Россия положила глаз на нашу плавбазу для ремонта подлодок и крейсер "Украина"

10 ноября 2011, 07:46
Неделю назад в Николаев приезжала целая делегация специалистов из Минобороны РФ

База подлодок. Больше 20 лет ржавеет у причала. Фото: bazar.nikolaev.ua

Россия планирует достроить в Николаеве плавучую техническую базу для ремонта подлодок и приценивается к недостроенному крейсеру "Украина". Об этом "Сегодня" сообщил глава Николаевской ОГА Николай Круглов. Напомним, что оба боевых корабля, плавбаза и крейсер, были построены николаевскими судостроителями и спущены на воду в начале 90-х годов. До ввода их в боевую готовность не хватило самой малости, однако развал Советского Союза и отсутствие финансирования на достройку превратило исполинов в памятник отечественному долгострою. Их законсервировали у причалов заводов, а разговоры о том, что корабли будут доводить "до ума", продолжаются уже более 20 лет. И вот, по словам Круглова, дело сдвинулось с мертвой точки.

"Неделю назад в Николаев приезжала целая делегация специалистов из Минобороны РФ. Осматривали законсервированные военные корабли. Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы достроить плавучую техбазу. Пока контракты не заключены, но к этому все идет, — говорит глава области. — И Николаев, и регион заинтересованы в возобновлении сотрудничества в области военного судостроения и ремонта кораблей. Это даст тысячи рабочих мест и новые инвестиции! Да и в самом городе есть все для выгодного сотрудничества — судостроительные заводы и НИИ, профильные вузы. А вот заказов нет, уходят самые опытные специалисты-корабелы, еще 5 лет — и работать на судостроительных заводах будет некому". Кроме того, Николай Круглов надеется, что судостроительные предприятия области скоро заключат контракты с Россией на обслуживание троих "братьев" "Украины" — построенных по тому же проекту действующих российских крейсеров.

Реклама

Мы обратились за комментариями в российскую "Объединенную судостроительную корпорацию", которая, по словам главы Николаевской ОГА, и положила глаз на военные корабли. Однако в пресс-службе предприятия информацию о грядущем капремонте техбазы нам не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть, сославшись на отсутствие информации. А вот на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) Николаева уверяют: готовы хоть сейчас приступить к достройке плавучей базы. "Но пока работаем в направлении достройки. Это все, что я могу сказать", — сообщил "Сегодня" пресс-секретарь ЧСЗ Игорь Казакуца. Один из сотрудников ЧСЗ на условиях анонимности (предприятие "режимное", выполняет военные заказы. — Авт.) пояснил слова Казакуцы: "Да, действительно, на днях плавбазу тщательно осмотрели российские спецы. Но пока не подписан контракт, что, мол, Минобороны РФ платит деньги, а специалисты нашего завода обязуются выполнить ремонтные работы, руководство ЧСЗ ничего конкретного говорить не будет". К слову, плавбаза проекта 2020, о которой идет речь, спроектирована как мастерская по перезарядке ядерных реакторов атомных подводных крейсеров в открытом море. Однако может использоваться и для ремонта обычных, дизельных лодок.

Крейсер "Украина". Почти готов приступать к боевому дежурству. Фото: bazar.nikolaev.ua

Реклама

"Крейсер купят, но меньше чем за $500 млн"

Интересно, что о достройке и продаже крейсера, носившего гордое название "Украина" (в 2010-м корабль был лишен этого имени по решению ВР Украины. — Авт.), президенты России и Украины договорились еще год назад. Однако крейсер по-прежнему законсервирован в Николаеве, договор о сделке до сих пор не подписан, и даже цена покупки пока не озвучивалась. Но у многих экспертов реальность будущей сделки вызывает сомнение. "Крейсер готов на 95%. Сейчас он законсервирован — на нем отсутствует вооружение и электроника. Его ориентировочная стоимость — около $500 млн. Именно в эту сумму когда-то обошлась его постройка. Но продать его за такую цену сложно. Ведь дооборудование корабля современным вооружением и ввод его в строй обойдется в те же полмиллиарда. Для любого государства дешевле построить новый современный корабль. Поэтому если Россия и купит крейсер, то за сумму, вдвое или втрое меньшую, чем $500 млн", — уверяет капитан 2 ранга в отставке Анатолий Проскура.