Скандальный закон о запрете сериалов: документа по-прежнему никто не видел, а спикер обещает подписать его, когда "снимут все вопросы"

11 марта 2015, 08:00
По словам автора законопроекта Николая Княжицкого, документ касается сериалов и фильмов страны-агрессора, выпущенных после 1 января 2014 года, а также тех, которые пропагандируют вооруженные силы такого государства

В Раде продолжается "сериальный" скандал. Фото: AFP

В Верховной Рад продолжается скандальная история с законопроектом о запрете трансляции российских сериалов. Теперь документ под номером 1317, который был принят Верховной Радой во втором чтении больше месяца назад, 5 февраля и окончательный текст которого по-прежнему отсутствует на сайте парламента, может быть подписан спикером Владимиром Гройсманом.

ПОДПИСЬ. Правда, сам Гройсман заверяет – лишь после того, как будут устранены все спорные вопросы. Дело в том, что на следующий день после принятия законопроекта "Оппозиционным блоком" было внесено постановление об его отмене из-за нарушений в ходе голосования. И теперь, в соответствии с регламентом, требование оппозиции нужно рассмотреть.

Реклама

"Позиция номер один – законопроект был принят украинским парламентом. В день его принятия от двух депутатов "Оппозиционного блока" была жалоба о том, что были определенные нарушения во время голосования. По закону Украины мы должны рассмотреть постановление, которое было зарегистрировано "Оппозиционным блоком", – пояснил накануне журналистам на пресс-конференции Гройсман.

Глава ВР сообщил, что постановление оппозиции было рассмотрено профильным комитетом по регламенту, и тот его не поддержал. Потому Рада, с большой долей вероятности, постановление ОБ отклонит.

"Как раз в пятницу оно стояло в повестке дня, но мы получили обращение от авторов про то, чтобы перенести (рассмотрение) на следующую пленарную неделю, поскольку автор отсутствует", – добавил Гройсман, заметив, что личное присутствие и доклад автора законопроекта – также требования законодательства. "Я сегодня дал поручение регламентному комитету определить порядок рассмотрения на следующей неделе, в случае если авторы будут отсутствовать, как в соответствии с законодательством мы можем его (постановление ОБ – ред.) рассмотреть", – сказал он.

Реклама

"Никаких вопросов нет, я его сразу подпишу, как будут сняты все вопросы", – подчеркнул Владимир Гройсман.

СКАНДАЛ. Сам законопроект №1317 был внесен двумя народными депутатами от Блока Петра Порошенко Николаем Княжицким и Вадимом Денисенко в конце минувшего года. Одно из его ключевых требований – введение ряда ограничений на трансляцию фильмов и сериалов страны, которая официально признана агрессором. Так, в частности, запрет касался российских фильмов, которые героизируют подвиги чекистов и милиционеров, а также тех, которые были выпущены в РФ после 1 января 2014 года.

Однако в процессе рассмотрения документа ко второму чтению в него было внесено несколько поправок – причем, прямо с голоса, в зале. Наибольшие споры возникли из-за нормы, предложенной лидером Радикальной партии Олегом Ляшко, и в итоге, с четвертой попытки проголосованной.

Реклама

Поправка Ляшко, по крайней мере, в том виде, в котором он ее озвучил в зале заседаний вечером 5 февраля, полностью меняла всю суть документа – вместо изначально предлагавшегося ограничения на отдельные российские фильмы и передачи теперь в Украине предлагалось запретить абсолютно всю российскую теле- и кинопродукцию, выпущенную после 1991 года. Хотя формально Ляшко заявлял, что голосовали нардепы… за поправку №28 лидера фракции "Народный фронт" Виктории Сюмар. Сюмар же предлагала запретить лишь фильмы, выпущенные "страной-агрессором" после 2014 года, а не всю продукцию.

Но и здесь вновь возникла путаница: сразу после голосования нардепы, в том числе, Сюмар и автор законопроекта Княжицкий, настаивали на том, что проголосовали они все же за максимально жесткий вариант Ляшко, запретивший все российское кино. Правда, Сюмар заверила нас, что из-за путаницы нужно внимательно прочесть стенограмму, но по регламенту принятой считается именно та поправка, которая была озвучена в зале, а не та, которая была в тексте.

