Перелеты випов: депутаты жалуются на завышенные цены и говорят, что одной зарплаты им бы не хватило

23 марта 2012, 16:47
Некоторые нардепы летают в Киев на каждую пленарную неделю, а чаще всего самолетом пользуются перед выборами

Депутаты рассказали нам, как часто летают по Украине и сколько стоят билеты

Депутаты рассказали "Сегодня", как часто им приходится летать за госденьги, а также пожаловались на завышенные цены на перелеты. Напомним, в феврале Верховная Рада заключила договор с государственной авиакомпанией "Украина" на предоставление авиаперелетов для народных депутатов на 2012 год. За это парламент заплатит 6,929 миллионов гривен. Мы подсчитали, что, таким образом, на полеты каждого депутата на весь год выделено 15 тысяч 397 гривен. В прошлом году были заключены договоры на 7 миллионов гривен. Но депутаты уже в первые четыре месяца превысили лимит на два миллиона. Нарушителей было 70.

Почти все опрошенные нами парламентарии заявили, что перелеты за государственный счет – это необходимость, и большинство летает по работе – в свои округа для общения с избирателями. В то же время некоторые нардепы принципиально не пользуются правом на бесплатные полеты по Украине.

Реклама

Депутат от ПР Валерий Забарский говорит, что летает только по работе – в свой округ в Крыму и обратно. "Это чаще, чем раз в месяц, как это рассчитано по бюджету", – отметил он. В тоже время регионал рассказал, что машинами Верховной Рады не пользуется, и на поезде также не ездит. Также, по его мнению, к подсчету лимитов на перелеты для депутатов в Раде не совсем верный подход. "Есть депутаты, которые никуда не летают, например, если у них округ в Киеве. Считаю, что депутат должен пользоваться этим правом для выполнения своих рабочих функций, но не может летать по личному вопросу. Перелеты в то же время случаются чаще перед выборами – когда приходится летать в округа по заданию фракции. Есть депутаты, которые не пользуются бесплатными билетами. Я считаю, что тут исходишь из того, с какой целью совершается перелет", – подчеркивает Забарский. По его словам, в Раде просто механически подсчитано, что у депутатов есть рабочая неделя с избирателями в месяц, и выведена средняя стоимость перелетов. Депутат отметил, что его помощники фиксируют его перелеты и их стоимость.

Забарский также жалуется на стоимость этих бесплатных билетов. Если в аэропортах билеты можно купить по разным акциям дешевле, то в кассе ВР они продаются по максимальной цене. "Если купить билеты в кассе Рады, выйдет дороже, чем в аэропорту. Когда я летал с кем-то, у кого нет права на бесплатные перелеты, и он за свои деньги покупал билет, оказывалось, что его билет на Крым стоил 1300 гривен, тогда как на моем стояла цена в 2000 гривен. Но это вопрос не к депутатам, а к аппарату ВР и авиакомпаниям", – отмечает регионал.

Реклама

Депутат от НУНС Юрий Грымчак рассказывает, что несколько раз летал за госденьги на Западную Украину, а в основном летает в Донецк. По его словам, лимит на перелеты – это условность для бухгалтерии. "По закону депутат имеет право на бесплатный проезд по Украине всеми видами общественного транспорта, кроме такси. Лимит – условная цифра", – говорит нунсовец. Он добавляет, что в бюджете считается, сколько тратилось на перелеты в общем за год, делится на 450 депутатов, и получается средняя сумма расходов.

"Часть депутатов не пользуется этой льготой, так как живет в Киеве и никуда не выезжает, части на машине доехать домой или в округ быстрее. Используют перелеты те, кто живет далеко – за 600-700-1000 км от Киева. Большая часть ПР – выходцы из Донецка, и они туда летают домой, и я тоже оттуда, потому туда летаю", – рассказывает Грымчак. "Когда билет стоит 2 тысяч гривен в одну сторону, то два раза слетал туда и обратно, и лимит уже исчерпан. Поэтому он условен", – говорит нунсовец.

