"Смотри, еще тепленький!" Игра полномочий, бюджетные страсти и другие подробности из Рады

24 декабря 2014, 08:01
Верховная Рада усомнилась в конституционности поправок с Банковой, отправила бюджет под новогоднюю елку и отменила внеблоковый статус Украины

Бюджет примут под Новый год. Фото: AFP.

После недели работы в комитетах народные избранники вчера вновь вернулись "под купол". Накануне Кабинетом министров был, наконец, подготовлен проект государственного бюджета на 2015 год, а также целый пакет сопутствующих поправок, – более, чем в 40 законов. Впрочем, несмотря на заверения, что парламентарии еще перед сном успеют ознакомиться с правительственными инициативами, большинство нардепов на работу во вторник явилось без малейшего понимания, что же там все-таки написали у Арсения Яценюка.

- Не видел, не видел, – отмахивались они от журналистов.

Реклама

- Бюджет видели только те, кто приближен к Кабмину, – сообщил внефракционный депутат Борислав Береза.

Кто-то, правда, решил уже заранее воспользоваться классической формулой: "Я не читал, но осуждаю".

- Бюджет, построенный на курсе доллара в 17 гривен — это не реально, – возмущался Олег Ляшко. – И потом, главное — это деофшоризация и деолигархизация!

Реклама

Ему вторил Юрий Мирошниченко из "Оппозиционного блока":

- Голосовать за такой бюджет мы не имеем права.

Слухи по кулуарам ползли самые разные: документ, якобы, даже успел "засветиться" в базе законопроектов Верховной Рады глубокой ночью, а потом исчез, отправленныйна очередную доработку.

Реклама

БЮДЖЕТ. Однако в самом начале одиннадцатого у сотрудниц аппарата Рады появились долгожданные коробки из-под "Ксерокса" с надписью "ДБУ-15".

- Смотри, еще тепленький! – улыбались нардепы, сжимая в руках толстую папку в белой обложке.

Ляшко с гордостью размахивал ею перед телекамерами, а глава фракции Блока Петра Порошенко Юрий Луценко решил сразу устранить интригу: голосовать сегодня ни за бюджет, ни за любые другие инициативы Кабмина Рада сегодня не намерена.

- У нас есть 42 кота в мешке от правительства. Мы должны рассматривать бюджет, и все поправки по полной процедуре, – заметил он в самом начале пленарного заседания.

Спикер Владимир Гройсман, впрочем, и не настаивал. По его словам, парламентариям предложат лишь заслушать премьера Яценюка и ключевых министров — с рассказом о сути подготовленных ими документов, а голосовать — уже после работы в комитетах.

Грядущий бюджет, надо заметить, стал поводом не только для депутатского, но и для народного недовольства: под стенами Рады с самого утра собралось более тысячи митингующих — первыми и самыми активными оказались члены профсоюзов и примкнувшие к ним на всякий случай "свободовцы", подтянулись и обманутые вкладчики, активисты "Кредитного Майдана". "НБУ, ты о...уел", – держал кто-то из активистов огромный транспарант в виде изображения доллара.

Не обошлось и без "люстрационной" урны — большого мусорного бака, явно позаимствованного в каком-то из киевских дворов, выкрашенного в золотой свет и украшенного веселенькой цветовой иллюминацией. Активисты пояснили: "гламуру" добавили специально для Гонтаревой.

Милиция встретила протестующих в полной боевой готовности: плотное кольцо из бойцов со щитами и в касках, тяжелые грузовики, притаившиеся на подхвате, в кустах Мариинского парка. В какой-то момент завязалась даже небольшая потасовка с правоохранителями, но быстро закончилась. А шины, которые активисты "Кредитного майдана" на всякий случай прихватили с собой, милиционеры изъяли.

"ВПИХНУТЬ НЕВПИХУЕМОЕ". Но главным предметом конфликта для депутатов, как оказалось, стал вовсе не бюджет, а президентские поправки в закон об СНБО. Повестка дня вообще была весьма не обширной: кроме заслушивания главы Кабмина и министров, пара постановлений да два закона, и оба от Петра Порошенко — об отмене внеблокового статуса Украины и, собственно, об СНБО, со значительным расширением его полномочий.

Это расширение полномочий еще при первом чтении вызвало недовольство многих нардепов, но тогда приняли, договорившись, что доработают и внесут поправки. Их поступило более сорока, о глава профильного комитета Сергей Пашинский абсолютно с каменным выражением лица вещал с трибуны об отклонении одной за одной, в случае с некоторыми депутаты настаивали, и те ставились на голосование, и тоже отклонялись.

