Рада приняла законы о создании Государственного дорожного фонда

17 ноября 2016, 15:01
Парламент определил порядок финансирования фонда, за средства из которого будут ремонтироваться дороги Украины

Верховная Рада Украины. Фото: AFP

Верховная Рада сегодня, 17 ноября, приняла законы №4014а и №4015а о создании Государственного дорожного фонда Украины.

За принятие законопроекта №4014а "О внесении изменений в закон Украины "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины" во втором чтении и в целом в четверг, 17 ноября проголосовали 248 депутатов, а за принятие законопроекта №4015а "О внесении изменений в Бюджетный кодекс относительно усовершенствования механизма финансирования дорожной отрасли" – 235 депутатов.

Реклама

Между тем, парламент в феврале и марте 2016 года дважды проваливал голосование в первом чтении за аналогичные законопроекты.

Согласно пояснительной записке к законопроекту №4014а, предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс Украины относительно создания специального фонда в составе государственного бюджета для финансирования дорожного хозяйства за счет следующих поступлений:

  • акцизный налог с произведенных подакцизных товаров (продукции) в части нефтепродуктов и транспортных средств;
  • акцизный налог с ввезенных на таможенную территорию страны подакцизных товаров в части нефтепродуктов и транспортных средств;
  • ввозная пошлина на нефтепродукты и транспортные средства и шины к ним;
  • плата за проезд автомобильными дорогами транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные, и др.

"Выделение источников финансирования дорожного хозяйства в отдельный фонд поможет обеспечить стабильное финансирование дорожного хозяйства, позволит предотвратить направление источников финансирования дорожного хозяйства на другие цели", – отмечается в записке.

Реклама

Кроме того, для обеспечения внедрения и реализации государственной политики, направленной на снижение уровня смертности и травматизма от ДТП, предполагается направить часть средств, аккумулируемых Фондом на финансирование обеспечения безопасности дорожного движения согласно государственным программам.

Законопроектом устанавливается, что налоги (акцизы), определенные к наполнению фонда, будут зачисляться в спецфонд в следующем размере: в 2018 году – 50%, 2019 году – 75% и с 2020 года – 100%

Согласно пояснительной записке, реализация проекта Государственного дорожного фонда позволит:

Реклама
  • обеспечить строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования;
  • обеспечить надлежащее содержание и своевременный ремонт автомобильных дорог общего пользования и улучшить их техническое состояние;
  • выполнить ремонт и реконструкцию существующих мостов и путепроводов для доведения их характеристик до нормативных параметров;
  • обеспечить безопасность и улучшить организацию дорожного движения (дорожные знаки, освещение, разметка, ограждения и т.д.);
  • улучшить дорожную инфраструктуру (придорожный сервис) и повысить ее уровень до европейских стандартов.

В аналогичной записке к законопроекту №4015а указывается следующая схема распределения средств Фонда:

  • 62% средств Государственного дорожного фонда направляются на финансирование строительства, реконструкции, ремонт и содержание автодорог общего пользования госзначения;
  • 35% – на финансирование строительства, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог общего пользования местного значения;
  • 3% – на финансирование безопасности дорожного движения согласно государственным программам.

Напонмим, Мининфраструктуры еще в мае 2015 года заявило о намерении просить Минфин направлять все средства от акцизного сбора с продажи топлива в 2016 году в Дорожный фонд, тогда как в настоящее время большинство таких средств направляется в общий фонд госбюджета вместо целевого направления на содержание и ремонт дорожной сети.

"Если на дороги направить все те деньги, которые мы собираем от акциза, этого будет достаточно, чтобы покрыть Украину качественными дорогами", – отмечал тогда глава министерства Андрей Пивоварский.

В 2013 году на тот момент глава "Укравтодора" Евгений Прусенко сообщал, что преимущество Государственного дорожного фонда по сравнению со спецфондом государственного бюджета заключается в том, что из него нельзя изъять средства на другие виды работ, кроме дорожных.