Реклама

Депутат от КПУ Евгений Царьков признался, что в прошлом году был в пятерке лидеров по превышению лимита на перелеты. "Но тут первый вопрос – это тарифы на перелеты, принцип формирования цены. Полеты – необходимость. Я летаю из Одессы на пленарную неделю и потом обратно", – отметил он. Поездами депутат также пользуется – он рассказал, что ездил недавно в Винницу и оттуда – в Хмельницкий. Пожаловался нардеп и на то, что такие частые поездки выматывают. "Если бы не было льготы – то я бы тратил всю зарплату, хоть она и немаленькая, на транспортные перелеты. Своей зарплаты мне бы даже не хватило. 90% депутатов летают по работе. А как иначе? Если там есть поезд в регион, но нет самолета – берут билеты на поезда" – отмечает депутат. "Яценюк может говорить, что мы должны отказаться от перелетов – но у него три джипа в охране, а некоторые депутаты живут на зарплату. От курортного санаторного лечения отказаться – это без проблем. Но перелеты – необходимость", – подчеркивает Царьков.

Депутат также жалуется на стоимость полетов. "Тариф билета из Одессы в Стамбул и Анкару – дешевле, чем в Киев. Цены явно завышены. Я брал билеты и по 1600, 1800, 2200-2300 гривен. Многие возмущаются монопольным положением авиакомпаний в Украине, когда в Египет и Турцию дешевле, чем в Киев слетать. Мы не летаем делать шопинг. У нас у всех мало времени", – говорит Царьков. "Но цена действительно завышена. Я брал билет в Одессу в кассе Рады, стояла цена – 1900 гривен, передо мной сидел пассажир, мы разговорились, и он показал свой билет – там было 1100 гривен. Стоимость выше почти вдвое", – возмущен коммунист. Также, по его словам, то, что депутаты летают бизнес-классом – это миф. "Депутаты бизнес-классом не летают, там вдвое дороже. Хочешь лететь в бизнесе – доплачивай свои деньги. Некоторые, правда, доплачивают", – отмечает он.

А вот депутат от НУНС Юрий Стець уверяет, что льготой на перелеты принципиально не пользуется. Он также считает, что парламентарии могут позволить себе оплатить свои поездки самостоятельно. "Я не летаю за деньги налогоплательщиков. Я плачу сам, командировка это или личные поездки. 99% депутатов – далеко не бедные люди, и никаких льгот вообще депутатам не надо. Я считаю так: в депутаты должны идти люди, которые чего-то добились. Если же люди ничего не добились, в том числе определенного материального положения, то им нечего делать в парламенте. Чему они смогут научить других?" – подчеркивает нунсовец.

"Депутаты – не бедные люди, и я не вижу необходимости, чтобы нам делали какие-то скидки. Абсолютно все сами способны оплатить свои перелеты", – подчеркивает он.

Регионал Олег Царев признался, что дважды в неделю летает в Киев и из Киева. "Такие нормы заложены во многих странах, бесплатный проезд от места работы к месту жительства. Но надо решать вопрос с ценой. Если я плачу 500-700 долларов за перелет до Вены, то перелеты по Европе стоят 70-80 долларов, по Украине же летать дороже, чем долететь из Москвы в Нью-Йорк", – говорит нардеп.

Он также подтверждает, что цена, по которой депутатам продают билеты в кассе Рады, завышена. "При таких ценах зарплаты на перелеты не хватит", – говорит регионал.

Экс-бютовец Валерий Писаренко заверил нас, что не летает за госсчет. "Если депутат считает, что у него безграничное право летать за госденьги, то он путает свое и государственное", – считает он.

"Если бы каждый депутат отчитывался, куда и зачем он летает, ему самому стало бы стыдно. Я не пользуюсь этой льготой. Я стараюсь сам оплачивать свои перелеты", – говорит депутат.

Мы также спросили пользователей на нашей странице в Facebook, как они относятся к сумме в 7 миллионов гривен, выделенной на депутатские полеты. Только два голоса было отдано за то, что эти деньги депутатам необходимо выделять для работы с избирателями и командировок за границу. Подавляющее большинство проголосовавших заявили, что не верят, что депутаты летают только по работе. Еще два человека считают, что парламентарии должны пользоваться такими же льготами, как и другие представители власти.