Разобраться с этой путаницей и попросили в "Оппозиционном блоке" – постановление, подготовленное лидером парламентской оппозиции Юрием Бойко и его коллегой Михаилом Папиевым, было зарегистрировано 6 февраля. "Принятие этого решения состоялось с грубыми нарушениями требований Регламента Верховной Рады Украины, в частности, статей 117, 120 и 121 а потому оно не может считаться принятым в соответствии с законом и подлежит отмене предусмотренным Регламентом способом", – отмечалось в тексте постановления.

НЕ ВИДЕЛИ. В реальности же итогового текста законопроекта до сих пор (!) никто не видел, рассказывают нам сразу несколько нардепов. "Так и не понятно, за что проголосовали. Думаю, вначале комитет по регламенту должен все сверить, а потом надо переголосовывать, конечно. Не дело, когда сами депутаты не понимают, за что именно отдали голоса, эдак мы и соглашение об ассоциации втихаря отменить можем", – говорит "Сегодня.ua" один из нардепов во фракции БПП.

"Законопроект не видел никто. Даже спикер", – добавляет в беседе с нами оппозиционер Юрий Павленко. Решение перенести свое постановление в "Оппозиционном блоке", по его словам, объясняют не только отсутствием на тот момент автора в зале, но и желанием подкорректировать изначальную формулировку – в ОБ хотят добиться не только отмены, но и переголосования. Таким образом, во фракции не исключают внесения нового постановления.

Еще один любопытный момент заключается в том, что теперь авторы настаивают на том, что принята была поправка Ляшко, но… не в том виде, в котором он ее озвучил – с требованием запретить все российские фильмы после 1991 года, а в том, как предлагала изначально Сюмар, с запретом лишь "новейшей" продукции!..

"Запрет касается лишь сериалов и фильмов, выпущенных после 1 января 2014 года, а также тех, которые пропагандируют вооруженные силы страны-агрессора", – заверил вчера "Сегодня.ua" автор закона, глава комитета по культуре и духовности Николай Княжицкий.

При этом в тексте законопроекта №1317 ко второму чтению, который появился на сайте Верховной Рады, отсутствуют обе нормы – и про запрет всех сериалов российского производства после 1 января 2014, и про запрет всех сериалов после 1991 года, ограничения касаются лишь лент о героических милиционерах, чекистах и солдатах. В соответствии с таблицей поправок ко второму чтению поправка №28 и вовсе… числится отклоненной!

"Это не окончательный текст. В окончательном тексте учтена поправка Ляшко о запрете всех российских сериалов и фильмов, выпущенных после 1 января 2014 года", – настаивает Княжицкий.

КРИТИКА. Кроме полной неопределенности с окончательной редакцией законопроекта, он был подвергнут серьезной критике как со стороны самого медиа-сообщества, так и со стороны юристов.

Так, юристы оценили законопроект как потенциально чреватый цензурой. По мнению президента Ассоциации медиа-юристов Татьяны Котюжинской, принятие такого закона говорит о попытке ввести цензуру. "Происходит поиск, каким образом проводить цензуру. Это ограничение свободы, ограничение хозяйственной деятельности", – уверена президент Ассоциации медиа-юристов.

Против принятия данного законопроекта (наравне с депутатскими инициативами, запрещающими владение иностранцами телеканалов и разрешающими отзыв лицензии Нацрадой без решения суда) выступили крупнейшие украинские медиа-холдинги. В открытом письме "Медиа Группы "Украина" выражается глубокая обеспокоенность нормами, содержащимися в законопроектах №№ 1317, 1768, и 1889. "Данные законопроекты противоречат как нормам международного права, так и общепринятым европейским стандартам. Они ставят под угрозу независимость деятельности СМИ. Как и наши коллеги по медиа рынку, мы уверены, что вместе с этими законопроектами на повестку дня Верховной Рады будет вынесен вопрос о существовании в Украине свободы слова как таковой и правового государства", – говорится в тексте документа.