Выразить свое недовольство решил даже сын главнокомандующего УПА Юрий Шухевич, до того еще ни разу не бравший слово в Верховной Раде.

- Мы создаем четвертую власть. Это опасно, – сообщил он.

Другие его коллеги по парламенту настаивали на том, что столь значительное расширение полномочий СНБО и, в частности, его секретаря противоречит 106-й и 107-й статьям Конституции.

Закон об СНБО – очень нужен, личность Турчинова (секретаря СНБО – ред.) – правильная кандидатура. Но если потом что-то случится, поменяется президент, сменится секретарь СНБО, а мы получим орган с просто фантастическими полномочиями, – возмутился в беседе с "Сегодня" Виктор Кривенко из "Самопомощи".

Против закона оказались три из пяти фракций, вошедших в коалицию – "Самопомощь", Радикальная Партия Олега Ляшко и "Батькивщина". Защищали закон лишь в Блоке Петра Порошенко и "Народном фронте".

После принятия этого закона у нас появится ставка верховного главнокомандующего! – увещевал Луценко.

Но голосование за президентские поправки благополучно, под дружные аплодисменты доброй части зала, провалили. Спикер Гройсман было даже попытался, по старой традиции Турчинова, вернуть закон в повестку и переголосовать, надеясь что отсутствие необходимой поддержки решается возвращением пары-тройки нардепов из буфета. Но голосов не хватило и на возвращение в повестку.

- Не пытайтесь впихнуть невпихуемое, – сообщил ему Ляшко, и закон отправился на очередную доработку.

ВНЕ БЛОКА. Зато закон об отмене внеблокового статуса Украины нужное количество голосов набрал сразу. Представлявший его министр иностранных дел Павел Климкин заверил, что эта инициатива главы государства — полностью в русле философии партнеров по НАТО и ЕС.

Впрочем, и в этом случае у ряда депутатов возникли сомнения.

- Безусловно вопросы безопасности и обороны являются первостепенными, но то предложение, которое сейчас выносится, направлено исключительно на то, чтобы отвлечь людей от катастрофического падения уровня жизни в стране, от неработающей экономики, от отключений электроэнергии, – сказал представитель фракции "Оппозиционный блок" Александр Вилкул.

По его словам, принятие этого закона лишь дополнительно усилит напряжение в обществе.

- В любом случае никакой смысловой нагрузки кроме политической это решение не несет. Нам уже обещали безвизовый въезд и европейские стандарты, все это осталось на бумаге, – напомнил он.

ПОРАБОТАЮТ В ВОСКРЕСЕНЬЕ. После голосования за два закона Гройсман объявил перерыв — вот-вот должен был приехать Яценюк. Успевшие несколько утомиться, депутаты потянулись в сторону буфета.

- Вот сейчас придет премьер и опять начнет ныть: денег нет, денег нет, – заметил один избранник другому в очереди.

А у кого-то на столе, между чашкой кофе и пирожными уже лежал бюджет, для ознакомления на досуге.

Арсений Яценюк, правда, в своем представлении бюджета был весьма лаконичен, просто изложив суть предлагаемых инициатив, хотя и сообщил, действительно, что — денег нет, а если депутаты хотят реализовать тот или иной проект, то в правительстве будут только рады, если они их где-то изыщут.

- Как вы рассчитали курс доллара, который заложили в бюджет? – также интересовались депутаты.

- Национальный банк так и не предоставил правительству свои прогнозы по курсу доллара, – сообщил премьер, – мы руководствовались средним курсом, исходя из прогнозов аудиторских компаний и экономистов.

В конечном итоге голосовать за бюджет решили аж в следующий вторник, под самый Новый год. А принимать правительственные поправки — в ближайший четверг и в воскресенье. Перспектива работы в выходной едва не стала поводом для споров.

- А в субботу? – спрашивал у зала Гройсман. – Пленраный день или комитеты?

- Комитеты!

- Хорошо, тогда в воскресенье — работаем в пленарном режиме.

Депутатов, кстати, это особо не пугает: "А вы спросите у наших парней на фронте, готовы ли они воевать в воскресенье. Мы в такой ситуации, что надо будет 31-го работать — будем. Надо 1-го — будем", – говорит нам Олег Добродомов из БПП.

Зато некоторых пугает спешка, – даже с учетом того, что на комитетах бюджеты рассмотреть успеют, неделя до голосования — слишком малый срок, уверен его коллега по фракции Олег Мусий: "Я сторонник того, чтобы делать все качественно. Законы нужно принимать с глубоким анализом, по процедуре и с умом. А не так чтобы потом страну спасать от очередных новвоведений премьера", – заключает он.