Штефан Фюле: "В соглашении пока нет пункта о перспективе членства Украины"

28 ноября 2013, 12:00
Еврокоммисар дал эксклюзивное интервью "Сегодня"

Фюле разочарован, что модернизацию Украина считает тратой денег. Фото AFP

Еврокоммисар по вопросам политики и добрососедства в эксклюзивном интервью "Сегодня" рассказал, почему названную властями цифру в 160 млрд евро считает завышенной, сколько денег ЕС вложил в Украину и почему Россия так важна для Брюсселя

— По словам Николая Азарова, на внедрение технических стандартов ЕС, Украине нужно более 160 млрд евро. ЕС готов дать Украине такую сумму? Ведь ранее вы говорили только о 800 млн евро?

Реклама

— Цифра в 160 млрд евро в виде адаптационных издержек для Украины не вызывает доверия. Даже если растянуть эту цифру на 10 лет переходного периода, это 10% годового ВВП Украины. А это глубоко противоречит опыту стран Центральной и Восточной Европы. В свое время, вступая в ЕС, они инвестировали всего по пару процентных пунктов от их годового ВВП. Я разочарован, что модернизацию украинской экономики рассматривают как затраты, а не инвестиции. Единственные затраты, которые может понести Украина, это затраты за бездействие. Украина рискует своим будущим, что приведет к еще большему застою экономики. Преимущества Соглашения вполне очевидны: в первый же год украинские экспортеры смогут сэкономить до 500 млн евро на ввозных пошлинах, а в долгосрочной перспективе ВВП Украины увеличится на 6,2%. И давайте не будем забывать, что ЕС — крупнейший международный провайдер технической и финансовой помощи Украине. Все годы независимости, начиная с 1991-го, ЕС поддерживал структурные преобразования в Украине: грантов мы выделили более чем на 3,3 млрд евро, займов от Евроинвестиционного банка и ЕБРР — на 10,5 млрд евро. И это не считая двусторонней помощи от многих стран-членов ЕС. А чтобы помочь Украине адаптировать и модернизировать свою экономику, мы планировали активизировать нашу помощь и в 2014—2020 годах после подписания Соглашения.

— Ранее вы говорили, что ЕС может помочь Украине в переговорах с МВФ. В чем заключается эта помощь? Согласны ли вы с мнением МВФ, что Украина обязательно должна повысить тарифы на газ для населения, чтобы получить кредит?

— Мы хотим, чтобы Украина договорилась с МВФ как можно скорее. Конечно, это вопрос двусторонних переговоров МВФ и Украины. В вопросе тарифов на газ нужно работать прозрачно, постепенно отказываясь от практики субсидирования уязвимых категорий населения. Из-за разницы в тарифах для населения и бизнеса и возникают долги, которые только увеличивают дыру в бюджете. Субсидирование — самый большой враг модернизации. Но уже сейчас у украинского руководства есть новая система перераспределения тарифов (увеличение цены газа для богатых  — Авт.), которая поможет выйти из этой проблемной ситуации. И МВФ готов помочь внедрить эту систему.

Реклама

— Сколько лет должно пройти, прежде чем Украина вступит в ЕС?

— Сейчас мы должны сконцентрироваться на сроках решения проблем, которые привели к "паузе" в подготовке подписания Соглашения. Когда мы поймем, что Соглашение об ассоциации можно подписывать и запускать зону свободной торговли, тогда можно вернуться и к вопросу о членстве.

— Чем ближе дата подписания Соглашения, тем больше в СМИ появляется противоречивой информации. Противники евроинтеграции Украины вспоминают опыт прибалтийских стран: якобы после вступления в ЕС их экономические показатели ухудшились. Где же правда?

