ТОП-5 главных заявлений первого дня Мюнхенской конференции

18 февраля 2017, 02:03
Порошенко говорил о ненависти Путина к Украине, а Маккейн критиковал Трампа за Twitter

РБК-Украина

Первый день 53-й Мюнхенской конференции по безопасности прошел под слоганом: "Есть ли жизнь после избрания Дональда Трампа президентом США?". Похоже, в Евросоюзе не на шутку перепугались, что вскоре политика Вашингтона может резко измениться. Подогревают ситуацию неоднократные выпады самого Трампа на пресс-конференциях и в Twitter.

Но как далеко он может зайти в своих действиях, ведь говорить и писать в Twitter можно долго? Действительно ли США могут пересмотреть вопросы финансирования НАТО и, что еще хуже, пойти на сделку с Кремлем? Даже глава МИДа Австрии Себастиан Курц, предлагавший поэтапно снимать санкции с России, вдруг начал задавать эти вопросы в кулуарах Мюнхенской конференции.

Реклама

Часть претензий европейских политиков постарались снять глава Пентагона Джеймс Мэттис и сенатор Джон Маккейн, выступив с трибуны конференции. А вот решение украинского вопроса, хоть он и был в топ-приоритете обсуждений, так и осталось за кадром. Глава британского МИДа Борис Джонсон согласился с высказыванием Петра Порошенко о "реваншизме России", другие говорили о неуемных аппетитах Кремля, но дельных рецептов так никто и не дал. Пожалуй, кроме председателя конференции Вольфганга Ишингера, который предложил Штатам присоединиться к "нормандскому формату" переговоров по Донбассу.

"Сегодня" собрал ТОП-5 самых ярких цитат главных участников первого дня Мюнхенской конференции по безопасности.

Глава Пентагона Джеймс Мэттис: "Пятая статья устава НАТО – краеугольный камень, которому надо следовать"

Реклама

В ходе предвыборной кампании Дональд Трамп неоднократно называл НАТО "устаревшим союзом", который утратил свою роль. Также он говорил, что США должны задуматься, стоит ли приходить на помощь стране-участнику Альянса, подвергшейся нападению, которая не платит положенный уровень взноса в бюджет союза (речь идет о 2% ВВП – Авт.). На сегодняшний день лишь 5 из 28 стран-членов НАТО исправно перечисляют в бюджет Альянса положенные суммы: Польша, Эстония, Великобритания, Греция и США. Германия же, по словам их министра обороны Урсулы фон дер Ляйен, сможет увеличить расходы лишь до 1,2% ВВП.

В Евросоюзе даже стали поговаривать о новом европейском аналоге НАТО, если США вдруг повернутся спиной к Брюсселю и махнут рукой на Альянс. Но, похоже, члены новой команды Трампа на полях Мюнхенской конференции сумели переубедить лидеров ЕС в незыблемости подходов американской демократии.

Джеймс Мэттис: "Трансатлантическое единство – основа европейского единства. Мы осознаем этот факт в контексте сотрудничества между НАТО и Европейским союзом. Безопасность Америки неразрывно связана с безопасностью Европы. Совершенно верно, что европейские инициативы и единство НАТО взаимно дополняют друг друга. Стоя на принципах нашего альянса, 28 демократических стран-участников помогают сохранить правила международного порядка. Пятая статья (устава НАТО, согласно которой нападение на одного члена Альянса приравнивается к нападению на весь Альянс – Авт.) – краеугольный камень, которому надо следовать".

Реклама

Джон Маккейн: "Вы не должны забывать Америку, Америка с вами!"

Пожалуй, одним из самых ярких было выступление сенатора Джона Маккейна на совместной с Порошенко дискуссии "Будущее Запада: падение или возвращение". Маккейну разве что стоя не аплодировали. Сенатор, как всегда, катком проехался по России, припомнил Штатам, что не дали оружие Украине, и даже предположил, что он станет объектом критики в Twitter Трампа. Маккейн признал, что очень часто американский президент противоречит сам себе, а отставку уже бывшего советника Трампа по вопросам нацбезопасности Майка Флинна назвал признаком глубоких проблем и хаоса в новой Администрации.

Пролить свет на загадочные переговоры Флинна с российскими дипломатами о возможности снятия санкций с России должен вице-президент Майк Пенс, который сегодня выступит на Мюнхенской конференции. Поскольку Трамп в ходе своей длительной конференции в Белом доме так и не дал четкого ответа на вопрос, имели ли место такие переговоры и действительно ли США рассматривают возможность снятия санкций с Кремля.

Сенатор Джон Маккейн: "Я многие годы участвую в этой конференции, но не помню, чтобы эта конференция была настолько насущна, как сейчас. Наши предшественники не верили в конец истории, а верили в справедливость, мы должны это продолжить. Европа и мир обеспокоены, что Америка сдает свою руководящую позицию, все американцы, которые приехали сюда думают иначе. Выживание Запада – это не только борьба за материальное, но и за морально-этические принципы. Я отказываюсь считать, что Западу пришел конец, я верю в Запад, в то, что мы должны постоянно бороться за Запад. Вы не должны забывать Америку, Америка с вами".

