Тимошенко в СИЗО сама мыла камеру, а Луценко приходится убирать

5 января 2011, 07:50
Как сидится арестантам у "деда Лукьяна"

Тимошенко в СИЗО сидела в камере одна. Фото А. Прокопенко

В киевском СИЗО на Лукьяновке побывали и Юлия Тимошенко (в 2001 году она провела полтора месяца в камере №242), и экс-глава Минтранса Николай Рудьковский (в 2008 году — неделю в здешнем лазарете), и вице—премьер Борис Колесников (его держали тут 4 месяца). Ныне тоже много известных арестантов — это и экс-первый замминистра юстиции Евгений Корнейчук, и экс-глава Гостаможни Анатолий Макаренко и многие другие. Скажем, Макаренко содержится в одной камере с экс-судьей Игорем Зварычем и, говорят, коротает с ним время за шахматами. В их камере — 5 человек.

"А вот Тимошенко сидела одна. Она потом рассказывала, что попросила себе моющих средств и вымыла всю камеру. Посещал ее, насколько я знаю, только адвокат. Администрация тюрьмы к ней относилась уважительно. У меня сложилось впечатление, что в тюрьме она пережила не так бытовой шок, как психологический — просто от того, что ее закрыли", — рассказал нам один из бывших соратников премьера.

Реклама

Обычно VIP—заключенные сидят в камерах на 3—5 человек, хотя в СИЗО есть и общие камеры — от 10—12 до 30—40 человек, причем многие из них перенаселены. "Сегодня почти в каждой камере есть телевизор. Пронести можно все — ноутбуки, телефоны. Хотя, конечно, пользоваться ими свободно невозможно, придется прятаться, — рассказывает правозащитник Эдуард Багиров, который и сам в 1996 году попал в СИЗО и провел там три года. — Питаются заключенные в камерах и сами за собой посуду моют. И убирают сами, туалет моют, умывальник. Я уверен, что и Луценко это приходится делать. В СИЗО это не считается зазорным. Санузел общий, отгорожен от камеры либо кирпичной стеной, либо сами заключенные делают занавеску. Душ можно принимать только по субботам, в баню ходят строем. Готовят еду тоже осужденные. Я вам скажу, что есть это можно. Но у чинов высокого ранга в первые два—три дня из—за этой пищи — расстройство желудков". "Бывает, что арестанты спят на мокрых матрацах и подушках. Иногда это делается, чтобы показать: хочешь нормально жить — плати. Те, у кого есть деньги, сидят нормально" — говорит известный адвокат Татьяна Монтян.

РАНЬШЕ. В 1978 году в СИЗО КГБ (ныне СБУ — Авт.) побывал и Левко Лукьяненко: "Камеры там были небольшие, на 1—2 человека. Было тепло, чисто. Каждый день водили на прогулку — на полчаса—час. Там был двор 4 на 5 метров, сверху обтянутый колючей проволокой. Раз в неделю тех, кто работал, водили в баню, а тех, кто не работал — раз в 10 дней. Кормили три раза в день, но плохо, всегда хотелось есть".

"Информации с воли у подследственных в то время не было. И вот однажды моя мама во время одного из свиданий с отцом показала ему мою тетрадь — мол, чтобы показать, как я учусь, мне тогда было 7 лет — а на обложке тетради был написан список всех тех, кто на тот момент был уже арестован. Но это было не в Киеве. Кстати, в то время криминальные арестанты с большим уважением относились к политическим" — рассказал нам сын покойного лидера РУХа Вячеслава Чорновила Тарас.