизнесмены в оппозиции — потенциально слабое звено, согласен и другой политолог Владимир Фесенко. "Тушки не исчезают благодаря присягам. Это — моральное обязательство. Документ будет вывешен в интернете, чтобы потом перебежчикам пришлось объяснять, почему они оказались подлецами", — рассказал "Сегодня" один из лидеров фракции "Батькивщины" Сергей Соболев. По его словам, ранее никто не подписывал публично подобный документ, было лишь обязательство войти во фракцию после окончания выборов.

КАК ЭТО БЫЛО. Сейчас уже точно никто не помнит автора термина тушка, который стал производным от поговорки: "Хоть чучелом, хоть тушкой". Но понятие это появилось вскоре после того, как в 2008 году в действующей Раде появились первые нардепы, сменившие свой "лагерь" — депутаты Игорь Рыбаков, попавший в Раду по спискам БЮТ, и Юрий Бут, избиравшийся по спискам НУНС, написали заявления о выходе из парламентской коалиции большинства. В ней стало меньше 226 мандатов, и она распалась. Рыбаков позже основал собственную фракцию "Реформы ради будущего", а Бут вошел во фракцию ПР.

Реклама

Для избирателей? Оппозиция думает, что присяга спасет от тушек. Фото: byut.com.ua

Но такие маневры были в украинском парламенте и раньше. Еще в 2002 году депутаты оппозиционной "Нашей Украины" переходили в провластные фракции. После прихода к власти "оранжевых", многие бизнесмены покинули ряды регионалов. Потом был обратный процесс.

Реклама

Как показывает практика, движение почти всегда происходит из оппозиции во власть. Лишь трое депутатов нынешнего созыва покидали ряды Партии Регионов, но двое — Инна Богословская и Василий Киселев — потом вернулись обратно.

По подсчетам Александры Кужель, которая идет в Раду по спискам "Батькивщины", в нынешнем парламенте — 52 тушки: некоторые ушли в провластную фракцию, некоторые лишь покинули ряды оппозиции. Правда, политологи указывают на то, что и сама Кужель уже не раз меняла свои политические пристрастия. "А вообще вопрос смены фракции неоднозначный. К примеру, Черчилль был великим политиком, что не мешало ему кардинально менять свои политические убеждения", — говорит Фесенко.

ЦЕНА ТУШКИ — $0,5—3 МЛН. Самым громким скандалом с перебежчиками был демарш депутата-бютовца Романа Забзалюка. Он опубликовал диктофонную запись, с помощью которой доказывал, что за переход во фракцию "Реформы ради будущего" ее лидер Игорь Рыбаков якобы предлагал ему $450 тыс., и Забзалюк, мол, согласился, чтобы проверить. Сам Рыбаков назвал Забзалюка профессиональным провокатором, пояснив, что деньги у него и его коллег тот просил на лечение.

Глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко говорит, что цены на тушки в нынешнем парламенте колебались между полумиллионом долларов и тремя миллионами.

"Первые тушки были дороже. В парламенте нового созыва цена вопроса будет на порядок выше. Мажоритарщики вложат в выборы до $5—7 млн. Их будут интересовать даже не деньги, а льготы для бизнеса, доступ к госзакупкам и т. п.", — пояснил "Сегодня" Черненко.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТУШЕК В ПАРЛАМЕНТЕ. Чтобы искоренить появление тушек, следует законодательно закрепить возможность отзыва депутата, считает политолог Сергей Таран. Также, по его мнению, в украинских реалиях мог бы сработать императивный мандат — автоматическое лишение депутатства при нарушении правил, например, при выходе из фракции.

 "Но это палка о двух концах — ведь таким образом депутат лишается возможности голосовать по убеждениям, если они идут вразрез с позицией фракции", — говорит Таран. Важно также, чтобы для самих избирателей смена политических убеждений имела важное значение. "Сегодня на первом месте — социальные вопросы. Людям важно, что делает депутат для округа, мэр — для города. Партийная принадлежность в таком случае мало волнует", — говорит политолог Владимир Фесенко.