У Верховной Рады грандиозные планы

4 февраля 2013, 08:05
"Сегодня" выяснила, каких активностей стоит ждать от нардепов VII созыва. Речь идет о пересмотре бюджета, реформировании "Нефтегаза" и рассмотрении скандальных законопроектов

Парламент. Со вторника и до июля за стенами Рады будет жарко / Фото: Юрий Кузнецов

Завтра парламент седьмого созыва откроет свою первую полноценную сессию, которая продлится до июля. Начнется она, скорее всего, с оппозиционного шоу, на которое большинство не будет реагировать. Даже если трибуна окажется заблокированной, это вполне всех устоит: пока депутатам просто нечего рассматривать — большинство законопроектов лежат мертвым грузом в комитетах, которые еще толком не заработали. Так что февраль будет месяцем, когда оппозиции дадут демонстрировать ее воинственность, а власть тем временем займется накапливанием сил. А настоящая работа начнется с весны — и тогда мы можем стать свидетелями серьезных противостояний. Какие же основные законы будут обсуждать нардепы и как поведут себя большинство и оппозиция?

ЗАКОНЫ: ПЕРЕСМОТР БЮДЖЕТА И ЛИКВИДАЦИЯ "НЕФТЕГАЗА"

Реклама

БЮДЖЕТ. Главным вопросом предстоящей сессии станет пересмотр бюджета-2013. Он рассчитан, исходя из среднего сценария в экономике, однако проблема в том, что ВВП в нем рассчитывался исходя из того, что будет выполнен плановый показатель 2012 года (рост 3,9%).

Однако Минэкономики уже опубликовал ориентировочные данные по прошлому году —  рост ВВП всего 0,2%. И это означает недостачу нынешнего бюджета в районе 15 млрд гривен. Поэтому, если только в ближайшие месяцы ситуация в экономике кардинально не улучшится (а мировые прогнозы оснований для этого, увы, не дают), по итогам первого квартала следует ожидать секвестра бюджета, то есть сокращения финансирования целого ряда статей. Социальные статьи, конечно, не тронут, но ужимание ряда программ и финансирования аппарата, скорее всего, произойдут. Все это, безусловно, будет сопровождаться заявлениями оппозиции об антинародной политике правительства, но самому правительству деваться некуда: одно из основных требований МВФ — лимитированный дефицит бюджета.

НЕФТЕГАЗ. В ближайшие несколько месяцев парламенту предстоит принять пакет законов, связанный с реформой "Нефтегаза". То, что сама реформа состоится, сомнению не подлежит — ее уже заанонсировал президент. К тому же, разделение энергетического гиганта на несколько компаний, занимающихся различными направлениями, является требованием Энергетической хартии Евросоюза. Наконец, выделение "Укртрансгаза" (структуры, отвечающей за газотранспортную систему) в отдельную компанию должно стать первым шагом к созданию украинско-российского газового консорциума, разговоры о котором в последнее время усилились. А поскольку в оппозиции это тоже понимают, спокойно реформа "Нефтегаза" не пройдет.

Реклама

ОБРАЗОВАНИЕ И ЯЗЫК. С очень большой вероятностью на предстоящей сессии следует ожидать принятия во втором чтении закона о высшем образовании, вокруг которого будет сломано немало копий (хотя бы потому, что это непосредственно связано с ведомством Дмитрия Табачника). Кроме того, оппозиция постарается продавить рассмотрение своего языкового закона, но власть на это пойдет только в том случае, если это будет выгодно как шумовое прикрытие решения каких-то серьезных экономических вопросов.

БОЛЬШИНСТВО: БОРЬБА ЗА ДИСЦИПЛИНУ

Главная внутренняя проблема, которую предстоит решить власти, — обеспечение стабильного большинства. На дебютной сессии с этим были большие проблемы — частично из-за трений внутри власти, частично из-за проблем, созданных оппозиционным требованием персонального голосования. А поскольку уже даже Виталий Кличко заанонсировал борьбу с голосованием чужими карточками (в декабре УДАР в этом вопросе был пассивнее "Батькивщины" и "Свободы"), ясно, что нагнетание этой темы продолжится.

Реклама

Решать проблему регионалы будут тремя способами. Во-первых, через усиление дисциплины во фракции: вопрос явки будет стоять куда строже, чем месяц назад. Во-вторых, уже предложенной реформой рабочего графика, когда для голосований будет выделяться один день в неделю (причем ее могут даже не проводить через изменение регламента, а просто сносить все ключевые голосования, к примеру, на четверг). В-третьих, будет проведена работа по вербовке в оппозиционных фракциях новых членов большинства. Впрочем, последний вопрос напрямую связан с решением главного внутривластного вопроса — возвращением секретарю СНБО Андрею Клюеву функции главного коммуникатора с парламентом. Клюев — человек, слову которого верят даже все оппозиционеры, провластные фракции также предпочитают контактировать с ним, а потому для обеспечения стабильного большинства этот вопрос Банковой решать придется.

ОППОЗИЦИЯ: АКТИВНОСТЬ ИЗ-ЗА КОНКУРЕНЦИИ

Повестка оппозиции известна наперед. Ее внешняя сторона — требование персонального голосования и всевозможные акции (от блокирования до митингов) против властных законопроектов. Проводиться она будет активно, так как стимулом является сторона внутренняя — соперничество лидеров фракций за титул главного оппозиционного кандидата на президентских выборах-2015. Поскольку формальное единство "Батькивщины", УДАРа и "Свободы" в ближайшие месяцы сохранится, основным будет вопрос — кто первым успеет выдвинуть ту или иную инициативу в борьбе с властью (остальным придется идти в фарватере иницииаторов — как это было в случае с внеочередной сессией, идею которой выдвинул Виталий Кличко, а Арсений Яценюк и Олег Тягнибок были вынуждены к ней присоединиться).

Одновременно с этим Кличко и Тягнибок будут ожидать возможности лишить Яценюка его неформального титула лидера всей оппозиции. Правда, от самих Виталия и Олега в этом вопросе мало что зависит: решаться он будет внутри "Батькивщины", где продолжает назревать кризис, чреватый расколом фракции. Вполне вероятно, что от ожидаемого развала лидеры УДАРа и "Свободы" выиграют количественно, присоединив к своим фракциям несколько депутатов. Но главное для них в другом: удержится ли после этого в руках Яценюка знамя Юлии Тимошенко. Иначе говоря, вопрос в том, какой из осколков "Батькивщины" будет признан харьковской узницей как "ее" фракция. Уже достаточно оснований предполагать, что это не будет осколок Яценюка — хотя количественно он, пожалуй, будет самым крупным.