Тимошенко три часа читали обвинение. Что ей шьют

16 июля 2011, 08:11
Зачитали показания свидетелей. Дубина говорил: зря заключили контракт

Киреев удалил Тимошенко из зала суда. Фото AFP

В суде над Юлией Тимошенко наконец-то перешли к конкретике. Прокурор Лидия Фролова зачитала, в чем обвиняют экс-премьершу. Эти 73 страницы текста прокурор зачитывала больше трех часов.

Кстати, Тимошенко так и не услышала, что ей "шьют". Еще до полудня судья Киреев удалил ее из зала. А начался весь сыр-бор из за того, что экс-премьерша, как и прежде, не хотела обращаться к суду стоя и величать Киреева "ваша честь". Родион Киреев несколько десятков раз повторил Тимошенко: "Встаньте, вы должны обращаться к суду стоя" и т.д. После очередной попытки он удалил ее из зала за неуважение к суду.

Реклама

Итак, среди свидетелей — и Виктор Ющенко, и экс-глава "Нефтегаза" Олег Дубина, и прочие.

МНОГО НА СЕБЯ ВЗЯЛА. Прокуроры обвиняют Юлию Тимошенко и в превышении служебных полномочий: дескать, она подменила собой Кабмин — выдала Дубине собственноручно подписанные и проштампованные директивы (вместо директив правительства, которых не существовало в природе, но наличие которых требовало украинское законодательство). И Дубина заверил следствие, что не подписал бы январские контракты, если бы знал, что Кабмин не утверждал директивы. Потому как он считал договор, который согласовали Тимошенко и Путин, невыгодным для Украины. Более того, экс-глава "Нефтегаза" сказал, что Леди Ю. угрожала его уволить, если он не подпишет договор с "Газпромом".

О том, что директив не было, подтверждают показания экс-министров ее кабинета. Скажем, Ехануров показал, что аккурат 19 января, когда Юлия Владимировна поехала в Москву, Турчинов пытался убедить их принять эти директивы. Пинзеник категорически возражал, задавал много уточняющих вопросов, и в итоге первый вице-премьер даже не поставил вопрос на голосование — все равно большинство министров были против. А Винский добавил, что министров собрали срочно: и если директивы были не нужны — то зачем их собирали?

Реклама

1,6 МЛРД. По версии обвинения, "благодаря" газовым контрактам Леди Ю., Украина потеряла минимум 1,6 млрд долларов. 1 января 2009 года истекал срок контракта, по которому Украина в 2008 году получала газ по $179,5. Накануне "Нефтегаз" и "Газпром" предварительно согласовали цену на газ в $235. Контракт планировали подписать 31 декабря. Но вместо того, чтобы поставить росчерк пера и отправиться доставать подарки из-под елки, глава "Газпрома" Миллер заявил, что газ будет стоить для Украины... $320. Посчитав, что эта цена для нас — неподъемная, Дубина вернулся в Киев с пустыми руками. 17 января покорять Москву отправилась Юлия Владимировна. Она встретилась с Миллером и узнала от него, что цена голубого топлива для Украины будет определяться по формуле, где базовая цена составит уже $450. Премьер вернулась в Украину и доложила о ситуации Ющенко. Гарант решил, что Украина какое-то время протянет и на собственных запасах газа (Дубина показал, что запасов точно хватило бы до конца февраля, то есть можно было еще поторговаться), и поручил Юле не соглашаться на условия России. Однако уже 19 января Тимошенко заставила Дубину подписать предложенные россиянами контракты. В итоге, из-за высокой базовой цены они оказались невыгодными для Украины — отсюда и убытки (кстати, из-за дискриминационной формулы расчета цены газа по тому договору голубое топливо для нас сейчас дороже, чем для многих стран Европы).

ВЕРСИИ. Почему Тимошенко так поступила? Прокурор полагает, что она хотела создать себе имидж победительницы (мол, это она разрулила газовый кризис) и убрать с рынка компанию "Росукрэнерго". А вот Ющенко в своих показаниях отметил, что его "заклятая подруга" хотела, чтобы на место "Росукрэнерго" пришла компания "Итера". В интервью российскому "Форбсу" отец того самого "Росукрэнерго" Дмитрий Фирташ сказал, что Тимошенко стала орудием борьбы с его компанией в руках Путина, который хотел устранить РУЭ с рынка.

ЛЕДИ Ю: ЭТО ЛУЧШАЯ ЦЕНА

Реклама

Из показаний Юлии Тимошенко, которые зачитала прокурор, следует, что она считает: цена, которой ей удалось добиться, — была самая выгодная в мире. Мол, даже Беларусь, которая сдала России половину своей ГТС, не получила такой выгодной цены. И что правильность ее действий подтверждается аудитом компании Ernst and Young, которая не усмотрела в ее контрактах никакого криминала. А цены на газ начали стремительно расти еще с 2006 года — и все из-за того, что Ющенко снюхался с олигархами, в частности с "Росукрэнерго". Кроме того, по мнению Тимошенко (и это же подтверждается показаниями Дубины) Виктор Ющенко сорвал подписание газового контракта на 2009 год по 235 долларов, что и вызвало газовую войну. Также ранее Тимошенко говорила, что в тех условиях (когда Россия прекратила поставлять газ в Украину в разгар зимы), условия, которые она получила, были самые выгодные, а указания главе "Нефтегаза" она могла давать и без директив правительства.