После ареста мужа Оксана Зварич отметает все предложения о взятках

6 октября 2011, 07:41
Теперь она выносит решения, "по которым учебники можно писать".

Семья судей. Сейчас Оксана Зварич продолжает работать в суде и выносит очень принципиальные решения, фото Ю.Кузнецова.

Когда огласили обвинительный приговор знаменитому судье-коляднику Роману Зваричу, большинство экспертов были полны скепсиса: мол, это никак не повлияет на коррупцию в судейской среде. Не испугаются служители Фемиды посадки своего коллеги и продолжат брать взятки. Разве что, может быть, тарифы увеличат. За риск.

Но "Сегодня" обнаружила одного украинского судью, на которого процесс над Зваричем оказал чрезвычайно серьезное педагогическое влияние. Это его жена — Оксана Зварич, судья Львовского апелляционного хозяйственного суда.

Реклама

Львовские адвокаты и судьи в один голос уверяют — после ареста мужа его супруга с "дальнего порога" отметает предложения о взятках, а все решения принимает исключительно с точки зрения буквы закона. "Она принимает очень правильные, взвешенные решения, как "книжка пишет". Просто образцовый судья! От любых предложений "как-нибудь договориться" шарахается, как черт от ладана", — говорит один известный львовский адвокат.

Слухи о принципиальности жены Романа Зварича дошли и до Киева. "По ее приговорам сейчас можно учебники писать, — восхищается один известный киевский юрист-преподаватель. — Все настолько четко и выверенно. Комар носа не подточит". Любопытно, что в былые времена об Оксане Зварич говорили совсем иначе.

Когда раскрутилась история с "колядником", его жену Оксану обвиняли в ведении "черной бухгалтерии", и Генпрокуратура даже просила Совет судей лишить ее права судейства за соучастие. Как доказала графологическая экспертиза, рассказывал журналистам следователь по особо важным делам ГПУ Владимир Жербицкий, именно супруге экс-судьи принадлежит почерк в тетрадке, куда записывали суммы взяток и их назначение (например, "на путевку в Турцию"). Впрочем, сама супруга свою причастность отрицает, но ее коллеги все равно подчеркивают очень серьезные изменения, которые с ней произошли — стала очень пунктуальной, принципиальной.

Реклама

Впрочем, возможно, перемены связаны и с личными проблемами. "Да не трогайте вы Оксану, она давно уже расплатилась за все грехи мужа, пережила сложную операцию", — сказала нам один из львовских юристов. На одном из судов над Зваричем еще в прошлом году его адвокат попросил суд отпустить подсудимого на подписку о невыезде, так как его жену Оксану во время следствия поставили на учет в онкодиспансер.

ЭКСПЕРТ: "ДОСТАТОЧНО ВСЕГО 27 "ЗВАРИЧЕЙ". Итак, пример жены Зварича свидетельствует, что посадка судьи в тюрьму таки может благотворно сказаться на отношении к работе его коллег. Конечно, это не говорит о том, что нужно возвращаться к опробированной большевиками практике взятия заложников (то есть бросить в тюрьму всех жен и мужей ключевых судей страны). Это, безусловно, антигуманно. Но можно задаться вопросом: не стоит ли все-таки более активно выносить обвинительные приговоры с реальными тюремными сроками коррупционерам? Мнения экспертов разошлись.

"Думаю, что сажать родственников — действительно слишком дорогой ход, в таком случае придется отправить за решетку половину судейских семей. Можно сэкономить, ограничившись одним судьей на один город. В каждом городе судьи — это как семья, отдельная социальная группа, они все друг друга знают. Существуют расчеты для оружия массового поражения: сколько нужно килотонн эквивалента тротила для того, чтобы разрушить город. Так вот, любой судья — эквивалент хорошей атомной бомбы, которая при его аресте за взятки накроет слухами, пересудами, впечатлениями целый город. У нас 24 облцентра плюс Крым, Киев и Севастополь — значит, достаточно 27 "Зваричей", чтобы прекратилась коррупция во всех облцентрах. А если не берут в области, то не берут и в районе. Конечно, желательно нанести удар по всем коррупционерам, но если такой возможности нет, надо ударить по коррупционным штабам", — говорит политолог Дмитрий Выдрин.

Реклама

"Если судей только сажать — это не решит проблему коррупции. Нужно менять законы, а главное, нужна политическая воля руководства страны, чтобы прекратилось взяточничество в судах. Многие страны, в которых суды считались коррупционными, пошли этим путем, и буквально за год там коррупция пошла на спад. Самый яркий пример — Грузия. Так же было в начале 1990-х в Польше. Закон должен быть таким, чтобы брать взятки стало невыгодно, чтобы судьи были действительно независимыми. Есть разные варианты: выборность судей, суд присяжных", — говорит политолог Сергей Таран.

Известный в прошлом судья Юрий Василенко также считает, что суровый приговор в отношении Зварича не повлияет на желание других служителей Фемиды незаконно обогащаться. "Взятки не перестанут брать, просто будут делать это осторожнее, аккуратнее, дабы не попасться, — говорит он. — В былые годы громкие процессы над судьями-взяточниками проходили в Николаеве, Днепропетровске, Одессе, Запорожье, и виновных наказывали различными сроками, но искоренить явление не удалось. И не удастся, пока судья не будет бояться брать деньги — ни напрямую, ни через посредника. Тут обратно пропорциональная связь: чем ниже жизненный уровень людей, тем больше надо занести за нужное решение".

ВЗЯТКИ ВЫРОСЛИ. В адвокатских кругах Львова говорят, что после приговора Зваричу "тарифы" в части судов выросли в два-три раза. "Если раньше за решение в среднем брали 5 тысяч "зеленых", то теперь мзда подскочила до 10—15 тысяч — берут надбавку за риск. На лапу теперь дают через целую цепочку посредников, для пущей перестраховки", — рассказали нам львовские адвокаты.