"Против Майдана было отделение снайперов", – представитель Самообороны

1 марта 2014, 08:31
Очевидцы расстрела рассказали, откуда велся огонь и сколько стрелков задержали

«Кровавая баррикада». Здесь самооборонцы оказались под перекрестным огнем. Фото Д. Фортунатов

Неделя прошла с момента расстрела защитников Майдана в Киеве, когда погибли около 80 человек, и большинство — именно от выстрелов снайперов. По словам Ольги Богомолец, которая руководила спасением раненых на Майдане, 18 февраля, в первый день спецоперации силовиков по зачистке акции протеста, от выстрелов снайперов в сердце, легкие и сонную артерию были убиты 25 человек. Когда самооборона пошла в наступление, 20 февраля, были застрелены более 60 человек. Еще 350 получили тяжелые огнестрельные ранения. От точно выпущенной пули снайпера не могли спасти каски и бронежилеты. 

ПЕРВАЯ ТОЧКА. "Саша Храпаченко был убит утром 20 февраля. Его группа наверху Институтской нарвалась на сильный огонь. Прикрываясь щитами, они уже отползали назад... На нем была вся защита, но пуля прошла через ключицу в легкие. Он мгновенно погиб", — рассказал его сотник по прозвищу "Писня".

Реклама

Отель "Украина". На верхнем этаже предположительно работали два стрелка. Фото Д.Фортунатов

Отстрел шел даже после того, как силовики отступили по улице Институтской за вход на станцию метро "Крещатик" и стало очевидным, что их попытка по зачистке Майдана провалилась. "Самое страшное, что, прорвавшись на пятачок напротив метро, ребята оказались под перекрестным огнем снайперов", — сказал "Сегодня" Николай из Львовской области, который приехал в Киев как раз 18 февраля, а теперь охраняет эту "кровавую" баррикаду. О перекрестном огне свидетельствуют пулевые отверстия в фонарных столбах и в стволах растущих напротив них деревьев.

Реклама

Согласно наблюдениям Николая, два снайпера работали на верхнем этаже гостиницы "Украина": один в направлении Майдана Незалежности, второй — в сторону верхнего выхода из метро "Крещатик". За углом банка "Аркада" якобы была группа автоматчиков. Еще один снайпер, по его словам, сидел на крыше дома по адресу Банковая 2. То ли двое, то ли один якобы стреляли с последнего этажа Нацбанка, периодически меняя свои позиции в окнах. Еще один стрелок работал в этом направлении с крыши Кабмина — с этой позиции он видел почти всю Институтскую. По подсчетам Николая, в тот день здесь работали минимум шесть снайперов.

ВТОРАЯ ТОЧКА. По данным бывшего афганца В. (имя он просил не указывать), задача которого была выявить расположение снайперов для последующей передачи информации в штаб, — еще одна точка снайперов была в районе гостиницы "Казацкая". "Сидели снайпера на последнем этаже отеля. Еще одного засекли на Октябрьском дворце в сторону Майдана, другого — в сгоревшем Доме профсоюзов. Здесь вообще была самая выгодная позиция для снайпера. Была засада на угловом доме на Костельной, где двое снайперов просидели почти сутки. Скорее всего, это их работа: возле памятника архангелу Михаилу была ранена в спину девушка и убит парень. По моим данным, удалось захватить троих стрелков, но об их судьбе я ничего не знаю", — заверяет афганец.

Реклама

ТРЕТЬЯ ТОЧКА. По словам активистов, начинали снайперы работать на Грушевского сразу же, как только там выросли первые баррикады 19 января: разместились якобы на крыше Кабмина. "Мы возвели хорошие баррикады на Грушевского, там практически везде была мертвая зона для снайперов. Лишь один квадрат простреливался, но там стояли высокие баррикады и людей не было видно", — сказал командир отряда "смертиков", как они себя называли, по кличке "Борода", который вместе с товарищами оборонял Грушевского почти месяц. Когда 18 февраля их оборону прорвали из-за того, что несколькими днями ранее в результате перемирия были пробиты ворота в их баррикаде, они утверждают, будто уже наблюдали снайперов на верхнем этаже отелей "Днипро" и "Хрещатик". "Работало минимум одно отделение снайперов — 10 человек, — рассказал нам руководитель штаба народного сопротивления Майдана Анатолий Ведмедь. – Предположительно было и второе отделение "гуляющих стрелков" — нанятых гражданских, которые начали работать уже после отхода силовиков с Грушевского и Ин­ститутской. Они отстреливали людей еще несколько дней. По нашим данным, им платили за каждого убитого". Один день работы "нанятого снайпера" якобы стоил $40 тыс.

По словам Ведмедя, предпринимались попытки поймать снайперов, но насколько они увенчались успехом, он не стал комментировать. Сотник Волынской сотни рассказал, что майдановцы поймали двоих снайперов. Об их судьбе сотник отмолчался.

Были снайперы якобы и со стороны самообороны, сообщали силовики. Минимум двое, и предположительно они в свое время служили в рядах Советской армии в Афганистане. Однако сами самообороновцы эту информацию отрицают.