Так говорил Порошенко: топ-10 заявлений и самые интересные моменты пресс-конференции

25 сентября 2014, 19:35
Президент цитировал Шекспира и Фейсбук, просил российских журналистов помочь в расследовании пожара в Одессе, пообещал заочный суд над Януковичем и не исключил "третьего Майдана"

Петр Порошенко. Фото AFP

В четверг, 25 сентября, состоялась пресс-конференция президента Украины Петра Порошенко. Она стала первой столь масштабной встречей главы государства с представителями масс-медиа после его вступления в должность — до этого он ограничивался лишь краткими брифингами и чуть более продолжительными беседами с центральными телеканалами.

КАК ПРОШЛО. Проводить мероприятие решили не на Банковой, а в непринужденной обстановке арт-центра – галереи "Мистецкий арсенал". В ожидании приезда гаранта журналисты бродили мимо картин и инсталляций и лакомились пирожками с курагой, а некоторые пытались выяснить подробности и прогнозы от долгожданного общения — друг у друга или даже у... местных уборщиц.

Реклама

Особое внимание привлек корреспондент российского ВГТРК — его моментально окружила небольшая стайка украинских коллег, которые пытались выяснить, что, по его личному мнению, военные из его страны делают у нас на Донбассе. "У вас есть доказательства? Конкретные примеры?" – отмахивался он. "Новоазовск!" – крикнул кто-то. "Конкретные!" – вновь повторил россиянин.

Дополнительной демократичности мероприятию добавило и заявление пресс-секретаря Порошенко Святослава Цеголко о том, что ни один вопрос не согласовывался заранее, и каждый из присутствующих, будь то украинец или заграничный гость, волен спрашивать о чем угодно. Впрочем, иногда функции "модератора" брал на себя сам глава государства, и то просил дать слово российскому телеканалу "Дождь", то делился своей большой осведомленностью о том, что именно и в какой соцсети ему написали... Не обошел вниманием даже набравший немало популярности в украинском Фейсбуке флеш-моб "Поговорите со мной, Петр Алексеевич". "Ну вот, я же говорю", – улыбнулся он.

Собственно, вопросную часть (за время которой поговорить с гарантом смогли представители 29 изданий) предваряло выступление Порошенко, в ходе которого он представил свою стратегию развития Украины до 2020 года.

Реклама

Получасовая вступительная речь изобиловала цитатами из классиков — великого британского драматурга Шекспира (гамлетовский вопрос "Быть или не быть?" Порошенко поставил по отношению к будущему Украины), украинского философа Григория Сковороды, поэта Василия Симоненко, экономиста, нобелевского лауреата Дугласа Норта и президента Джона Кеннеди. Постоянно обращался Порошенко и к истории — от времен Реформации до Великой Французской Революции, девиз которой "Свобода, равенство, братство" перефразировал на свой лад и сделал девизом "Стратегии — 2020" – "Достоинство, свобода, будущее".

О ЧЕМ СКАЗАЛ. Спрашивали журналисты в основном о будущем Донбасса, его особом статусе и борьбе с террористами "ДНР", о переговорах с Путиным и страхе перед ним, наконец, о возможности нового Майдана, о наказании за преступления против Майдана прежнего и о возможности введения миротворцев.

1. Януковича будут судить заочно. "Почему не наказаны Захарченко, Клименко, Януковичи... Я всегда был противником заочных судебных заседаний, но сегодня я готов отступить и внести законопроект, который в таких особых случаях дает возможность проводить заочные судебные заседания", – сказал Порошенко, добавив, что документ попадет в стены парламента уже в самое ближайшее время. По мнению гаранта, необходимость его появления связана с тем, что ждать, пока российская сторона выдаст людей, повинных в расстреле Евромайдана, можно бесконечно — а правосудие должно все же восторжествовать.

2. Первый канал и Фучеджи.
А вот на выдачу экс-начальника одесской милиции Дмитрия Фучеджи Порошенко при этом надеется; даже попросил помочь в деле возвращения беглого начглавка на родину журналистку Первого канала российского телевидения, которая поинтересовалась, когда, наконец, будет расследована одесская трагедия. "По данным наших спецслужб, он находится в Приднестровье и периодически посещает Россию. Я очень прошу у вас помощи – выдайте нам его. Обратитесь по этому поводу, без него это очень непросто", – заявил Порошенко, обращаясь к девушке.