Вольфганг Ишингер: "Я предлагаю Администрации Трампа присоединиться к "нормандскому формату"

В этом июне будет ровно три года со дня основания "нормандского формата" переговоров по Донбассу – "Германия-Франция-Украина-Россия". Но результата ноль. Подвижек в нормандском и сопутствующем ему минском формате нет, этого не хочет Кремль. России выгодно постоянно перебрасывать свои технику и солдат через 426 км неконтролируемой границы, выгодно не соблюдать режим прекращения огня, и выгодно трактовать Минские соглашения по-своему. За это Украина платит самым дорогим – жизнями наших ребят. По данным ООН война с Россией унесла более 10 тысяч жизней украинцев, а по неофициальной статистике это еще больше.

Украина неоднократно предлагала изменить формат переговоров по Донбассу: будь то Будапештский, будь то расширенный "нормандский" при участии Штатов. Но Россия постоянно против. Да и депутаты немецкого Бундестага в кулуарах Мюнхенской конференции говорили, что нынешнее положение вещей на руку США, которые официально не участвуют в переговорах по Украине, а значит, в любой момент могут прекратить давление на Кремль.

Вольфганг Ишингер: "Я предлагаю Администрации Трампа присоединиться к тем, кто вместе работает в так называемом "нормандском формате" – к Германии, Франции, России и Украине. в течение двух последних лет стороны "особо не продвинулись" в вопросе воплощения минских договоренностей в жизнь. Присоединение к нормандскому формату Вашингтона дало бы новый импульс в поиске мирного урегулирования конфликта в Донбассе".

Порошенко: "Путин ненавидит Украину"

О возможной "big deal" между Вашингтоном и Москвой говорят все чаще и громче. Якобы компонентами этой "большой сделки" будут Украина и Сирия. В ходе последней пресс-конференции в Белом Доме Трамп говорил о налаживании отношений с Кремлем даже после скандала с Флинном, которого американские СМИ уличили в связях с российскими дипломатами. Мэттис и генсек НАТО Йенс Столтенберг постарались сгладить ситуацию, пояснив на полях Мюнхенской конференции, что сближение с Москвой возможно, но не на условиях Москвы.

Похоже, в Вашингтоне еще не до конца понимают, кто такой Путин и чего стоят сделки с ним. Если он легко называет войну против Украины "гражданской войной внутри самой Украины", можно только предположить, что он будет говорить о договоренностях с Вашингтоном.

Уже третий год подряд украинского президента приглашают выступить на Мюнхенскую конференцию. В 2015-м Порошенко демонстрировал участникам паспорта российский военных, "заблудившихся" на Донбассе. В этом году он рассказал о реваншизме Кремля и о том, почему Путин так ненавидит Украину.

Петр Порошенко: "Я слышу настоятельные призывы умиротворить Россию, и я думаю было бы опасно двигаться в этом направлении не только для Европы, но и для мира. Путин ненавидит Украину. Он считает, что Украина не имеет своей идентичности. Он заявлял, что Украина – часть российской идентичности. Путин хочет окрасить карту Европы в российские цвета. И было бы наивно считать, что он ограничиться Украиной. Мы никогда не согласимся на то, чтобы кто-то за нас решал нашу судьбу. Любое соглашением за нашей спиной будет аннулировано миллионами украинцев, которые уже доказали, что могут защищать Украину. Любые сделки за спиной Украины ухудшат ситуацию. Необходимо остановить Россию и заставить соблюдать мировой порядок".

Джонсон: "Я соглашусь с Порошенко, что в Кремле господствуют реваншистские тенденции"

Как ни странно, но после BREXIT голос официального Лондона в украинском вопросе стал звучать куда громче. Премьер Британии Тереза Мэй, которая первой из западных политиков встретилась с Трампом, можно сказать вынудила президента США заявить о сохранении антироссийских санкций. Борис Джонсон на всех встречах в высоких кабинетах повторяет приверженность Британии Будапештскому меморандуму, была бы только воля России поучаствовать в консультациях. Возможно, Ишигеру нужно было предложить Британии стать участником "нормандского формата", а не Штатам?

Борис Джонсон: "Если вы спрашиваете меня, привела ли бухарестская декларация (речь идет о результатах саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году, где Украине и Грузии отказали в членстве в НАТО – Авт.) к гибридной войне против Украины, то я не уверен, что это не так. Это бы произошло в любом случае. Я соглашусь с Порошенко, который говорил, что в Кремле господствуют реваншистские тенденции. Мы видим, что происходит на Балканах, мы видим, как манипулируют с французскими каналами…НАТО должно задуматься, что кибертероризм и гибридная война являются реальностью и нам нужна стратегия реагирования, как сдерживать эти действия. Как мы узнаем, кто является подстрекателем? Это очень сложные вопросы, на которые нужно искать ответы".