Реклама

— Только не здесь. Эстония является частью зоны евро, через пару недель присоединится и Латвия. Экономика Литвы была и есть одной из самых быстрорастущих в ЕС, она занимает 17-е место в мире по индексу легкости ведения бизнеса. Взять только вашего соседа — Польшу. В 1990 году польский и украинский ВВП на душу населения были почти одинаковы. Двигаясь по тому же пути, что и сейчас Украина, пытаясь подписать Соглашение об ассоциации, уже к 1995-му польский показатель ВВП на душу населения был почти в четыре раза выше, чем у Украины. За тот же период, общий объем иностранных инвестиций в Украину упал на 42%, в то время как в Польше он вырос на 66%. У Украины есть все перспективы повторить подвиг своего западного соседа. У всех стран Европы, подписавших Соглашения об ассоциации с ЕС в начале 90-х, ВВП на душу населения вырос на 57%, инвестиции на душу населения — на 61%, а экспорт — на 65%. Все это произошло еще до того, как им дали ясную перспективу вступления в ЕС. И хотя в нынешнем тексте нет упоминания о перспективе членства в ЕС для Украины, само по себе Соглашение предназначено приблизить Украину к ЕС политически, и интегрировать в экономическом плане: снизить торговые барьеры, повысить уровень ВВП, помочь побороть коррупцию и улучшить инвестиционный климат. Все это впоследствии приведет к увеличению рабочих мест и повышению заработной платы.

— Поговаривают, что Турция собирается отозвать заявку на вступление ЕС из-за якобы нестабильной экономической ситуации в еврозоне. Это правда?

— Это неправда. Турция — страна-кандидат на вступление в ЕС, и сейчас мы на этапе переговоров по этому поводу. Совсем недавно мы дали новый виток этому процессу. В недавнем заявлении о пакете демократических реформ премьер-министр Эрдоган подчеркнул, что этот пакет был смоделирован на законах и правилах ЕС. Таким образом, ЕС остается ориентиром и источником вдохновения для реформирования и модернизации.

— Что нужно сделать Украине, чтобы избежать негативных последствий после создания зоны свободной торговли с ЕС?

— Я хотел бы отклонить любое предположение, что Соглашение якобы негативно повлияет или окажется "дорогостоящим" для Украины, и что необходимые инвестиции в модернизацию будут выше, чем выгоды. Чем больше вы вкладываете в реформы и модернизацию, тем больше преимуществ. Независимо от Соглашения, Украине необходимо модернизировать свою экономику, промышленность и заводы. У вас есть все, чтобы стать конкурентоспособными. Соглашение предлагает лишь план реформ и помощь со стороны ЕС, чтобы эти реформы не были такими болезненными. Также имейте в виду, что вы сможете защитить чувствительные части своей экономики после создания ЗСТ: для этого предусмотрен 10-летний переходный период.

— Как бы вы охарактеризовали отношение России к европейскому выбору Украины?

— Любой вид давления на наших партнеров из-за решения более тесно сотрудничать с ЕС неприемлем. Объясняя паузу в подготовке к подписанию Соглашения, Кабмин и президент говорят о ряде мер, принятых Россией. Но они беспочвенны: Россия также может выиграть от подписания Соглашения. В ассоциации с Украиной нет ничего, что бы могло негативно повлиять на Россию. Россия — стратегический партнер для ЕС, и мы хотим использовать весь потенциал этого партнерства. Было бы нелогично просить наших партнеров не сделать то же самое.

— Не кажется ли вам, что Украина одновременно со странами ЕС и ТС?

— Наши предложения о тесном сотрудничестве прозрачны и понятны. Естественно, что таких же предложений мы ждем и в свой адрес. В наших интересах, чтобы Украина имела хорошие отношения со своим соседом (Россией — Авт.), и мы призываем партнеров (Украину — Авт.) сохранять традиционные связи с тем, с кем они захотят.

— Как вы считаете, куда Украине стоит интегрироваться: в ЕС или ТС?

— Этот выбор должна сделать Украина. Но, насколько я знаю, и эту мысль на днях озвучили президент и премьер-министр, стратегическим направлением для Украины является Европейский союз.

Философ Евросоюза

Имя: Штефан Фюле
Ро­дил­ся: 24.05.1962 в Чехии
Карьера: еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства (с 2010 года).

Знаменитый комиссар — автор известного "списка Фюле" — окончил философский факультет Карлова университета в Праге. Затем пять лет (с 1981 по 1986 года) учился в МГИМО, благодаря чему свободно владеет не только английским, но и русским языками. Участвовал в учебной программе разоружения ООН в 1988 году. Свою политическую карьеру он начал в 2001 году, когда стал первым замом министра обороны Чехии. Кроме того, Фюле женат и является счастливым отцом троих детей.