Тюрьма по-новому: 10 революционных норм УПК Украины

14 апреля 2012, 07:00
Теперь будут больше отпускать под залог и арестовывать дома, а свидетель сможет давать показания, не являясь в суд

Новый УПК. Отменяется возможность решения суда об отправке дела на дополнительное расследование. Фото: А.Яремчук

Депутаты почти повторили подвиг парламента-1996, который принимал Конституцию всю ночь с 27 на 28 июня и закончил в 6.00. Нынешним поводом для подвига стал новый Уголовно-процессуальный кодекс, принятию которого Верховная Рада посвятила вторник, среду, четверг и почти всю ночь с четверга на пятницу. Но закончили раньше, чем в 1996-м — в 4.15. Большинство норм кодекса революционны. Главная из них — сужение возможности для следствия посадить подозреваемого в СИЗО и там выбивать из него показания. Кодекс вступит в силу через полгода после подписания президентом.

КОФЕЙНЫЙ КОДЕКС. Двум регионалам в эту ночь выпала особо незавидная роль: докладчик Владимир Олейник в течение всего этого времени должен был стоять на трибуне, а Михаил Чечетов — дирижировать голосованием по каждой поправке. То есть возможности отойти с рабочего места просто не было.

Реклама

Но Чечетов не унывает: "Мы делали перерывы каждые 2—3 часа, и я пил кофе раза четыре за ночь. А после принятия поехал домой, погулял с собакой — и снова в Раду, принимать закон о реформировании "Нефтегаза"... Как держусь? Ничего, у меня энергии на четверых хватит". А вот у Олейника, похоже, энергии поменьше: вчера, вскоре после окончания заседания, его телефон уже был отключен.

Читайте также Принимать решения по "Нафтогазу" теперь будет Кабмин

Остатки оппозиции ушли из зала раньше — в 22.30 четверга. Оно и понятно: если не блокировать трибуну, то повлиять как-то на принятие закона невозможно. А на блокирование сил явно не хватало. Впрочем, мешать принятию, по словам оппозиции, они не собирались.

Реклама

ЗА И ПРОТИВ. "Мы никогда не были против этого проекта УПК. Он лучше предшественника, — говорит председатель комитета законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, бютовец Виктор Швец. — Но мы выступали против тех норм, которые сужают права людей и могут привести к беззаконию, вносили правки, но большинство из них не приняли. И потому, к примеру, прокурор по новому кодексу получил неограниченные полномочия, и это может посадить всю страну под колпак органов. Верховный суд остался в полном загоне. А самое главное — этот кодекс нежизнеспособен, он не адаптирован к психологии наших людей. Вот много говорят, что создаются все условия для состязательности обвинения и защиты; но ведь такая норма была и в старом кодексе, однако не действовала! И непонятно, как хотят обеспечить действие этих норм. Плюс этого УПК в том, что он вступит в силу только через полгода, а значит, еще будет время что-то исправить". Бютовец Сергей Соболев вообще заявил, что у оппозиции есть намерение обжаловать новый УПК в Конституционном суде, в том числе как несоответствующий "нормативам европейских конвенций и нормативам конвенции ООН".

Читайте заметку из блога Для победы на выборах Партии Регионов нужен русский язык и дружба с Россией

Провластных депутатов критика со стороны оппозиции удивляет. "Их представители несколько раз выступали с трибуны, и все сводилось к тому, что кодекс соответствует европейским стандартам, но у нас работать не будет, потому что украинское общество и чиновники не готовы к этому, — говорит Чечетов. — Но так же нельзя! Мы говорим, что движемся в Европу, так надо же общество подтягивать к европейским нормам, а не нормы снижать под психологию общества".

Реклама

20% — НА СВОБОДУ. Не понимают действий оппозиции и правозащитники. "Меня новый УПК устраивает процентов на 70—80, — говорит правозащитник Эдуард Багиров. — Однако для улучшения закона есть возможность вносить правки. А тем, кто выступает против кодекса, скажу: пусть они подумают о тех, кто сидит в СИЗО по 3—5 лет и кто выйдет на свободу сразу после вступления в действие нового УПК. По нашим данным, после из СИЗО выйдет больше 20% тех, кто там сидит. А ведь это и здоровье людей, и более 50 млн гривен экономии для бюджета!.. У меня нет сомнений в том, что новый кодекс приближает Украину к европейским нормам. Думаю, дату принятия УПК — 13 апреля — адвокаты и правозащитники будут отмечать как праздник".

Читайте заметку из блока Украинская оппозиция: собственное неповторимое лицо пока есть лишь у "Свободы"

"КОДЕКС — ЭТО "ЛАНОС", КОТОРОМУ НУЖНА ОБКАТКА"

Первые отклики юристов-практиков о новом УПК противоречивы. И. о. главы Апелляционного суда Киевской области Александр Шевченко считает, что Украина не могла жить с прежним Уголовно-процессуальным кодексом, который не соответствовал реалиям. "Если мы идем в Европу и строим демократическое государство, следовательно, должны ориентироваться на евростандарты, в том числе в юриспруденции, — говорит опытный судья. — Из прогрессивных новаций, заложенных новым УПК, несомненно то, что функции защиты теперь могут осуществлять только специалисты, люди подготовленные в юридическом плане, тогда как раньше защитником могли быть и ближайшие родственники, не владеющие даже основами права. Это делалось для того, чтобы только чаще встречаться с подзащитным... Считаю правильным и отмену дополнительного расследования — на мой взгляд, это повысит качество следствия и уменьшит количество случаев, когда люди подолгу находятся под стражей, а их дела не рассматриваются годами. Из спорных же моментов — внедрение института суда присяжных. С одной стороны, такая норма заложена Конституцией, а с другой пока не совсем понятно, чем присяжные будут отличаться от народных заседателей, которые были когда-то, кто их будет готовить".

Прокурорские работники пока осторожны в оценках. Один из членов коллегии ГПУ высказался в том смысле, что УПК в окончательном виде еще не видел, а вслепую говорить о его плюсах и минусах не хочет. "Над этим документом работали долго, вносились изменения, но что осталось в сухом остатке — даже народные депутаты твердо сказать не могут, поскольку окончательный вариант принимали глубокой ночью на автопилоте, — говорит собеседник. — Вот когда УПК можно будет прочитать, тогда и вернемся к тому, что в нем хорошо, а что не очень. Сейчас же это не более чем эмоции". "Даже БМВ требует обкатки, — вторит ему коллега по ГПУ. — А принятый Верховной Радой Кодекс — всего лишь отечественный "Ланос". У него пока куча недоделок, но по ходу дела будут вноситься коррективы, которые помогут этому "Ланосу" стать совершеннее".

Один из милицейских следователей заявил, что ничего хорошего от нового кодекса не ждет. "УПК переписали с западных аналогов, не приняв во внимание, что и во Франции, и в Италии давно действуют институты судебных следователей и детективов, которых не было и нет в Украине, — говорит офицер. — А у нас все отдали на откуп прокурорам — их сделали главными над следствием. Честно говоря, мы ожидали, что будет создан Следственный комитет, как в России, но этого не произошло. В МВД такому УПК не рады. Хотя время все расставит по местам".