Реклама

3. "Беркут" искупил вину кровью. При этом, по мнению президента, избежать наказания могут и должны участвовавшие в разгоне Майдана сотрудники спецподразделения МВД "Беркут" и солдаты внутренних войск. Не все, но те, которые отправились воевать в зону АТО. "Они кровью смыли свою вину", – заявил украинский президент.

4. Никакого особого статуса у Донбасса нет. Открыл Порошенко, по его словам, и "тайну": "Никакого закона об особом статусе нет. Есть закон про особенный режим местного самоуправления, никакие государственные функции Украина никому не делегирует. Вопросы независимости и целостности никем и никогда не могут быть выставлены на торги".

5. Разговор с мэром Донецка . При этом, одним из основных путей мирного разрешения конфликта на Донбассе Петр Порошенко видит в проведении местных выборов 7 декабря. По его мнению, они состоятся в любом случае. После них глава государства не исключает для себя и посещение Донецка: "Когда Донецк изберет себе легитимного городского председателя, который бы представлял жителей Донецка... я приеду в Донецк". Пока, по словам Порошенко, приезжать и говорить ему там не с кем.

6. "Голубых касок" не будет. Четко обозначил глава государства и свою позицию в отношении необходимости введения иностранного миротворческого контингента на Донбасс — оно исключено. "Опыт введения миротворческих контингентов в Приднестровье и в места других замороженных конфликтов привели к утрате государственного суверенитета. Никаких миротворческих контингентов не будет. Точка. Будет миссия наблюдателей. Завтра прибудут первые беспилотные аппараты, которые будут следить за режимом прекращения огня", – сказал он, добавив, что особое внимание мониторинговая миссия обратит на использование тяжелой артиллерии, вроде "Градов".

7. Переговоры с Путиным будут. И Порошенко не страшно. "Я думаю, в течение трех недель у нас будет встреча с Владимиром Путиным. Она будет в многостороннем формате, но не исключается проведение двухсторонних консультаций", – заявил президент. При этом, Порошенко заверил, что хозяина Кремля не боится: "Я ничего не боюсь и никогда ничего не боялся. Дополнительных сил мне дает то, что я представляю мощную страну с сильным народом".

8. У армии есть оружие, помощь Запада тут ни к чему. " У нас не было армии. И когда вы говорите, что у нас склады забиты бронетехникой – это консервные банки, к которым не подходила живая душа... И за эти 100 дней мы создали армию, которая способна защищать страну", – сообщил Порошенко. "И те потери, которые мы понесли, свидетельствуют о ее боеспособности", – добавил он. При этом президент заверил, что иностранная помощь с летальным оружием, как бы ее не желали некоторые, Украине не нужна. "Высокоточная противотанковая ракета производства Франции или США стоит в 14 раз дороже, чем аналог, который производится на отечественном КБ "Луч", – пояснил президент.

А вот то, что нужно — это системы слежения и беспилотники, и их иностранные партнеры Украине дать согласились — вот-вот первые уже начнут поступать, заверил гарант.

9. Жизнь по-новому наступила, а в заявка в ЕС будет только в 2020. "Страна уже живет по-новому. Страна в том состоянии, в котором сейчас… только она способна выдержать испытания", – заявил Петр Порошенко, отвечая на вопрос, когда же случится обещанное им "жити по-новому". – Мы по-новому работаем, общаемся, к нам по-новому относятся в мире".

Но вот новой жизни в ЕС придется еще подождать, и провести необходимые реформы: "Более 60 реформ предусматривает "Стратегия-2020", их нужно запускать почти одновременно. План кажется непосильным, но глаза боятся, а руки делают... Цель наших амбициозных реформ – подготовиться, чтобы в 20-м году подать заявку на членство в ЕС"

10. Новый Майдан не исключен. " Я считаю, что Майданы украшают Украину. Я не исключаю, что они будут", – сказал Порошенко. А позднее добавил, что не боится Майдана, как и Путина — и если кто желает к нему попасть, то сделать это можно куда проще, чем с любым другим президентом Украины. "Для этого не обязательно дороги перекрывать. Тем более, это уголовное преступление", – заметил президент.